Михаил Пореченков: «Трясло всю семью, но в итоге все сложилось»

«Некоторые подумают: Паша Табаков из актерской династии, а значит, попал в жюри по блату. Ну и...
Михаил Пореченков. Фото
Михаил Пореченков
Фото: Григорий Безенчук

«Некоторые подумают: Паша Табаков из актерской династии, а значит, попал в жюри по блату. Ну и хорошо, что он из такой семьи, он пропитан и театром, и кино именно потому, что его родители всю жизнь этим занимались. Есть такой эффект огурцов: положишь свежий в банку к соленым, а он раз — и просолится очень быстро», — говорит Михаил Пореченков.

— Михаил Евгеньевич, хочу спросить у вас как у президента кинофестиваля «Горький fest». В жюри неожиданно для многих оказался Павел Табаков, довольно юный актер. Как это произошло?

— А кто должен оценивать фильмы? Что не так? В жюри была, например, и Юлия Хлынина — тоже молодая акт­риса. Мне интересен взгляд молодого, но уже достаточно популярного артиста, который много снимается в кино, работает в театре. Вы, видимо, имеете в виду, что некоторые подумают: Паша из актерской династии, а значит, попал в жюри по блату. Ну и хорошо, что он из такой семьи, он пропитан и театром, и кино именно потому, что его родители всю жизнь этим занимались. Есть такой эффект огурцов: положишь свежий в банку к соленым, а он раз — и просолится очень быстро. Я доверяю вкусу Паши, он высказывает парадоксальные, но очень интересные мысли, свойственные молодым людям. Потому что наше поколение говорит: «Надо делать вот так, и по-другому нельзя». А они спорят: «Подождите, давайте посмотрим с другой стороны». Они озорно на все глядят, задорно. Какие-то вещи, которые важны нам, они пропускают, а на те, которые пропускаем мы, напротив, обращают внимание. Но вот вчера, когда мы с Пашей беседовали и я его спросил: «Как тебе фильм, который ты посмотрел?» — он вдруг ответил: «Чтобы оценить, мне не хватает совета старшего товарища». Я говорю: «Ну видишь, стариков, значит, рано списывать в утиль?» А сам подумал: о, ничего себе! Значит, молодежи нужно мнение старшего поколения, чтобы проверить себя, свои взгляды. Может быть, что-то поменять. А может, сказать: «Нет, мы идем правильным путем». А нам, старикам, нужен взгляд молодых. Поэтому такой симбиоз, который мы создали, мне симпатичен.

— Что же вы себя в старики записываете?

— А мы как раз подошли к тому возрасту, когда молодежь смотрит на нас как на стариков. Но для того фестиваль и существует, чтобы можно было проверить свои мысли, пообщаться, поделиться опытом. Что касается молодежи: пусть они делают что угодно, пробуют себя, ошибаются. Лишь бы что-то делали, двигались в разных направлениях, а не сидели на месте и думали, что им в руки упадет само.

— Как вы отбираете картины в конкурс?

— Я хочу в первую очередь поблагодарить генерального продюсера «Горький fest» Оксану Михееву и правительство Нижегородской области за блестящую, фантастическую организацию форума. Мы заявляем о себе так: «Новое российское кино». Новое — значит, делается молодыми людьми. Мы приглашаем молодых кинематографистов, и они с удовольствием отдают нам свои картины. В этом году Никита Карцев, программный директор фестиваля, отсмотрел 379 картин, если не ошибаюсь. Есть вещи, которые можно пропустить, а есть те, за которые можно зацепиться, о которых можно сказать: вот это уже кинематограф, и рано или поздно режиссер выйдет поплавать в большую воду.


Михаил Пореченков с Павлом Табаковым, генеральным продюсером фестиваля Оксаной Михеевой и Юлией Хлыниной
«Я доверяю вкусу Паши, он высказывает парадоксальные, но очень интересные мысли, свойственные молодым людям. Они озорно на все глядят, задорно» С Павлом Табаковым, генеральным продюсером фестиваля Оксаной Михеевой и Юлией Хлыниной на фестивале нового российского кино «Горький fest». 2021 г.
Фото: риа новости

— Вы недавно разговаривали с вашим другом, оператором Сергеем Мачильским, и он сказал: «В этом году в российском кино есть что посмотреть».

— Сейчас кино снимается очень разное. Появилось много новых форм творческого выражения. Есть же интернет — великий и всемогущий, в котором выкладывают контент. Огромное количество людей снимает что-то в разной стилистике, в разных жанрах. Я говорю не только о большом кино, о фильмах, которые идут у нас на экранах и по телевидению. Люди снимают и для интернет-площадок, просто их картины пока по каким-то причинам не попали на большие фестивали. Это молодые кинематографисты, и мы пытаемся их найти. Мы сейчас с вами говорим о новой форме творческого кинематографа. Я не стану утверждать, что это искусство. Но это точно вид творчества. Искусство все-таки предполагает разговор с чем-то высшим и определенное стремление. Скажем так, общение художника с Богом. И тогда можно говорить об акте искусства, а все остальное — акты творчества.

— Что молодым режиссерам нужно сделать, чтобы стать успешными?

— А кто его знает. Никто не ответит, благодаря чему кто-то стал звездой. Многое решает удачное стечение обстоятельств. Ну я могу открыть свои секреты — нужно работать, нужно верить в себя, быть глубоко творческим человеком, не искать второе дно в своей работе. Если будешь говорить: «Подзаработаю-ка я немного денег» — ничего не получится. А так — все во власти Всевышнего.

— Как вы относитесь к тому, что блогеры сейчас популярнее артистов?

— Блогеры? Ну пусть будут блогеры, смотря куда они идут сами и ведут людей.

— Никуда, они деньги зарабатывают.

— Ну это странное утверждение. Идите, попробуйте заработать деньги. Почему у вас не получается их заработать, как у блогеров? Значит, куда-то они все-таки идут, значит, у них есть какая-то цель.

— А я без всякой зависти спрашиваю.

— И я не про зависть. Но вот Олег Газманов недавно сказал: «Вы говорите, что нас на свалку пора. Хорошо, ну пойдите заберите тогда мою аудиторию».

— И вас не смущает, что мерилом популярности стало количество лайков, подписчиков?

Михаил Пореченков с женой Ольгой
С женой Ольгой перед началом юбилейного творческого вечера Никиты Михалкова в Большом театре. 2021 г.
Фото: риа новости

— Меня это не смущает. Просто я живу в другом мироощущении. Пускай у меня будет мало лайков, мне нормально.

— Вы вообще, я так понимаю, не про соцсети.

— Да, я не про соцсети. Есть страница, но я там редко что-то пишу. Завел, чтобы не было фейковых новостей обо мне.

— А как вы отнеслись к дебюту Ольги Бузовой во МХАТе имени Горького?

— Послушайте, вопрос очень простой. Дирекция театра имеет право делать все что угодно, приглашать кого угодно. Другой вопрос — зачем. На мой взгляд, это же не МХАТ, это Московский театр имени Горького. Никакого отношения ко МХАТу он не имеет с момента разделения труппы, когда-то произошедшего. А МХАТ, то есть театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, существует в своем историческом здании.

— С великой историей.

— Вот великую историю давайте оставим, а все остальное… Опять же, есть искусство, а есть вид творчества, давайте это будет вид творчества. С приходом новой артистки в Театре имени Горького случилась полная посадка — насколько это вообще сейчас возможно. Ну и замечательно!

— Спектакль с вашим участием в МХТ имени Чехова «Заговор чувств» сейчас идет?

— Конечно. И у нас с посадкой всегда прекрасно, заполнены все разрешенные 50 процентов, на несколько месяцев вперед билеты распроданы. В этом спектакле нет ни одного отрицательного или положительного героя. Все герои — обычные, нормальные люди. Вы где-то видели положительных? Положительного уже распяли одного. Больше положительных нет. Вот Юрий Карлович Олеша правильно сказал: «Вы разбирайтесь в своей жизни, если можете. Найдите в себе точки соприкосновения с каждым из людей, ведь у всех своя правда». Многие говорят: а вот давайте только так или только этак. Нет, дайте людям самим подумать и выбрать, с кем им по пути. Нет никаких абсолютно положительных или абсолютно отрицательных. В каждом живет и ангел, и дьявол.

Михаил Пореченков с Юлией Мельниковой и Сергеем Мигицко
«Сейчас я снимаюсь в фильме «Чайки», про волейбольную команду. Я — тренер, а Юля Мельникова, Равшана Куркова и многие замечательные артистки — мои подопечные» С Юлией Мельниковой и Сергеем Мигицко на съемках сериала «Чайки». 2021 г.
Фото: кинокомпания «Марс Медиа»

— Сейчас много обсуждают поездку наших молодых артистов на Каннский фестиваль. Юля Пересильд, Иван Дорн туда ездили…

— Ездят — и хорошо, почему нет? Чем больше о нас говорят, тем лучше. Мы миру показываем свое искусство, и это прекрасно. Я только «за». А с Иваном Дорном я вместе снимался, значит, мы приближаемся к Каннам — или Канны к нам.

— Считается, что есть список российских актеров, которые могли бы прижиться на Западе. Вы представляете, кто в этом списке?

— Нет. Я вообще списки не люблю.

— Почему?

— Не знаю. У нас в стране не всегда благополучно заканчивается составление списков. Вспомните хотя бы 1937 год…

— Медали, награды — это для вас важно?

— Отношусь к ним совершенно спокойно. Но несколько лет назад я получил звание народного артиста и отчитался перед мамой, сказал: «Мама, видишь, я занимаюсь профессией. Я 26 лет отработал в театре, сыграл 130 ролей в кино, и вот меня оценили, сказали, что я достоин. Я рад». Она же долго не понимала, чем я занимаюсь.

— Что, все это время она вас артистом не признавала?

Михаил Пореченков
«Трудно ответить, благодаря чему кто-то стал звездой. Я могу открыть свои секреты — нужно работать, верить в себя, быть глубоко творческим человеком и не искать второе дно в работе»
Фото: Григорий Безенчук

— Она как-то несерьезно относилась к этому. А тут сказала, что теперь я достойный сын своей матери.

— Правда, что она до сих пор с вами как с маленьким себя ведет? «Иди руки помой…»

— Ну да, так и есть.

— Вы с этим смирились или вам неудобно в такие моменты?

— Нет, почему, мне от мамы все удобно. Это же мама.

— Ну, некоторые думают: я большой дяденька.

— Я уже взрослый мальчик — вот как я себя чувствую. Дай Бог еще продержаться в таком состоянии. Вот когда не захочется гулять ночью, встречать рассветы, садиться на мотоцикл, идти на рыбалку, прыгать с парашютом — тогда я пойму, что все, постарел.

— В последнее время не появляется ваших фото на мотоцикле. Распрощались с ним?

— Я не распрощался, просто времени нет. Снимаюсь в Петербурге, туда его не повезешь.

Михаил Пореченков с Алексеем Агаповым, Софьей Райзман, Авангардом Леонтьевым и Вероникой Тимофеевой
«Молодежи нужно мнение старшего поколения, чтобы проверить себя. А нам, старикам, нужен взгляд молодых. Поэтому симбиоз, который мы создали, мне симпатичен» С Алексеем Агаповым, Софьей Райзман, Авангардом Леонтьевым и Вероникой Тимофеевой в спектакле «Заговор чувств». 2021 г.
Фото: Александр Иванишин

— Где вы сейчас снимаетесь, что за проект?

— Называется «Чайки», про волейбольную команду. Я — тренер, а Юля Мельникова, Равшана Куркова и многие замечательные артистки — мои подопечные. Еще мы отсняли картину, которая называется «Русский крест», думаю, что скоро она выйдет. А на днях у меня выходит фильм «Родитель» Влада Фурмана.

— Говорят, очень тяжелый.

— Что делать, взгляд художника.

— Ваша дочь Маша, говорят, тоже очень увлеклась театром и намерена стать актрисой. В какой момент она этого захотела?

— Всегда хотела. У нее есть к этому склонность, она, например, выиграла Всероссийский конкурс чтецов.

— Вы «за»?

— Больше «за». А вот моя жена ­против.

— Из каких соображений?

Михаил Пореченков. Фото
Михаил Пореченков

— Из соображений, что она живет со мной. Ольга говорит: «Лучше пусть наша дочь будет врачом, педагогом…»

— Ну, врачом-то она всегда сможет…

— Как это — всегда?

— Я имею в виду, что у нее есть время передумать и поступить в медицинский. Сейчас врач — модная профессия.

— Врач вообще хорошая профессия, во все времена.

— А кем хочет стать ваш сын Михаил? Он ведь школу только что окончил.

— Он поступил на режиссерский факультет к Сергею Васильевичу Же­новачу. Выдержал страшнейший конкурс, трясло всю семью, но по итогам Миша зачислен. Многие скажут, что я помог, но это неправда. Конечно, я давал ему советы — и в этом смысле помогал. Но я не могу за него читать, не могу за него делать экспликацию или макет. Это все он сам. Многие говорят, что сыновья с фамилией поступают по блату. Слушайте, это как раз утверждают люди, которые ни разу не поступали в творческий вуз. Что тут говорить? Надо прийти и попробовать, понять, что это такое. Там требуется достаточно сложная, тяжелая подготовка. А остальное ерунда. Если сын сталевара идет работать сталеваром, то все говорят, что это династия, а если сын артиста идет в артисты — сразу блат. Хотя Миша не артист, он режиссер, это вообще несколько другая история, хотя тоже творческая. Со временем узнаем, что из него получится.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог