Ирина Скобцева гордилась, что «Оскар» мужа перешел к Федору Бондарчуку

Одна из самых красивых актрис отечественного кино Ирина Константиновна Скобцева ушла из жизни...
Павел Соседов
|
27 Июня 2021
Ирина Скобцева
На съемках сериала «Темный инстинкт». 2005 г.
Фото: Андрей Эрштрем

Одна из самых красивых актрис отечественного кино Ирина Константиновна Скобцева ушла из жизни меньше года назад, 20 октября — в день смерти своего супруга Сергея Федоровича Бондарчука. Последнее интервью она дала корреспонденту нашего журнала. Так получилось, что сразу оно не было напечатано. Теперь, незадолго до 94-летия со дня рождения актрисы, пришла пора опубликовать его.

— Ирина Константиновна, прежде чем стать актрисой, вы окончили МГУ. Почему так получилось? Не могли определиться с профессией?

— Изначально в выборе профессии я пошла наперекор судьбе. Но, слава богу, жизнь все расставила на свои места. В детстве моим воспитанием в основном занималась бабушка. Родители много работали: папа — в Главном управлении гидрометеослужбы, а мама — архивным работником. Бабушка привила мне любовь к литературе, открыла для меня театр. Во время каникул мы с ней ходили на спектакли чуть ли не каждый день. Мне очень запомнилась «Синяя птица», где играли мхатовские корифеи. С некоторыми из них я потом познакомилась, учась в Школе-студии МХАТ. Много лет спустя на этот спектакль я водила и своих детей: Алену и Федю. Правда, после этого зареклась ходить с сыном в театр. Маленьким он был очень импульсивным. На «Синей птице» вскакивал с кресла и кричал главным героям — мальчику и девочке: «Не ходите туда, не ходите! Там опасно-о-о!»

Несмотря на любовь к театру, актрисой становиться я не собиралась. Все вышло случайно: папина близкая родственница Вера из Рязани была заядлой театралкой и, окончив 10-й класс, приехала поступать в Шко­лу-студию МХАТ. И вот Вера попросила: «Ира, сходи, пожалуйста, со мной на экзамен, поболеть». Помещение студии оказалось очень маленьким, а абитуриентов много, все стояли в страшной тесноте. И вдруг я вижу знакомого, Владлена Давыдова. Мы с ним вместе были в эвакуации в Куйбышеве, и там он служил техническим работником в местном театре. А теперь, оказывается, стал студентом Школы-студии МХАТ, он выглядел таким важным! Спросил: «Ирка, ты чего здесь делаешь?» Говорю: «За родственницу болеть пришла» — и киваю на Веру. А он: «Пойдем со мной». Завел меня в аудиторию и сказал: «Слушай, ее не примут, а вот тебя возьмут». — «С чего ты взял?» — «А вот увидишь! Готов поспорить!» Растерянная, я вернулась к Вере. И тут к абитуриентам вышел Александр Карев, один из тех, кто играл в той самой «Синей птице», которую я смотрела в детстве, он набирал курс. Александр Михайлович оглядел всех и обратился ко мне: «Девушка, заходите». Отвечаю: «Я не поступаю». — «Зайдите все-таки в аудиторию». Иду за ним, в большой комнате сидит приемная комиссия. «Почитать что-нибудь можете?» — спрашивают меня. «Нет, я не готовилась». — «Выучите, пожалуйста, и приходите». Потом уже я поняла, что они искали девочку именно моего типажа — героиню на курс. За три дня я выучила очень драматичные стихи Блока. Прочитала их на экзамене, и меня приняли. А Веру мою действительно отсеяли, и она поступила в Историко-архивный институт. Видимо, тяга к архивам у нас семейная. Мама моя ведь тоже работала в архиве. Не миновала эта участь и меня.

Ирина Скобцева с Сергеем Бондарчуком
«Главная встреча произошла на картине «Отелло». Именно тогда и начался наш роман...» С Сергеем Бондарчуком в фильме «Отелло». 1955 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— Как же вы из театрального попали в архив?

— Я начала учиться в Школе-студии, но меня не покидало ощущение, что я занимаю чужое место. Мучили вопросы: зачем я сюда пришла? какая я артистка? Не чувствовала я тогда в себе таланта. И сама учеба казалась несерьезной, особенно этюды, вроде тех, когда просят изобразить березу или обезьянку. В общем, со второго курса я ушла и поступила в университет на искусствоведческое отделение. Училась добросовестно, а в свободное время играла в Студенческом театре МГУ. После четвертого курса у нас началась практика, и засадили меня в запасники Третьяковки подбирать материалы к диплому — самая настоящая архивная работа. Диплом я писала по картине Иванова «Явление Христа народу». Лето, хочется романтики, прогулок, солнца, а я сижу в полуподвальном помещении, нюхаю пыль и лишь в окошке под потолком вижу ноги прохожих. Неделю сижу, другую — и говорю сама себе: «Ира, ты хочешь всю жизнь эти бумажки перебирать?» Это было не мое, но я решила: МГУ должна окончить. Нечего прыгать, как стрекоза. И только когда получила диплом искусствоведа, я пришла к ректору Школы-студии МХАТ Радомысленскому: «Вени­амин Захарович, примете обратно блудную студентку?» На что он ответил: «А я знал, что ты вернешься». И принял меня на второй курс. Так я стала однокурсницей Гали Волчек, Игоря Кваши, Толи Кузнецова, Люды Ивановой и многих других замечательных артистов. А мастером моим вновь стал Александр Карев.

— Чему вас учили?

— Помимо актерских дисциплин в театральном нас учили хорошим манерам, интеллигентности. Этикет преподавала не кто-нибудь, а княгиня Волконская. Ее уроки потом пригодились мне в работе над ролью Элен в «Войне и мире». Занятия проходили в институтской столовой, за столом, покрытым белой накрахмаленной скатертью. Мы учились правильно есть. И эти бесплатные учебные обеды были для нас большим подспорьем. А вечером после бесконечных утомительных репетиций мы вновь бежали в эту столовку, где с голоду чуть не вылизывали жбан из-под винегрета. Денег никому в те годы не хватало.

Ирина Скобцева
«Несмотря на любовь к театру, актрисой становиться я не собиралась. Все вышло случайно. Просто пришла поддержать на экзамене в театральный близкую родственницу...» 1958 г.
Фото: РИА Новости

На курсе я была старше всех, а младше всех — Галя Волчек, потому что пришла в институт сразу после школы. Но разница в возрасте не ощущалась, мы с ней подружились. Играли в паре в дипломных спектаклях. Например, в первом акте «Трех сестер» Чехова она играла няньку, а я — Машу, а в отрывке из комедии Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная» я — дочь, а она — мать.

К Гале домой мы нередко заваливались всем курсом. Она жила с папой — выдающимся кинооператором Борисом Волчеком — в знаменитом доме кинематографистов, а мама ее жила этажом ниже. По хозяйству Борису Израилевичу помогала домработница Таня. Как-то раз я услышала, как Таня кормит «хозяина»: «Борис Изралич, шо вы нюхаете? Я вам шо, говно даю, что ли?» Таня так и осталась жить в этой семье, потом воспитывала Галиного сынишку — Дениса Евстигнеева.

— А как состоялось ваше знакомство с Сергеем Бондарчуком? Вы были знакомы до съемок в «Отелло»?

— Первое, заочное знакомство с Бондарчуком произошло, когда я еще училась в МГУ. Мы с однокурсницами прогуляли латынь и пошли в кино смотреть фильм «Тарас Шевченко». Легендарного украинского поэта играл Сергей Бондарчук, причем и молодого, и старого. Как же он мне понравился именно в образе пожилого лысого поэта. Фильм меня просто потряс. Сцена, где он сажает какое-то деревце, меня так взволновала, что я рыдала от жалости к Шевченко.

Ирина Скобцева с Алексеем Баталовым и Верой Марецкой
«С нарядами мне помогла Галина Волчек. Я даже получила в Каннах титул «Мисс Шарм кинофестиваля» С Алексеем Баталовым и Верой Марецкой в Каннах. 1956 г.
Фото: из архива Ирины Скобцевой

А наше личное знакомство случилось на остановке возле Киностудии имени Горького. Я, став актрисой, ехала с кинопроб домой, а Бондарчук — играть спектакль в Театр киноактера. В автобусе была жуткая духота, народу битком. Сергей взялся двумя руками за горизонтальный поручень, а я оказалась внутри — в кольце его рук. Он как бы оградил меня, заслонил собою от толпы. То, что мы оба испытали в этот момент, сложно описать словами. Но накал эмоций, которые кипели в каждом из нас, многократно превосходил температуру в жарком салоне. Пораженная внезапно охватившим меня чувством, я выскочила из автобуса, не доехав до своей остановки. Не видя ничего вокруг, бросилась через дорогу в сторону дома и чуть не попала под машину. Слава богу, она меня лишь зацепила, ободрав ногу. Домой я прибежала перевозбужденная и в крови, чем сильно испугала маму.

— Когда произошла вторая встреча?

— В Школе-студии МХАТ одновременно со мной на постановочном факультете училась дочка знаменитого художника Василия Ефанова. Он был пятикратным лауреатом Сталинской премии за портреты Ленина и Сталина. Побывав на наших студенческих выступлениях, художник сказал дочери, указывая на меня: «Поговори с этой студенткой, я собираюсь писать «Даму с собачкой», она мне пригодится». Так появился мой портрет. В числе прочих Ефанов представил его на своей персональной выставке в Академии художеств. Я пришла на открытие, и первым, кого увидела, был Сергей Бондарчук. Он стоял ко мне спиной, но пристально вглядывался в мой портрет. Меня это очень смутило, сердце забилось учащенно. Я развернулась и сбежала с выставки, так ничего и не посмотрев.

Ну а главная наша встреча произошла на картине Сергея Юткевича «Отелло». Именно тогда и начался наш роман. Главную героиню на роль Дездемоны искали очень долго, пробовали огромное количество актрис и студенток театральных вузов. В том числе и меня. Но со дня моих проб в «Отелло» до утверждения прошло целых три месяца. Я успела получить дип­лом, и меня пригласили сразу в два театра, в том числе в родной для меня МХАТ. Вдруг звонок: «Приходите с паспортом на киностудию». Бегу по мосфильмовскому коридору, а мне навстречу — Андрей Попов и Сергей Бондарчук, мои будущие партнеры, говорят: «Поздравляем». А я-то ничего не знаю. Захожу в жутко прокуренную комнату, и Сергей Юткевич говорит директору картины: «Забирай ее и идите заключайте договор». Я ничего не поняла: «Какой договор?» — «Сниматься будешь». Оказалось, администрация киногруппы «Отелло», узнав, что я вот-вот устроюсь на работу в театр, в срочном порядке решила заключить со мной договор на съемки.

Ирина Скобцева
«Когда я начала учиться в Школе-студии, меня не покидало ощущение, что я занимаю чужое место. Мучили вопросы: зачем я сюда пришла? какая я артистка? Не чувствовала я тогда в себе таланта» 1956 г.
Фото: РИА Новости
Ирина Скобцева с Сергеем Бондарчуком
«Многие смотрели на меня как на разлучницу. Сергея даже вызывали на разговор в министерство. Лишь когда мы заключили официальный брак, нас оставили в покое» С Сергеем Бондарчуком. 1980-е гг.
Фото: Архив «7 Дней»

— На основе вашего курса Олег Ефремов создал «Современник». А вас не приглашал?

— Вместе с другими я начинала репетировать первые ефремовские спектакли, но из-за кинопроб репетиции приходилось пропускать. Я честно призналась своей подруге Гале Волчек, которая горела идеей нового театра, что у меня есть хорошее предложение в кино. Она сказала: «Ну, пойди снимись и возвращайся». Однако за первой картиной последовали другие, и в итоге в моей фильмографии около сотни ролей. В театр я так и не вернулась.

С Галей мы еще какое-то время продолжали дружить. Ее советы и помощь меня часто выручали. Например, когда я поехала в Канны на свой первый кинофестиваль с картиной «Отелло», Галка меня тщательно собирала, помог­ла достойно одеться. Она же посоветовала: «Ирик-пипирик (так она меня называла), купи побольше пробников духов «Красная Москва» и возьми их с собой во Францию». — «Зачем?» — «Будешь дарить. Знаешь, какая это для них экзотика!» И ведь пригодились духи! Устроители Каннского фестиваля повезли нас в Грас — городок недалеко от Канн, парфюмерная столица мира. Кстати, Иван Бунин пережил войну именно в Грасе. На парфюмерной фаб­рике посадили нас за стол, стали подавать разные ароматы. Нужно было отличить, например, мужской запах от женского, цветочный от фруктового и так далее. Потом я сказала: «А я вам привезла по­дарок». И вручила всем девушкам, которые меня обслуживали, флакончики «Красной Москвы». Видели бы вы их восторг. Они мне в ответ принесли корзину, полную разных духов. Я потом друзьям и коллегам в Москве их дарила. А все благодаря мудрости Гали.

— Так как вы с Волчек «собирали» наряды для фестиваля?

Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов
«У Тихонова были совсем не аристократические руки. Вместе с Сергеем они придумали решение: князь Болконский часто в кадре в белых перчатках» Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов в фильме «Война и мир». 1965 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— Помню, купили какую-то материю, дырку вырезали для головы, лямку пришили, и получилось стильное платье. Еще на киностудии чудесный художник по костюмам, работавший на «Отелло», сшил мне замечательный наряд. Верх платья был из ситца, который по цене три рубля за метр я купила в сельпо в Судаке: мелкие розочки на белом фоне. А юбку художник соорудил из вологодских кружев. Так что я со своим гардеробом не только не ударила в грязь лицом, но даже получила в Каннах титул «Мисс Шарм кинофестиваля». Мои фотографии на первых страницах газет облетели мир, а журнал Paris Match вышел с моим портретом на обложке.

В гостинице мы жили в одной комнате с Верой Петровной Марецкой. Она с Алексеем Баталовым представляла на фестивале фильм «Мать» по Горькому. Помню, у Марецкой для торжественных случаев было два венгерских летних пальто, купленных в Мосторге: одно зеленое, другое синее. И меховая пелеринка, взятая в Театре имени Моссовета, с инвентарным номером. В мои задачи входило ухаживать за этой пелеринкой. Вера Петровна командовала: «Обновить!» Я выходила на балкон и вытряхивала это изделие. Мех был настолько старый, что после очередного вытряхивания я сказала: «Вера Петровна, уже шкура одна осталась — больше обновлению не подлежит». В соседних комнатах жили члены советской делегации. В одной — режиссеры Сергей Юткевич и Сергей Васильев, а в другой — Леша Баталов и сопровождающий советской группы, приглядывающий за нами. Напротив наших комнат висело большое зеркало. Как-то вечером Вера Петровна говорит: «Та-а-ак, сейчас в каннском кинотеатре «Синема» покажем третью серию фильма!» Раздевается до нижнего белья, сверху накидывает венгерское пальто и зовет: «Юткевич, Васильев…» Они выходят из своей комнаты, а Марецкая встает лицом к зеркалу и распахивает пальто: «Вуаля!» Хулиганка, роскошная женщина!

В Париже я познакомилась с Жа­ном Кокто, Брижит Бардо, Эльзой Триоле, Надей Леже, которая мне подарила собственноручно расписанную вазу. Эту вазу потом разбил сын Федя, когда был маленьким. А с Эльзой Триоле, ее мужем Луи Арагоном и сестрой Лилей Брик мы много лет спустя участвовали в вызволении из советской тюрьмы режиссера Сергея Параджанова. На память о Параджанове осталась шкатулка XVII века, которую он мне подарил в Киеве.

— Фильм «Отелло» на Каннском кинофестивале был удостоен приза за лучшую режиссуру, а это невероятный успех! Как проходили съемки?

Ирина Скобцева с Сергеем Бондарчуком
«На студии наших детей так и прозвали — «дети войны и мира»: Алена родилась в период подготовки съемок, а Федя — через пять лет, в самый их разгар» С Сергеем Бондарчуком в фильме «Война и мир». 1965 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— Натурные съемки были в Крыму. Мы жили в корпусах детского лагеря. Тяжелым испытанием стали крымские дороги-серпантины, меня постоянно укачивало. Особенно это обострялось от усталости после съемок. Однажды я даже запротестовала, отказалась возвращаться к месту нашего постоя и ночевала у дороги на коврах и подушках из реквизита. Конечно, хватало и других сложностей. Например, меня чуть не сняли с роли, потому что я была слишком худой. Истощала во время выпускных экзаменов. Чтобы набрать вес, я стала пить молоко со сливочным маслом и медом. Начался диатез, лицо покрылось красными пузырями. Как раз на эти дни назначили репетиции с оператором и звукооператором. Юткевич на меня посмотрел и проявил необыкновенную деликатность, сказав: «Ирочку сегодня не трогайте». Я обратилась в больницу, где мне сделали какой-то укол, после которого я вся горела, но аллергия потихоньку прошла. Ну и конечно, главная сложность состояла в том, что мне элементарно не хватало актерского опыта. Все-таки это была моя первая картина. Выпускница театрального института, я не была знакома со спецификой кино. Вот тут на помощь и пришел Сергей Бондарчук.

— Какие он дал советы?

— Юткевич всегда до начала съемок уезжал отдыхать в Кисловодск. И, уезжая, он дал нам наказ: «Порепетируйте без меня». На первой репетиции со вторым режиссером Сергей Федорович бубнил текст роли себе под нос, я же играла с полной отдачей — как учили в театральном институте. В кульминационный момент, когда Отелло говорит: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона…» — я с криком «Дай помолиться!» бросилась лицом на стол. Проехав по столешнице, ободрала щеку. Лежу, плачу… И чувствую, как на затылок опустилась теплая рука. Слышу заботливый голос: «Придется поучиться. Кино — это не театр. Вы сегодня выложились, а что же завтра после такой репетиции станете играть? Это будет лишь повторение. В кино премьера у вас будет только одна! В отличие от театра, не переиграешь». Сергей Федорович дал мне еще несколько ценных актерских советов.

— А как развивались ваши отношения?

Ирина Скобцева
«Я честно призналась Гале Волчек, которая горела идеей нового театра, что у меня есть хорошее предложение в кино. Она сказала: «Ну, пойди снимись и возвращайся». В театр я так и не вернулась...» В фильме «Суд сумасшедших». 1961 г.
Фото: РИА Новости

— Сопротивляться чувствам, разгоревшимся на съемочной площадке, не было воли ни у меня, ни у Сергея. Он очень нежно ко мне относился. Старался обнять меня не только по сценарию, но и в любой удобный момент.

Фильм еще не вышел на экраны, когда в СССР приехали представители Каннского фестиваля отбирать картины и обратили внимание на «Отелло». Они уехали, а Юткевич почему-то стал маяться, нервничать и вдруг спрашивает директора картины: «Слушай, а у тебя деньги остались? Давай отправим Бондарчука и Скобцеву в Ригу, доснимем сцену, как их в соборе венчают. Организуй экспедицию хотя бы на один день». Денег оставалось очень мало, поэтому в Ригу поехали только актеры, гример и оператор, даже Юткевича с нами не было. Костюмы и реквизит мы везли буквально на себе. В Риге нашли маленький старинный собор, но, видимо, так плохо договорились, что священник не понял, что снимается кино, и провел полноценное венчание. Только к середине обряда мы с Сергеем поняли: что-то тут не так — очень уж долго стоим на коленях, а орган все играет, а ксендз все читает и читает над нами молитвы… Когда выскочили из костела, Бондарчук сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься! Надо отметить это событие!» Нашей маленькой съемочной группой пошли пить кофе с рижским бальзамом. Вскоре у Сережи случилась командировка, из которой он привез два золотых колечка. Мы их не снимали все 35 лет совместной жизни.

— Бондарчук ведь был женат…

— Расставание с женой Инной Макаровой было болезненным. Со мной Сергей никогда не обсуждал отношения с бывшей супругой и причины разлада в их семье. Он долго не мог решиться на развод, ведь у них с Инной росла дочь Наталья. Как не раз говорила в интервью сама Макарова, решение о расставании приняла она. Мало кто знает, но первое время после того, как Бондарчук съехал от жены, он ночевал у своего однокурсника Евгения Моргунова. А после того, как я объяснилась со своими родителями и познакомила их с Сергеем, переехал к нам. Многие смотрели на меня как на разлучницу. Сергея даже вызывали на разговор в министерство. Лишь когда мы заключили официальный брак, нас оставили в покое.

Ирина Скобцева с дочерью Аленой и сыном Федором
«Маленьким Федя был очень импульсивным. На «Синей птице» вскакивал с кресла и кричал главным героям — мальчику и девочке: «Не ходите туда, не ходите! Там опасно-о-о!» С дочерью Аленой и сыном Федором. Начало 1980-х гг.
Фото: Архив «7 Дней»

— Вы много вместе снимались. Каким Сергей Федорович был партнером и режиссером для вас, своей жены?

— Партнером — замечательным, а вот с режиссером Бондарчуком мне приходилось трудно. Он ставил невероятно сложные задачи. Например, в фильме «Они сражались за Родину» у меня всего один крупный план. В этой сцене мои партнеры — Иннокентий Смоктуновский (он играл хирурга, которому я ассистирую) и сам Бондарчук (героя которого, израненного осколками, мы оперируем без наркоза). Сняли крупный план Бондарчука, очередь снимать мой. И вот он — уже как режиссер — ставит мне задачу: «Ты в этой сцене должна сыграть сначала невесту, потом жену и в конце выйти на образ Богоматери». Ни много ни мало! Я прошу Смоктуновского: «Кеша, на третьем повороте головы, когда я уже буду выходить на образ Богоматери, кинь в таз осколок…» И вот дают команду «Мотор!», я играю, как наметила… Но когда услышала металлический звук удара осколка в таз, моя рука в перчатке сама потянулась к плечу Бондарчука. По моему ощущению, в этот миг наши вены со­единились, замкнулись, и моя кровь пошла прямиком ему. У меня, наверное, такое лицо было в тот момент, что оператор Юсов закричал: «Сто-о-оп!» Тогда Сережа встает и с иронией говорит: «И что это вы, товарищ Скобцева, себе позволяете?» Но Юсов его прервал: «Сережа, пойдем посмотрим. Я успел камеру на ее руку перевести. Мне кажется, хорошо получилось». От монитора Бондарчук вернулся очень довольным. Этот кадр и вошел в фильм.

— А до «Они сражались за Родину» были эпохальные «Война и мир» и «Ватерлоо»…

— Когда Сергей Федорович обнародовал планы на экранизацию романа Толстого, по-моему, весь кинематографический мир был против. Особенно неистовствовал Пырьев, который тоже мечтал снять «Войну и мир». В качестве главного аргумента он приводил такой: Бондарчук прекрасный, востребованный актер, и незачем идти в режиссуру. Однако мировой успех режиссерского дебюта Бондарчука — фильма «Судьба человека» — обеспечил Сергею победу в этой «схватке».

Ирина Скобцева с Юозасом Будрайтисом
«За первой картиной последовали другие, и в итоге в моей фильмографии около сотни ролей» С Юозасом Будрайтисом в фильме «Человек в штатском». 1973 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Помню, он никак не мог увидеть и прочувствовать, как нужно снимать смерть князя Андрея Болконского. Ходил и твердил: «Не знаю». И так себя извел, что однажды после очередной изнурительной, на пределе человеческих сил смены упал без сознания… Клиническая смерть продолжалась четыре минуты. Его увезли на «скорой». Когда меня пустили к нему в палату, Сергей поднял абсолютно бездонные глаза и сказал: «Теперь я знаю, как снимать смерть князя Андрея, он не в темноту уходит, он уходит в белый свет…»

— Что касается князя Андрея… Говорят, Тихонов не сразу получил эту роль.

— Бондарчук очень уважительно относился к Тихонову, с которым вместе учился во ВГИКе. Однажды, встретив Славу в коридоре «Мосфильма», предложил: «Попробуйся у меня». Но у Тихонова были совсем не аристократические руки. И они оба это понимали. К тому же Сергей в этой роли видел Олега Стриженова. Но Олег, узнав, что пробуют не его одного, заартачился и отказался. И тогда Бондарчук позвонил Тихонову: «Слава, ты все-таки приходи на пробы». — «А как же руки?» — «Придумаем что-нибудь». И придумали: князь Болконский часто в кадре в белых перчатках. После первой серии Сергей Федорович собрал всех нас, участников съемок, и каждого персонально поблагодарил. А Тихонову сказал: «Слава, ты выиграл марафон!»

— На «Войне и мире» вы были не только актрисой, но и помощницей своего мужа.

Ирина Скобцева с Иннокентием Смоктуновским
С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Они сражались за Родину». 1975 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— Да, я участвовала во многих процессах. Одним из первых снимали эпизод «Салон мадам Шерер». Сергей Федорович сказал: «Прошу тебя, подготовь мне почву для съемок». Дело в том, что в этой сцене было занято много легендарных актрис, женщин с уникальной биографией, знавших об аристократических манерах не из книг. Например, саму Шерер играла Ангелина Степанова — вдова писателя Фадеева, в других ролях Кира Головко — жена адмирала, Вероника Полонская — последняя любовь Маяковского. Вот этих благородных дам и испугался Сергей Федорович. Я же в общении с ними проявила всю свою дипломатичность.

К первой репетиции мы дома с мамой и бабушкой наделали ватрушек и пирожков. И с красивым чайным сервизом и скатертями я принесла их в женскую гримерку. Туда же из павильона попросила красивые стулья, ковер. И еще мы загодя тщательно вымыли окна, расставили живые цветы. Когда актрисы впервые пришли на площадку, их ждала уютная домашняя обстановка. И потом все три-четыре дня, пока шли репетиции и съемки этой сцены, они соревновались друг с другом, кто вкуснее приготовит что-нибудь к чаю. В нашей гримерке сложился своеобразный дамский клуб. Сергей Федорович осмелел и стал приходить к нам пить чай и общаться. С удовольствием заглядывали и другие артисты с «мужской половины». Ворчала одна только Клавдия Половикова (мать Валентины Серовой), мол, устроили в гримерке жратву. Но и эта крепость пала: в последний день Половикова принесла какие-то пироги и примирительно вывалила их на стол.

— В результате «Войну и мир» номинировали на премию «Оскар»...

— Когда пришло приглашение на церемонию, Сергей Федорович снимал фильм «Ватерлоо» в маленьком итальянском городке Казерта по приглашению итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Главная роль досталась американскому актеру Роду Стайгеру, у которого уже был «Оскар». Но играть Наполеона ему оказалось тяжело. Поэтому Сергей Федорович не мог оставить съемки. Позвонил организаторам «Оскара»: «У меня Род Стайгер играет очень сложную роль, я не смогу приехать». Узнав об этом, Де Лаурентис и Стайгер сказали Сергею Федоровичу: «Мы понимаем, чем ты сейчас жертвуешь ради нас, и очень ценим». Род дал слово, что будет играть на пределе возможностей, а Дино вызвался полететь на церемонию вместо Бондарчука. И вот в назначенный день в разгар съемок раздался звонок, в трубке мы услышали радостные крики Дино: «Боня, Боня, поздравляю! Победа!» Через несколько дней вся съемочная группа наблюдала, как улыбающийся Де Лаурентис в авоське несет «Оскар», предназначенный Бондарчуку. Сегодня этот «Оскар» по праву хранится у нашего сына Федора, который с честью продолжил профессию отца. Я очень горжусь его успехами и работами.

Ирина Скобцева
«Сегодня «Оскар» за эту картину по праву хранится у нашего сына Федора, который с честью продолжил профессию отца. Я очень горжусь его успехами и работами» В фильме «Война и мир»
Фото: Мосфильм-Инфо

— По-другому и быть не могло, ведь ваши с Сергеем Федоровичем дети росли на съемочной площадке. И Алена, и Федор родились в период работы над «Войной и миром».

— Да, на студии наших детей так и прозвали — «дети войны и мира»: Алена родилась в период подготовки съемок, а Федя — через пять лет, в самый их разгар. Конечно, тяжело пришлось всем. Особенно операторам картины, ибо в кадре нужно было как-то скрыть мою беременность. Выручали их профессионализм, мастерство гримеров и осветителей, а еще историческое платье свободного кроя, в пол, со шлейфом.

— Какими росли Федя и Алена?

— Федя был очень живым, активным, хулиганистым мальчишкой. Если в школе происходило что-то неординарное, никто даже не разбирался. Кто виноват? Бондарчук. При этом у него рано обнаружились художественные способности. Совсем маленьким, под влиянием «Войны и мира», Федя постоянно лепил солдатиков всех мастей. Замечательно рисовал, и мы отдали сына в художественную школу. Его актерские данные тоже очень рано про­явились. Коронным номером сына был этюд «Как умирает собака Гитлера». Актрисой стала и Алена. Дочка по моим стопам окончила Школу-студию МХАТ, а сын по отцовским — ВГИК. В 90-е Федор очень успешно начал снимать клипы, у него появилась своя кинокомпания. Отцу работы сына нравились, он даже говорил: «Федя, давай я у тебя тоже что-нибудь сниму». Но не успел. Сергея Федоровича не стало в 1994 году.

Ирина Скобцева с Леонидом Броневым
С Леонидом Броневым в фильме «Загадочный наследник». 1987 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

…Уже в XXI веке на родине Бон­дарчука в Ейске при моем участии ему поставили памятник на площади недалеко от дома, в котором прошло его детство. До последних лет я ежегодно ездила туда на кинофестиваль. И вот как-то вечером сижу на лавочке на этой площади, наслаждаюсь теплом и морским воздухом. Передо мной спина памятника Сергею Федоровичу, сидящему в кресле. Я наблюдаю, как маленькие девчонки забираются на колени к Бондарчуку. Из переулка выходит дядька с авоськой и приземляется на соседнюю лавку. Он явно подшофе, смотрит на меня с вызовом и любопытством и в конце концов не выдерживает: «А ты кто такая? Что-то я тебя здесь не видел. Ты вообще знаешь, кому этот памятник?!» — «Знаю, — отвечаю, — моему мужу». Мужик на мгновение потерял дар речи, а потом, достав из авоськи «четвертиночку», спросил: «Из горла будешь?» — «Буду», — не­ожиданно для себя ответила я. «Ну тогда пей первая». Я сделала маленький глоток и распрощалась. А на следующее утро этот мужчина пришел к гостинице с дарами: принес для меня два пакета семечек — белых и черных — и бутылек подсолнечного масла, выжатого домашним способом. И, должна вам сказать, такая народная любовь к Сергею Федоровичу для меня дороже любых «Оскаров».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог