Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Иосиф Райхельгауз: что делал Стеклов в купе у Алферовой

В московском театральном мире главный режиссер театра «Школа современной пьесы» считается лучшим рассказчиком...

Она была очень расстроена, плакала. Я умолил ее, несмотря на провал, разрешить мне остаться в Ленинграде. Подумав, мама согласилась. В противоположность папе, который кричал: «Выгнали из института?! Позор! Хватит дурацких экспериментов — марш на автобазу!..» Уговорить его было непросто, но все-таки нам удалось. И я остался в Северной столице. До сих пор убежден: только благодаря этому я смог состояться в профессии и в жизни… Потом в моем движении к творческим горизонтам было еще несколько промежуточных вузов и наконец окончательный — ГИТИС. Учась там на последнем курсе, я поставил в Театре Советской Армии спектакль «И не сказал ни единого слова». Именно благодаря этому спектаклю Галина Волчек и Олег Табаков и пригласили меня в «Современник».

Начав работать, я поселился в общежитии театра на Манежной улице. Там царило негласное правило: тот, кто остался совсем на мели по части денег, мог взять нужное количество пустых бутылок из огромного шкафа и сдать их. Для этой цели они туда и складывались. Наступил такой период и у меня. Зарплаты 125 рублей мне явно не хватало. В момент, когда я уже наполнил портфель стеклотарой, раздался телефонный звонок. Звонивший представился и сказал, что хочет поговорить со мной по поручению Симонова. Его слова прозвучали музыкой, ласкающей слух: «Константин Михайлович оформил госзаказ, и Министерство культуры купило пьесу «Из записок Лопатина». А поскольку ее на основе симоновской повести писали именно вы, можете получить причитающийся гонорар». О сумме я даже не спросил, мне сгодилась бы любая копеечка. Помчался по указанному адресу и получил на руки…

Со старшей дочерью Марией Со старшей дочерью Марией Фото: Марк Штейнбок

четыре тысячи рублей! И еще совет: открыть счет в сберкассе, куда мне будут перечисляться авторские проценты. Правда, потом, когда мои инсценировки шли не только по Советскому Союзу, но и по всем соцстранам, мне за это никто не платил, но это уже другая история. А тогда я от потрясения чуть не лишился рассудка… Помню, брел по Арбату, прижимая к себе портфель, заглядывал в каждую витрину и, сам себе не веря, осознавал: я могу купить все! Безумно захотелось попробовать французский коньяк  — а он стоил бешеных денег, 25 рублей. Но я никак не мог решиться вскрыть запечатанную пачку денег. И тогда я пошел на почту — в то самое отделение, где периодически получал скромные денежные переводы от мамы с папой. И на этот раз сам перевел им три с половиной тысячи рублей. После чего радостно вернулся в гастроном, купил коньяк и всяких деликатесов образца 1974 года и отправился устраивать пир в общежитии.

— В те годы вы вряд ли позволяли себе даже мечтать о создании собственного театра?

— Отчего же?

Пару лет спустя мы с группой молодых режиссеров и драматургов, среди которых были Толя Васильев, Витя Славкин, Людмила Петрушевская, как раз-таки решили открыть свой театр. Мы сумели даже найти учредителя — Союз писателей СССР, который, как ни удивительно, нашу идею поддержал: дескать задумка правильная, нужно воспитывать творческую молодежь. Нашим руководителем стал Алексей Николаевич Арбузов. Применив небывалую изобретательность, мы ухитрились даже «пробить» помещение под наш театр — расположенную в полуподвале на Мытной улице районную библиотеку.

Но денег на ее реконструкцию не было. И разумеется, в те времена не существовало никаких возможностей взять кредит. Мы решили скинуться из собственных средств, а потом обратиться за помощью к поддержавшим нас советским писателям. Составили свой список: Васильев А. — 12 рублей, Славкин В. — 7 рублей 50 копеек, Петрушевская Л. — 10 рублей, Райхельгауз И. — 10 рублей… и отправились с протянутой рукой к более обеспеченным живым классикам, маститым корифеям пера: Шатрову, Штейну, Розову, Рощину, Симонову… Все они с энтузиазмом воспринимали нашу идею, однако, как только речь заходила о конкретных материальных вложениях, интересовались, кто уже заплатил и сколько, и, выяснив, что пока никто и нисколько, под разными предлогами от взносов уклонялись. Мы пожаловались Арбузову.

Он сказал: «Ладно, так и быть, научу вас». Взглянув на нашу ведомость, расхохотался. Отсмеявшись, велел: «Впишите туда: Арбузов и рядом, после черточки, поставьте сумму: 1000 рублей». Мы потеряли дар речи. А когда обрели, начали на все лады благодарить Мастера. Еще бы, таких сумасшедших денег хватило бы на создание нескольких театров! Но Алексей Николаевич прервал наши излияния: «Нет-нет, ребята, вы меня не так поняли. Таких денег я на вашу затею не дам. Вот возьмите сотню, а распишусь я в вашем финансовом документе напротив тысячи. После чего езжайте к Розову и к остальным, снова попросите денег, и как только они начнут интересоваться «сколько», показывайте им этот документ…» Так мы и поступили. Признаюсь: действовало безотказно. Узнав, какую сумму пожертвовал Арбузов, классики уважительно качали головами и тут же доставали деньги, смущенно оправдываясь, что так много, как Алексей Николаевич, они дать не смогут, но рублей двести-триста…

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Ксения Собчак Ксения Собчак актриса, журналист, общественный деятель, теле- и радиоведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй