Евгений Стеблов: «Михалков вызвал меня ночью — сказать, что Вертинская его не любит»

Актер рассказал о своей первой любви, о дружбе с Никитой Михалковым и Савелием Крамаровым и о том, как Наталья Гундарева спасала Юрия Богатырева.
Наталья Николайчик
|
31 Декабря 2015
Евгений Стеблов и Никита Михалков
С Никитой Михалковым в фильме «Я шагаю по Москве». 1963 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Как-то в полночь Михалков мне позвонил: «Ты можешь сейчас приехать?» — «А что случилось?» — «Так ты можешь приехать или нет?» Я понял, что все серьезно, сказал: «Еду!» Поймал такси. Никита ждал меня в садике между Домом кино (сейчас это Театр киноактера) и своим домом. Подошел: «Настя сказала, что не любит меня!» Вскоре они с Вертинской развелись», — вспоминает актер Евгений Стеблов.

Благодаря фильму «Я шагаю по Москве» на втором курсе я, выражаясь теперешним языком, стал кинозвездой. Попал на праздник в День кино, который проходил в парке Горького. Там были все легендарные артисты, которых я видел по телевизору, когда пешком под стол ходил. Я с ними вместе пошел сквозь оцепление милиции, которая еле сдерживала толпу зрителей. Меня переполняло чувство гордости и причастности к этому цеху. Уже вышли «Я шагаю по Москве» и «До свидания, мальчики»…

С Никитой Михалковым мы знали друг друга со старших классов, когда оба занимались в студии при Театре Станиславского. Потом встретились на съемках «Я шагаю по Москве». Нашей второй совместной картиной стала «Перекличка», которую снял Даниил Храбровицкий в 1965 году. Съемки шли в Белоруссии. Мы играли танкистов, которые служат в одном экипаже. Однажды мы с Никитой поссорились. После съемок сидели у него в номере — я и Шавкат Газиев, третий член нашего танкового экипажа. И разговор у нас шел на тему, какой подвиг считать подлинным. Я считал, что неосознанный. Никита — что сознательный. Сейчас эта дискуссия мне и самому кажется наивной, а тогда спорили всерьез. В Никите всегда чувство Родины и патриотизма было очень сильно развито. Он свои аргументы приводил, я свои. И я ему сказал: «Что ты на себя Россию-то взвалил, как Цыганок крест у Горького? (Речь идет о персонаже повести «Детство». — Прим. ред.) Цыганка-то крест придавил!» В это время Никита лежал на своей кровати. И тут стал приподниматься, и я почувствовал, что может ударить. Шавкат нас успокоил: «Ребята, ребята!» А я вернулся в свой номер и с ходу написал стихи непонятного содержания. Следующий день был выходным, и во дворе гостиницы, где мы жили, Никита с осветителями играл в волейбол, он всегда был спортивным. Я стоял, смотрел. И Никита подошел ко мне и сказал: «Давай дружить». Это было по-детски и очень трогательно. Так началась наша дружба. Несколько лет мы виделись практически каждый день.

Евгений Стеблов и Марианна Вертинская
«В свои неполные 18 лет я был влюблен в Машу Вертинскую. Но в Машу кто только не был влюблен!» С Марианной Вертинской в фильме «Пена». 1979 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В то время Никита ухаживал за Настей Вер­тинской. Потом они сыграли свадьбу в «Национале» и поселились вместе в однокомнатной квартире в районе «Аэропорта». Я приезжал к ним в гости, Настя пекла оладушки. Перед выходом на улицу она подходила к зеркалу и говорила: «Сейчас будем «делать» Вертинскую» — и рисовала карандашом стрелки, как у ее героини Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия». Потом Степан родился. Никита с Настей прожили вместе недолго — года два. Как-то в полночь он мне позвонил: «Ты можешь сейчас приехать?» — «А что случилось?» — «Так ты можешь приехать или нет?» Я понял, что все серьезно, сказал: «Еду!» Поймал такси. Никита ждал меня в садике между Домом кино (сейчас это Театр киноактера) и своим домом. Подошел: «Настя сказала, что не любит меня!» Звучало это немного наивно, мало ли что женщина может сказать в определенных эмоциях. Но вскоре они с Настей развелись...

Наша дружба с Никитой продолжалась, хотя мы по-прежнему иногда ссорились — как наши персонажи в «Я шагаю по Москве». Но по большей части не представляли друг без друга жизни. Как-то я показал ему свой рассказ, и он убедил меня, что я должен писать. По моему рассказу он снял фильм на учебной студии ВГИКа. Конечно, с годами такой интенсивности общения у нас уже не было. Но на всю жизнь он для меня остается человеком, который даже больше чем друг. Творчески мы понимаем друг друга по взгляду... Наверное, мы с Никитой — люди, связанные судьбой, Промыслом Божьим. В конце 90-х годов, выступая в городе Рыбинске, я узнал, что и наши предки были знакомы. Мой прадед Павел Павлович Стеблов, директор двух гимназий, действительный статский советник, председатель Городской думы Рыбинска, и Сергей Владимирович Михалков, двоюродный дед Никиты, предводитель дворянства.

Бондарчук попросил «Кутузова» отпустить меня на съемки

Мои родители к искусству не имели отношения. Папа — инженер, мама — педагог. Но они были большими любителями и кино, и театра. В 49-м году отец сам сделал телевизор. Трубка была небольшая — вроде тех, какие использовались в телевизорах «КВН». Маленький экран, линза, которая увеличивала изображение. К нам приходили и соседи, и друзья телевизор смотреть. И вот через телеэкран на меня хлынул мир кинематографа. Папа хорошо знал кино, он рассказывал, как в Столешниковом переулке оказался случайным свидетелем съемок фильма «Веселые ребята» — эпизода, когда похоронная процессия с джаз-бандом под управлением Утесова приплясывает с катафалком. Каждый раз, когда показывали фильм, папа говорил: «И я стою в этой толпе».

Василий Ливанов, Евгений Стеблов и Никита Михалков
«Однажды после съемок мы с Михалковым поспорили. А на следующий день он подошел ко мне и сказал: «Давай дружить». И несколько лет мы виделись практически каждый день» С Василием Ливановым и Никитой Михалковым в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». 1981 г.

Моя бабушка, работавшая после войны в Берлине, привезла мне оттуда роскошный немецкий конструктор. Из него можно было построить что угодно. В пять лет я построил театр на колесах, который возил по коммунальной квартире за веревочку. Моими первыми зрителями была моя семья, гости и иногда соседи по коммунальной квартире. Потом я увлекся кукольным театром и занимался им довольно долго. Делал куклы самых разных систем: и перчаточные, и тростевые. В шестом классе написал письмо Сергею Владимировичу Образцову. Я сделал механическую куклу, похожую на конферансье из его спектакля «Необыкновенный концерт», и предложил внедрить свою конструкцию. Из театра откликнулись. Меня «прикрепили» к заслуженной артистке Екатерине Васильевне Успенской, которая надо мной шефствовала. Кукольный театр стал моим первым закулисьем…

Параллельно с театром в старших классах у меня проявилась тяга к сочинительству. Мои смешные сочинения в учительской зачитывали друг другу педагоги. Чтобы это развивать, мама попросила своего друга — известного в Москве преподавателя литературы Бориса Наумовича Лондона, чтобы он со мной занимался. А Лондон преподавал литературу в молодежной актерской студии при Театре Станиславского. Дело там было поставлено достаточно серьезно. Я там впервые услышал Булата Окуджаву, когда тот только начинал писать песни. Роберт Рождественский читал нам стихи. В студии занимались люди, которые стали в итоге талантливыми артистами, — Инна Чурикова, Виктор Павлов, Саша Пашутин. Ну и Никита Михалков — там мы и познакомились.

Окончив школу, решил поступать в театральный институт. Когда об этом узнала бабушка, она разыскала свою подругу детства Цецилию Львовну Мансурову, народную артистку, легендарную первую исполнительницу принцессы Турандот в спектакле Вахтангова. Бабушка позвонила Мансуровой и попросила меня прослушать. У нее на двери висела медная табличка: «Мансурова-Шереметева». Мужем ее был граф Шереметев. Из любви к ней он не эмигрировал во время революции со своей родней, а остался в России, служил в оркестре Вахтанговского театра и был одним из авторов музыки к спектаклю «Принцесса Турандот». Он погиб довольно молодым, на охоте, но Цецилия Львовна память о нем хранила всю жизнь. Я показал ей номер, изображал старуху с ребенком (в качестве ребенка была перчаточная кукла). Ей понравилось, но она сказала: «Надо сменить репертуар. Зачем тебе показывать старух?» Совет помог — я поступил с рассказом Бориса Житкова «Хвостики», который шел от лица маленького ребенка. Конкурс в Щукинском училище тогда был сто человек на место.

Евгений Стеблов и Валентина Малявина
«Раньше студентам не разрешалось сниматься в кино. Валю Малявину после одних съемок отчислили из Школы-студии МХАТ, и она попала потом на наш курс, потеряв год». С Валентиной Малявиной в фильме «Урок литературы». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Учеба в институте пришлась на шестидесятые — время, которое принято сейчас называть «оттепелью». Многие вышли из заключения, вернулись из ссылки, некоторые такие педагоги работали в Щу­кинском училище. Педагогический состав был очень сильный. И курс наш оказался достаточно ярким: Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Валентина Малявина, Инна Гулая.

Раньше студентам категорически не разрешалось сниматься в кино. Из МХАТа за это вообще сразу исключали. Поэтому Валя Малявина, снявшись в «Ивановом детстве», была отчислена из Школы-студии МХАТ и попала потом на наш курс, потеряв год. У нас в училище правила были все же помягче, и иногда, в виде исключения, нам разрешали сняться в кино. В моем случае все сложилось идеально...

Я ярко помню день, который решил мою судьбу. Мы вышли из института с моим другом Витей Зозулиным и подумали: пойти в кафе-мороженое или поехать на «Мосфильм», чтобы кто-то обратил на нас внимание и, может быть, пригласил в какой-нибудь фильм? Выбрали второй вариант. На проходной встретили знакомого студента, и тот сказал: «Зайдите в группу «Я шагаю по Москве». Мы зашли… Поначалу Данелия мне и фотопробу даже делать не хотел, я ему не глянулся. Виктору сделали. Но ассистентка по актерам Лика Ароновна Авербах мне рассказала потом: «Ты так жалостливо смотрел, что я решила тебе тоже сделать фотопробу». И вот она оказалась моим в буквальном смысле звездным билетом. Когда праздновали 30-летие фильма, я узнал, что на мою роль был уже утвержден и даже пострижен наголо другой артист…

С институтом договориться помог Сергей Фе­дорович Бондарчук — он снимал нашего ректора Бориса Евгеньевича Захаву в роли Кутузова в «Войне и мире». А Бондарчука позвонить Захаве попросил друживший с ним и снимавший его в фильме «Сережа» Данелия. Мы с Ликой Ароновной Авербах пришли в кабинет к Захаве с официальной бумагой с киностудии, и Борис Евгеньевич меня доброжелательно отпустил. Тем более что там производственных сложностей не было, можно было совместить с институтом. Я пошел провожать Лику до метро. Мы шли по солнечному Арбату, и она сказала мне, как всегда, заикаясь: «Женя, за-запомни этот день, ты уже никогда не будешь са-са-самим собой».

Александр Калягин и Юрий Богатырев
«С Юрой Богатыревым у нас обнаружилось схожее чувство юмора, взгляды на жизнь и некоторая абсурдность мышления» Александр Калягин и Юрий Богатырев в фильме «Мертвые души». 1984 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Сниматься было легко. Иногда я просто приезжал на площадку, даже когда не был занят, просто посмотреть, как работают. Скучал. Это самая легкая картина за всю мою кинематографическую судьбу, она как песня снималась. Иногда с одного дубля. В ней эта легкость, молодость и счастье ощущаются. Каждое поколение кинематографистов пытается раз в десять лет снять нечто похожее на «Я шагаю по Москве», и не получается. Данелия в интервью сказал: все свои фильмы мог бы повторить, кроме «Я шагаю по Москве». Это фильм импрессионистический, фильм-настроение, где ощущается предчувствие любви и счастья, — поэтому он так долго живет и не стареет. Мелодию Андрея Петрова и стихи Гены Шпаликова до сих пор знает вся страна. Текст песни Гена написал практически на съемках. Тогда он был молод, счастлив и влюблен. Так же, как все мы…

Я в свои неполные 18 лет был влюблен в Машу (Марианну. — Прим. ред.) Вертинскую. Но в Машу кто только не был влюблен! Все в нее влюблялись. Вот только влюбленность — это же еще не любовь.

Мне сложно было играть любовь, которую я сам к тому времени еще не пережил, в фильме «До свидания, мальчики» Михаила Калика, который снимался сразу после «Я шагаю по Москве» (и тут уж мне пришлось уйти из института в академический отпуск). Начинали мы в павильоне в Москве в декабре, а в конце марта поехали в Евпаторию. Это были очень тяжелые физически съемки. Чтобы мы выглядели загорелыми, нас красили морилкой. Окатывали ледяной водой, чтобы кожа блестела. Мы должны были плавать в море, изображая радость и беззаботность. Но мы были молоды и сносили испытания стоически.

На площадке не кормили. Весь день мы переби­вались на каких-то бутербродах, а вечером шли в ресторан «Золотой пляж» и там уже ужинали. Зарабатывали прилично. Я получал рублей двести в месяц, для студента — прекрасно. Как-то в «Золотом пляже» мы справляли день рождения Коли Досталя. Нас было трое — сам Коля, Миша Кононов и я. Выпили три бутылки коньяка на троих. Потом ползли ночью по трамвайным путям до гостиницы, в которой жили втроем в одном номере. К счастью, утренние съемки из-за погоды были отменены. Даже не представляю, как бы мы работали.

Евгений Стеблов и Галина Польских
С Галиной Польских в фильме «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Крамаров оставил свою любовь в СССР

63-й год подарил мне одно интересное знакомство. У меня была еще одна роль в кино — совсем маленькая, эпизод в фильме «Первый троллейбус». Моим партнером стал Савелий Крамаров. Мы с ним играли тунеядцев. Снимали в Одессе. Как-то вечером он говорит: «Пойдем в ресторан гостиницы «Лондонская». Я буду болгарин, а ты мой переводчик». В эту гостиницу пускали только иностранцев. В ресторане мы познакомились с двумя определенного вида девицами. С одной стороны, я этого ждал. А с другой — дрейфил. У меня не было никакого опыта. Мы по­ужинали, а потом наши спутницы сбежали. Савелий огорчился, а я был страшно рад.

Уезжая в Москву, Крамаров забыл в Одессе паспорт. Со съемок я улетал чуть позже, и директор фильма попросил меня отвезти ему документы. Савелий был счастлив, когда я появился в его коммуналке. В благодарность подарил красные иностранные носки, которые не ко всякому случаю можно было надеть. Сава тогда немножко подфарцовывал. И вот мы с ним стали товариществовать. Савелий в гости приходил иногда. Как-то обедали со мной и моими родителями. Мама спросила: «Савелий, а вы не работаете в штате?» — «Нет. Я по договорам работаю». — «Ну а как же, если деньги кончаются?» — «Беру чемодан и еду за деньгами».

Крамаров был очень известным, но поначалу у него не было актерского образования. Он окончил лесотехнический институт. Когда открыли заочный факультет в ГИТИСе, я посоветовал ему туда поступить. Несмотря на то что был моложе его, Савелий называл меня «учитель». Бывало, спрашивал, отыграв дубль: «Ну как?» — «Сава, ты жмешь» (наигрываешь, в смысле). А он отвечает: «Ну, учитель, вы в легком весе, а я в жиме». Он трогательный был. Георгий Николаевич Данелия к нему очень хорошо относился. Именно Данелия, который был одним из сценаристов «Джентльменов удачи», посоветовал режиссеру Александру Серому, чтобы там играл Крамаров.

Савелий был замечательный, яркий, но еще и очень чистый и глубокий человек. У нас была большая совместная картина — музыкальное новогоднее киноревю «Похищение». Мы снимались на разных киностудиях, в том числе и в Киеве. Одну ночь нам пришлось переночевать вместе в люксе. В Киев я прилетел окрыленный, просто в эйфории и эмоциональном восторге от того, что покорил одну девушку. Этим событием как-то легкомысленно поделился. А потом мы легли спать. Погасили свет. И Савелий в темноте и в тишине вдруг говорит: «Жень, а ты любил когда-нибудь?» Покорение той девушки никакого отношения к любви не имело. Мне стало неловко… Для Крамарова любовь очень важна. Была у него возлюбленная, и эта связь длилась довольно долго. Женщина старше его, с высшим образованием, инженер. Когда они расстались, она не хотела жить. Он был намерен жениться на девушке-иудейке, я так полагаю. Так как сам был верующим иудеем. Он никогда не работал в субботу и, как правило, носил тюбетейку — вместо кипы. Мне кажется, религия была одним из главных мотивов его эмиграции в Америку. Наверное, он что-то там нашел. Но многое потерял — друзей, зрителей, которые его готовы были носить на руках. В СССР он был невероятно популярен. Рассказывал: «Ну, старик, я как фюрер выхожу на стадион. Мой народ! «Лужники» ревут»…

Савелий Крамаров и Евгений Стеблов
«Я был моложе Крамарова, но он называл меня «учитель». Спрашивал, отыграв дубль: «Ну как?» — «Сава, ты жмешь» (наигрываешь, в смысле). А он отвечал: «Ну, учитель, вы в легком весе, а я в жиме» 1970-е гг.

Богатырев любил Наташу Гундареву

Как-то мне позвонил Юра Богатырев. Он увидел какую-то мою работу, которая ему понравилась, — то ли фильм, то ли телеспектакль. Обнаружилось, у нас схожее чувство юмора, взгляды на жизнь, некоторая абсурдность мышления. Жили мы чуть ли не в соседних домах. Даже участковый был общий. Легко могли бы ходить друг к другу в гости, но чаще подолгу разговаривали по телефону.

Юра был человеком без кожи, переживал по любому поводу и абсолютно не мог отдыхать. Писал картины — это была его разгрузка. Рисовал он блестяще. Рамки делал из старых стульев. Многие его работы после смерти куда-то пропали. Но большинство он еще при жизни раздарил друзьям и знакомым, которых писал. Были у него портреты и Наташи Гундаревой. С Наташей они учились на одном курсе в Щукинском училище. Юра любил ее. Всю жизнь она оставалась для него близким и дорогим человеком, самым верным другом. В трудные минуты он в первую очередь звонил ей. Наташа все бросала и тут же приезжала. Готовила обед, разговаривала, утешала, приводила душу в равновесие. У Юры дома Наташа бывала не так часто. А я и вовсе всего два раза. Впервые пришел к Богатыреву, когда начал писать о нем буклет. Был такой экспортный журнал «Советский фильм», очень красиво изданный на глянце, в СССР он почти не продавался, за рубеж шел. Я писал туда портреты артистов по собственному выбору.

Бюро кинопропаганды заказало мне буклет о Юре. Я решил использовать статью о нем, которая у меня уже была в «Советском фильме». Но этого было мало. Я писал в основном о кино, а тут надо было о жизни, о театре, расширенный материал. И я с Юрой договорился, что к нему зайду. И вот в назначенное время прихожу, звоню, никто не открывает. Я толкнул дверь — она оказалась открытой. Вошел и увидел печальную картину: Юра сидел посреди комнаты на полу, немного выпивший, и плакал: «Женя, я скоро умру». Я стал его утешать: «Ну что ты, Юр, ну что ты…» Интервью так и не состоялось. Я принес ему в подарок свой буклет. Юра вообще любил и сам фотографии подписывать, и брать чьи-то автографы. На своем буклете он сделал дарственную надпись, закончив так: «Юра Богатырев за год до смерти». Ошибся не намного… Мистика…

«Я верю в то, что бывают люди, которые из нашей жизни никуда не уходят, что бы ни случилось. Они всегда живы...» 1980-е гг.
Фото: LEGION-MEDIA

Мой режиссерский дебют был в Театре Моссовета. Я поставил спектакль «Карнавал» по ­пьесе Леонида Зорина и сам играл там главную роль. На показ пригласил свою знакомую, которая занималась астрологией. Спектакль ей понравился, и она в благодарность составила мою астрологическую карту на будущий год. В этом прогнозе было, что я начну заниматься педагогикой, и смерть друга… Возможно, я был последним, с кем Юра говорил по телефону. Я позвонил ему, чтобы спросить, как он себя чувствует. Он лежал в больнице, но при этом, несмотря на очень высокое давление, его возили играть спектакли во МХАТ. В тот вечер его привезли, чтобы он сыграл Клеанта в «Тартюфе»…

Невероятного напряжения роль. Мы с ним поговорили, и Юра рассказал, как недавно сильно поссорился с Сашей Калягиным и Настей Вертинской — они вместе играли в пьесе Мольера «Тартюф». Я спросил: «Но ты ведь уже с ребятами помирился?» — «С Настей я на сцене глазами помирился. А Саша зашел ко мне в гримерку, мы объяснились. Он понимает: плохо быть в ссоре. Вдруг этот человек внезапно уйдет...» Юра явно намекал на себя. Этот разговор произошел в пять часов вечера. А утром я пошел в магазин за хлебом. Меня увидел наш общий участковый милиционер и крикнул: «Жень, а Юра-то Богатырев дуба дал»...

Мама Юры после похорон и поминок позвала к нему домой. В его «однушке» собрались самые близкие — его сестра, мы с Михалковым… Посидели некоторое время, стали собираться уходить. Выйдя на лестничную клетку, с Никитой друг на друга посмотрели и одновременно заплакали. Видимо, бывают люди, связанные Промыслом Божьим. Я православный человек и верю в это. И такие люди из нашей жизни никуда не уходят, что бы ни случилось. Они всегда живы...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог