

Режиссер Андрей Кончаловский опоздал к началу юбилейной, тридцатой, церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Ника». А ведь его фильм «Рай» (в нем Андрей Сергеевич выступил как режиссер и продюсер, а его жена Юлия Высоцкая сыграла главную женскую роль), был представлен в пяти номинациях. Кроме того, с 2013 года Кончаловский является Президентом премии.
Причина опоздания, впрочем, была уважительная: режиссер представлял «Рай» в Доме кино. А поскольку эта площадка располагается недалеко от театра им. Моссовета, где вручалась «Ника», начало церемонии задержали не надолго. К тому же, этот театр Андрей Сергеевич знает, как свои пять пальцев: на его подмостках Кончаловский поставил чеховскую трилогию. Юлия Высоцкая сыграла в трех пьесах мужа главные женские роли. Так что, забежав в театр, он мгновенно оказался в нужном месте — за кулисами.


Внимание публики привлекла и другая пара: Игорь Петренко с супругой Кристиной Бродской. Не так давно у них родилась дочь, и теперь супруги стали вместе выходить в свет. «Прийти в форму после родов было, конечно, непросто, но я очень старалась», — улыбалась Кристина, демонстрируя великолепную стройную фигуру.
Главной интригой «Ники 2017» стал вопрос, сколько «Ник» получит «Рай» Кончаловского. Ведь лента уже награждена несколькими «Золотыми Орлами» — за лучший фильм, режиссуру и женскую роль. А эти кинопремии часто противопоставляются друг другу, хотя их возглавляют два брата — Никита Михалков и Кончаловский. Впрочем, получая своих «Орлов», Андрей Сергеевич поблагодарил эту премию в том числе как и президент «Ники».


По традиции, премию представил зрителям Юлий Гусман, который в 1987 году стал основателем и художественным руководителем «Ники». К слову, с тех пор количество членов Российской Академии кинематографических искусств, которые голосуют за тот или иной фильм, достигло цифры 621! Как всегда, Гусман задал премии ироничный тон.
Эту ноту поддержал и видеофильм, открывший церемонию. Зазвучала революционная песня «Варшавянка», и на экране появилась надпись «1917 год». Впрочем, речь в фильме пошла о другом переломном времени в истории России — 1987-м, когда как раз и была учреждена «Ника».


Кончаловский, выйдя на сцену, тоже обратился к событиям тридцатилетней давности: «Когда смотришь эти хроникальные кадры, то вспоминаешь, что то время — замечательное. Мы все тогда испытали невероятный подъем и надежду. Все это случилось, все помолодели. «Ника» — результат тех надежд, часть из которых стали иллюзиями и разочарованиями, но часть из них осуществилась... Год у нас получился интересный. У членов академии была возможность выбрать фильмы, которые говорят о том, что наше кино развивается, возникает независимый от Голливуда российский кинематограф. Он всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, сквозь которые все равно прорастут ростки».


Традиционно первой объявили категорию документального кино: Николай Сванидзе наградил статуэткой крылатой богини победы Ники ленту «В лучах солнца» Виталия Манского*. Лучшим анимационным фильмом академики выбрали «Кукушку» Дины Великовской. А фильм «Дуэлянт» отметили в номинациях «лучшая работа художника-постановщика», «лучший художник по костюмам» и «лучший оператор».
Среди актеров второго плана крылатые статуэтки получили Юлия Ауг и Елена Коренева (редкий случай, когда академики в одной номинации разделили награду между двумя победителями), и Борис Каморзин. За исполнение главной мужской роли отметили Тимофея Трибунцева, который обошел самого Константина Хабенского в фильме «Коллектор». Режиссера и сценариста «Коллектора» Алексея Красовского отметили как «Открытие года».


В итоге, «Рай» и на «Нике» победил в тех же самых трех важнейших номинациях, что и на «Золотом Орле». Картину наградили как лучший фильм (он обошел «Даму Пик» Павла Лунгина, «Ученика» Кирилла Серебренникова, «Дуэлянта» Алексея Мизигирева, «Монаха и беса» Николая Досталя и «Коллектор» Алексея Красовского), Кончаловского назвали лучшим режиссером, а Высоцкую лучшей актрисой!


Помимо «актуальных» наград за текущие кинодостижения, вручались и почетные «Ники». Премию «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова кинорежиссеру Александру Сокурову вручил Марк Захаров, который признался: «Александр Николаевич для меня — человек, который совершил прыжок в космическое пространство… Я преклоняюсь перед этим человеком. Его «Телец"стал для него личным потрясением».

Премию «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа получил режиссер Александр Митта. Сериал «Салам, Масква» и его режиссера Павла Бардина наградили «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии», а за вклад в кинематографические науки статуэтку вручили критику Андрею Плахову.
Приз в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» вручили грузинской картине «Чужой дом» Русудана Глурджидзе.