Дочь Евгения Матвеева: «Цветы от поклонниц папы лежали в подъезде на каждой ступеньке»

Откровенное интервью наследницы артиста.
Павел Соседов
|
25 Июля 2020
Евгений Матвеев с Ольгой Остроумовой
С Ольгой Остроумовой в фильме «Любовь земная». 1974 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«В прихожей перед мамой стоит незнакомая женщина с какими-то баулами. «Кто вы? Вам кого?» — спрашивает мама. Та отвечает: «Мне Евгения Семеновича». — «А Евгения Семеновича нет, он уехал в киноэкспедицию и вернется не скоро». А тетка и отвечает: «Ничего, я не тороплюсь, я его дождусь. Я же приехала к вам жить», — рассказывает дочь актера и режиссера Евгения Матвеева Светлана Матвеева.

В1997 году папа с мамой отмечали золотую свадьбу — пятидесятилетие супружеской жизни. И тогда папа нам, своим взрослым детям и старшим внукам, сказал: «Я вам расскажу одну историю, чтобы вы знали, какой Человек ваша мать и бабушка!» Оказывается, когда папа пришел в Малый театр, он сильно влюбился в актрису Ольгу Хорькову. Мучился, метался, не знал, что делать: остаться с женой или уходить… Мама, видевшая его терзания, сказала: «Знаешь, Женя, я чувствую, что ты влюбился, так не мучай ни меня, ни себя, уходи». И всю ночь стирала, гладила мужу вещи и собирала чемодан, чтобы он «укомплектованным» отправился к другой женщине. Папа взял этот чемоданчик и ушел. Но к Хорьковой не пошел, а неделю они с другом по-черному пили... Протрезвев, папа ясно осознал, что не может без семьи, и вернулся. Мама открыла дверь, не произнесла ни слова упрека, лишь спросила: «Ты есть хочешь?» Усадила за стол, накормила. И все — инцидент был исчерпан, никогда в жизни мама отцу об этой истории не напомнила. Родители прожили 56 лет в мире и согласии, папа даже голоса на маму ни разу не повысил!

Родители познакомились и поженились в Тюмени, где папа проходил службу, а потом работал в Тюменском драматическом театре. Мама была певицей. В Тюмени Евгений Матвеев с успехом играл главные роли, но его пригласили в знаменитый на весь Советский Союз новосибирский театр «Красный факел». И родители пере­ехали в Новосибирск, когда мне не было и года. В Новосибирске мама работала в местной филармонии певицей и пользовалась успехом у публики. У нас сохранились афиши концертов, где мамина фамилия идет первой строчкой. Было время, когда в Новосибирске про папу говорили: «Вон идет муж Лидии Матвеевой». Но вскоре и папин талант покорил публику. Когда «Красный факел» приехал на гас­троли в Ленинград, Евгений Матвеев имел большой успех. Его пригласили несколько театров, в том числе ленинградский БДТ, московские МХАТ и Малый театр. Папа принял приглашение Малого театра и в 1951 году был зачислен в труппу. А мама устроилась в хор Большого театра, где проработала до 1978 года. Можно точно сказать: мама пожертвовала карьерой ради папы. В Москве папины творческие дела пошли в гору. Мама безропотно отступила в тень: «Женя, я в любом случае буду заниматься семьей, так что карьеру делай ты». И благодаря такому надежному тылу папа достиг огромных успехов!

Евгений Матвеев с Петром Черновым и Федором Шмаковым
«Отец всю жизнь мечтал сыграть именно Нагульнова — он был близок ему по темпераменту. И его утвердили! После выхода фильма популярность у папы была бешеная» С Петром Черновым и Федором Шмаковым в фильме «Поднятая целина». 1959 г.
Фото: РИА Новости

В Москве нас сначала поселили в хорошей гостинице. Потом папе дали комнату в двухкомнатной квартире новостройки на улице Левитана, и нашими соседями стали артист Малого театра Юрий Аверин, его жена актриса Валентина Архангельская и ее дочь от первого брака с Александром Галичем Алена — мы подружились.

С нами жила бабушка — мать папы, которую он забрал с Украины сразу после войны. Бабушка пережила оккупацию, видела злодейства и немцев, и бандеровцев. Мое послевоенное детство прошло под слово «война». Интересно, что дома про войну никто не разговаривал, но во дворе мы, дети, играли только в войнушку и каждый день до драки спорили, чья команда будет играть за «наших», потому что за команду «фрицев» никто категорически не хотел. В «Википедии» про папину мать — Надежду Федоровну — написано, что она была неграмотной крестьянкой… Это не так. «Неграмотная крестьянка» читала книги на французском языке, прекрасно вышивала, изысканно готовила и с детства учила меня правильно сервировать стол. У нас даже к завтраку всегда была белая скатерть и красивая фамильная посуда. Конечно, и бабушкино, и дедушкино происхождение тщательно скрывалось — они оба из «бывших». Что не помешало дедушке стать красноармейцем. Отец бабушки — церковный староста — был категорически против ее брака с коммунистом и дочь, вышедшую замуж без родительского благословения, не простил. И когда моя бабушка рассталась с дедом по причине его измен, ей с маленьким сыном Женей на руках пришлось очень нелегко. Жили они бедно, папа с детства не чурался никакой работы: умел работать в поле, управлять лошадью. А еще очень тянулся к творчеству, играл на балалайке, сочинял частушки и грезил актерской профессией.

В 1938 году, окончив «восьмилетку», отец самостоятельно поступил в труппу Херсонского городского театра. А через год Матвеева на сцене увидел легендарный артист Николай Черкасов, который приехал с гастролями. Он посоветовал талантливому парню ехать в Киев — поступать в киношколу Александра Довженко. Папа так и сделал, и стал одним из любимых учеников Довженко. Но в 1940 году на курсах неожиданно для всех ввели плату за обучение, которая юному отцу была не по силам. Жене Матвееву это показалось концом — крушением мечты об актерстве. И он пошел на берег Днепра с мыслями о самоубийстве. Тогда его спас чудесный случай. На краю крутого высокого берега он заметил девочку в бедной одежде, а может быть, она сама к нему подошла с просьбой о милостыне. Он понял, что не одному ему тяжело в этой жизни, привел девочку в свою комнату, накормил, помог чем мог, проводил домой. А утром узнал, что Довженко оплатил учебу нескольким лучшим ученикам из своих средств и он сам среди счастливчиков.

Матвееву пригрозили трибуналом

С началом войны Евгений Матвеев пошел в военкомат записываться на фронт. И его направили в Тюменское военно-пехотное училище, по окончании которого оставили преподавать. В училище присылали добровольцев, среди которых были и люди в возрасте, и студенты, и колхозники, и рабочие, и интеллигенция, а папа в числе других преподавателей обучал их военному делу. Кстати, одним из курсантов папы был композитор Александр Зацепин.

Евгений Матвеев с Тамарой Логиновой
С Тамарой Логиновой в фильме «Дорога». 1955 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Однажды в училище случилась такая история. На фронт отправили очередную партию курсантов, а взамен прислали добровольцев, с которыми отец даже познакомиться еще не успел. Тут вдруг нагрянула комиссия с проверкой. Потребовали, чтобы Матвеев продемонстрировал, чему научил новобранцев. Начальник училища стал объяснять, что эти добровольцы только поступили — еще ничему не обу­чены. Но никто в ситуацию вникать не стал, и папе пригрозили трибуналом. Матвеев тогда первый раз в жизни выпил водки. Пришел в офицерскую столовую, где все уже знали о произошедшем инциденте, и там ему налили стакан. Папа его выпил и пошел к себе. Думал: «Трибунал так трибунал, значит, отправят в штраф­бат. А это даже хорошо — повоюю». Дело в том, что с начала войны папа написал много рапортов с просьбой отправить его на фронт. Но получал отказ — его не отпускали из училища как хорошего специалиста и победителя самодеятельных смотров. И однажды начальник училища показал отцу стопку своих рапортов с той же просьбой и сказал: «Женя, если мы уйдем на фронт, то все они (новобранцы) в первом же бою погибнут. Ты хочешь этого?» Этот же начальник и спас Матвеева от трибунала, достучался до какого-то генерала и все объяснил. Недавно, после смерти мамы в ее личных вещах я нашла отцовскую медаль «За боевые заслуги», которой он никогда не хвастался, мы — дети — о ней даже не знали. И мамину медаль «За трудовую доблесть» — она ее получила за работу на оборонном заводе во время войны.

Переехав в Москву, папа практически сразу начал сниматься — но сперва это были небольшие роли. Потом значительные работы в картинах «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Жеребенок». А всенародную любовь ему принесли фильмы «Поднятая целина» и «Воскресение», которые снимались практически одновременно. Главным претендентом на роль Макара Нагульнова в «Поднятую целину» был Сергей Лукьянов, известный по роли Гордея Ворона в «Кубанских казаках». А Матвеева пригласили попробоваться на другую главную роль — председателя колхоза Семена Давыдова. Но оказалось, что папа всю жизнь, с тех пор как прочитал этот роман Михаила Шолохова, мечтал сыграть именно Нагульнова — он был близок ему по темпераменту. И всю ночь, пока ехал на пробы в Ленинград, Матвеев примерял образ Нагульнова на себя — придумывал, какие у него должны быть брови, прическа, продумал все детали. А уже на киностудии уговорил режиссера Александра Иванова сделать пробу и на эту роль. И его утвердили на Макара Нагульнова! Для папы это был очень тяжелый, хотя и счастливый, период. Одновременно в Москве он снимался у Швейцера в «Воскресении», в Ленинграде — в «Поднятой целине», а в Малом театре выходил в спектаклях. Театр очень неохотно отпускал артиста Матвеева на съемки, поэтому за папу шли нешуточные бои между театром и двумя киностудиями.

Евгений Матвеев с Зинаидой Кириенко
«Наивысший успех Евгения Матвеева как режиссера наступил после фильмов «Любовь земная» и «Судьба». Письма от зрителей тогда приходили мешками» С Зинаидой Кириенко в фильме «Судьба». 1977 г.
Фото: Мосфильм-инфо

После выхода на экраны этих фильмов у папы появилось море поклонниц. Популярность была бешеная! У нас под дверью до недавнего времени кто-то постоянно оставлял букеты роз. А в годы наивысшего успеха вся лестница была заполнена букетами от поклонниц — цветы с записочками лежали на каждой ступеньке. Особо экзальтированные девицы не давали проходу папе и на улице. Из Малого театра после спектаклей Матвеева выводили через черный ход в чужой одежде, чтобы только его не узнали. Но если его замечали — вся толпа поклонниц бросалась на машину, не давая ей проехать. Какие-то девушки круглосуточно названивали по телефону, постоянно трезвонили и в дверь. Бабушку это ужасно бесило, потому что звонки будили меня. Она выскакивала на лестничную площадку и разбиралась с поклонницами. Она была женщиной довольно суровой, к папиной славе относилась спокойно. Однажды, мы еще на Соколе жили, бабушка послала отца за картошкой. Моя мама сказала свекрови: «Мама, не надо Жене идти в магазин, все-таки он уже известный артист, его узнают. Я сама схожу». — «Кто это известный артист?! — возмутилась бабушка. — Это он для кого-то известный артист, а мне он — сын!»

Письма от зрителей приходили мешками. Самый большой успех Матвеева как режиссера был после фильмов «Любовь земная» и «Судьба». Если случался юбилей, присвоение звания или премии — телеграммы летели без остановки. Папе было неловко перед почтальонами, которые через каждые пять минут шли к нам один за другим. Поэтому он говорил: «Да не бегайте вы так часто — соберите все поздравления и в конце дня сразу все приносите!»

Одна настырная поклонница была со странностями: она писала письма, подписывалась то Лидой Матвеевой, то Лидой Бондарчук. А в один прекрасный день раздался звонок в дверь. У нас гостил мамин отец, а папа был в командировке на съемках. Дед открывает дверь, перед ним стоит незнакомая женщина с баулами. Из кухни вышла мама, спрашивает: «Кто вы? Вам кого?» Та отвечает: «А мне Евгения Семеновича». Мама говорит: «А Евгения Семеновича нет — он ­уехал в киноэкспедицию, вернется не скоро». — «Ничего, я не тороплюсь, я его дождусь. Я же приехала к вам жить». Мама в дебаты с папиными поклонницами не вступала, поэтому с «мадам» пришлось разбираться деду — он ее выдворил. Я потом эту женщину наблюдала у нас в подъезде, она сидела с котомками на подоконнике, и мне ее по-человечески было очень жалко…

Мне с детства все говорили, что я очень похожа на папу. У нас была фотография, где мы с ним стоим в Киеве на набережной Днепра и смотрим в одну сторону, практически одинаковыми профилями к камере. В Киеве папа снимался в картине «Ярость». А я жила в его номере и, пока папа снимался, гуляла по городу. Мама в это время была на гастролях с Большим театром в Италии. А маленький братишка остался в Москве под присмотром маминого брата: бабушки уже не было. Андрей младше меня на 10 лет. Папа мечтал о сыне, очень просил маму подарить ему наследника. И когда Андрей появился, папа не мог нарадоваться. Мы с отцом тоже были друзьями. Но если долгожданному Андрюше позволялось почти все, со мной папа бывал требователен…

Евгений Матвеев с  Вадимом Медведевым
С Вадимом Медведевым в фильме «Хождение по мукам». 1958 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Папа обзвонил все вузы: «Гоните мою дочь поганой метлой!»

На съемочную площадку он взял меня лишь единожды. Я в то время бредила театром и кино, и, чтобы показать мне «ужасы» актерской профессии, папа «поволок» меня на съемки в песчаные карьеры под Киевом. Солнце печет, жара неимоверная — я там чуть не испеклась... Вернулись со съемок в гостиницу, папа спрашивает: «Ну что, не передумала становиться актрисой?» А я вредная девушка была, говорю: «Нет. Мне все понравилось!» Но папа очень не хотел, чтобы я шла по его стопам. С детства я серьезно занималась фигурным катанием, но у меня часто случались ангины. В очередной раз я лежала дома с высоченной температурой, когда позвонили с «Мосфильма» и пригласили попробоваться в фильм «Человек, который сомневается» в паре с Олегом Далем. По сценарию была нужна десятиклассница, что совпадало с моим возрастом. Такое я пропустить не могла и зимой поперлась на киностудию с температурой под 40, никому ничего не сказав. А пробу снимали на улице. Причем по сценарию мы с Далем — в летней одежде, а на улице мороз! Как я приехала домой, не помню. Даже грим не смыла, замертво упала на кровать. В фильме вторым режиссером была женщина, которая работала с отцом на картине «Воскресение». И надо же было такому случиться, что в тот же день, случайно встретив его на «Мосфильме», она сообщила: «Женя, а у нас сегодня пробовалась твоя Светочка, да так успешно!» Папа, знавший, что я в эти дни даже в школу не хожу из-за болезни, бросился домой, разъяренный влетел в мою комнату со словами: «А ну, кинозвезда, вставай!» Мама испуганно засуетилась: «Женя, оставь ее в покое, не трогай, ты же видишь, она в полуобморочном состоянии». А он: «Да я ее сейчас вообще прибью!» Он, конечно, меня никогда не бил и даже не кричал, но папа мог и тихо сказать так, что запомнишь на всю жизнь…

Вместо съемок я месяц пролежала в больнице с ангиной, потом мне вырезали гланды, и еще полгода я лежала с тяжелейшей ревматической атакой. Выписали из больницы с пороком сердца и вердиктом: про фигурное катание забыть. Не представляю, что испытал папа, когда об этом узнал, — ведь он вообще от любого медицинского термина готов был в обморок упасть.

После школы я готовилась поступать в театральные вузы. Например, во ВГИК меня обещал принять очень уважающий отца Борис Бабочкин — его коллега по Малому театру. Подготовила я программу, и папа решил сам меня прослушать дома. Я прочитала. Мне он ничего не сказал, но я подслушала разговор родителей. Мама спросила: «Женя, ты считаешь, что у Светы способностей нет?» — «Она очень талантливая. Но неужели, Лида, ты хочешь, чтобы она умерла? С ее сердцем дочь не выдержит сумасшедшей нагрузки! Все! Этот вопрос я больше не обсуждаю!» Я, как полагается, закатила истерику, а потом втихаря подала документы в несколько театральных вузов. В Щепкинском училище курс набирал Михаил Иванович Царев из Малого театра, и он, конечно, рассказал обо мне папе. Тогда отец обзвонил все вузы и сказал: «Когда придет моя дочь, гоните ее поганой метлой!» Своего он добился: в итоге я поступила на филологический факультет МГУ и своим образованием довольна.

Евгений Матвеев с Тамарой Семиной
«Мама безропотно отступила в тень, сказав: «Знаешь, Женя, я в любом случае буду заниматься семьей, карьеру делай ты». И благодаря такому надежному тылу папа достиг огромных успехов» С Тамарой Семиной в фильме «Воскресение». 1960 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Тяжелая травма изменила жизнь Матвеева

Летом 1962 года мы всей семьей поплыли на теплоходе по Днепру из Киева в Херсон. По пути навещали родных: в Черкассах жили мамины родственники, в Херсоне — папины. После Херсона решили поехать отдохнуть в черноморский город Скадовск, где начальником порта был папин одноклассник. Пока мы отдыхали на море, папе пришла телеграмма, что его просят в Николаеве принять участие в сборных концертах мастеров кино и эстрады. Концерты проходили на стадионе, и для папы придумали эффектный номер: Матвеев в костюме Нагульнова выезжал к зрителям, стоя на тачанке, делал почетный круг вдоль трибун, после чего читал монолог из «Поднятой целины». Первые несколько концертов прошли благополучно, а на последнем в повозку запрягли других лошадей — милицейских, скаковых, не привыкших ходить в упряжке. Папа понимал, что выезжать на таких лошадях опасно, но устроители его заверили, что лошади дисциплинированные, им наденут шоры на глаза, и беспокоиться не о чем. На том концерте на трибунах было много моряков-черноморцев в белых летних форменных рубашках. И когда папа выехал на поле стадиона, все моряки вскочили, стали аплодировать и кричать «ура». Лошади испугались этой огромной белой колышущейся массы и понесли. Тачанка перевернулась, и папу на скорости выбросило из нее. Сначала папа лежал в больнице в Николаеве. Но травмы были очень серьезными, и его решили перевезти в Москву. В Институте травматологии и ортопедии Матвееву сделали операцию на коленном суставе, и папа пошел на поправку. После выписки он даже снялся в фильме «Родная кровь». Там его герой Федотов прихрамывает, но не потому, что так задуман образ, а потому, что артист Матвеев хромал после операции. Казалось, худшее позади. Но неожиданно начались страшные проблемы с позвоночником, папа не мог ни ходить, ни стоять, ни сидеть — боли были дикие. Его опять госпитализировали. Для полного выздоровления понадобилось несколько лет — долгое время отец вообще не вставал с постели, потом ходил в жестком корсете. Ему присвоили группу инвалидности, и о возвращении к актерской работе не могло быть и речи. В больнице я регулярно встречала старших товарищей папы по Малому театру: Игоря Ильинского и Елену Гоголеву. Они хотели, чтобы Матвеев в качестве директора возглавил Малый театр вместо ушедшего Михаила Царева. Но папа принял противоположное решение — уволился из театра, потому что не понимал, сможет ли вернуться к работе. В этот период работала одна мама — ее зарплата нас выручала. Несколько лет папиной болезни тяжело ей дались: Андрей только начинал ходить в школу, я была выпускницей и тоже заболела… И мама со всеми нами справлялась.

Но нет худа без добра — болезнь привела Евгения Матвеева к режиссуре. Он рассказывал: «Лежу я на спине, смотрю на белый больничный потолок, а он у меня как кино­экран…» Во время болезни он прочитал роман Анатолия Калинина «Цыган» и решил снимать по нему фильм. Это было задолго до знаменитой экранизации романа с Кларой Лучко и Михаем Волонтиром. Возможность дебютировать в качестве режиссера кино папе предоставили в Киеве на Киностудии имени Довженко. Матвеев долго не мог найти подходящего артиста на главную роль — Будулая. «Женя, ну чего ты мучаешься, играй сам», — стали советовать коллеги. «Как же я буду играть в этом корсете?» — отнекивался папа. Но сроки поджимали, уже надо было приступать к съемкам, и режиссер Матвеев взял ответственность за главную роль на себя. А в картине была сцена с танцем… И вот тут папа пошел на настоящую жертву ради искусства, на подвиг. Конечно, танцевать он полноценно не мог, но и дублера снимать не хотел — нужны были крупные планы. На съемочную площадку вызвали врачей, которые делали ему блокирующие уколы в область позвоночника. Отец танцевал дубль, терял сознание от боли, после чего ему опять делали блокаду — и так до тридцати раз. Но станцевал он сам, правда, в основном руками и головой на крупных планах. А потом подмонтировали крупные планы пляшущих ног профессионального танцора.

Евгений Матвеев
«Из Малого театра после спектаклей Матвеева выводили через черный ход в чужой одежде, чтобы не узнали. Но если его замечали — толпа поклонниц бросалась на машину, не давая ей проехать» В фильме «Емельян Пугачев». 1978 г.
Фото: Мосфильм-инфо

После «Цыгана» он взялся за «Почтовый роман» — историю любви по переписке между революционером Петром Шмидтом (знаменитым лейтенантом Шмидтом) и Зинаидой Ризберг. На этот раз Матвееву были готовы предоставить площадки и «Мосфильм», и «Ленфильм», но режиссер посчитал своим долгом снять фильм на Киностудии Довженко — там, где ему рискнули доверить дебют. С этой картиной папа ездил в Японию, где она демонстрировалась в рамках международной выставки от советского стенда — фильм произвел большое впечатление на иностранных зрителей. Интересно, что в то время мы жили в районе Арбата на улица Мясковского (теперь это Большой Афанасьевский переулок), а в Староконюшенном переулке, через двор от нас, жила Зинаида Ризберг, пережившая любимого на 55 лет. Но, к сожалению, с папой они познакомиться не успели, она умерла в 1961 году.

Потом мы переехали на Люсинов­скую улицу в просторную трехкомнатную квартиру. Квартира отличная, но одна проблема: во дворе с папиной машины все время снимали колпаки. Это был жуткий дефицит, и приходя в автомастерскую в поисках новых колпаков, Матвеев, как правило, свои же и покупал. Ему это надоело, и однажды он под колпак положил «трешку» и записку: «Ребята, возьмите деньги, но колпак поставьте на место». И сработало! А потом с партийно-правительственной делегацией папа был в США, и один большой начальник спросил его: «Евгений Семенович, почему все к нам пристают с просьбами, а вы никогда ничего не просите?» — «Так мне ничего и не надо», — ответил папа. «Не может такого быть! Говорите свои пожелания». — «Ну, раз так, то дайте гараж». Но вместо гаража Матвееву дали новую четырехкомнатную квартиру в доме с подземным гаражом — недалеко от «Мосфильма», в природоохранной зоне реки Сетунь.

Папа продолжал снимать как режиссер. На съемках картин «Любовь земная» и «Судьба» я у него не была, сидела с маленьким сыном. Зато приехала на его следующую картину «Особо важное задание». Я тогда работала в Союзе кинематографистов, и нужно было сделать материал о съемках фильма, со мной поехал оператор. Приезжаю я в Воронеж. Перед гостиницей, где поселили съемочную группу, сидит Николай Афанасьевич Крючков, с которым мы давно были знакомы. Говорит хитро: «Светка, тебя сюрприз ждет». Прихожу в номер — полная ванна карпов, линьков и другой рыбы. А Крючков был заядлым рыбаком. Устала я после поезда жутко, в душ хочется, а ванна занята. Стала вылавливать карпов, а они скользкие, вырываются, начали скакать по всему номеру. Кое-как, проклиная все на свете, справилась. Николай Афанасьевич меня научил, как готовить карпа по-монастырски. Очистить рыбу от чешуи, распотрошить, обжарить, сделать соус из сметаны, чеснока и укропа, залить им рыбу, сверху посыпать тертым сыром и томить под крышкой. Получается нечто! Собрала я по всей гостинице сковородки и полночи с карпами возилась, а потом пошла разносить готовую рыбу членам съемочной группы по номерам.

Евгений Матвеев с Вячеславом Тихоновым
С Вячеславом Тихоновым в фильме «Фронт за линией фронта». 1977 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Было за полночь, когда я пришла в папин номер, а он вместе с оператором, художником, вторым режиссером и ассистентами еще работал над завтрашними сценами. Этот фильм Матвеев снимал на «Кодак» — пленка дорогая, ее надо было экономить. Поэтому все сцены папа тщательно репетировал, а снимал в два-три дубля. У него всегда получалась экономия пленки и опережение сроков сдачи материала, за что вся съемочная группа получала премию. Поэтому работать с Евгением Матвеевым хотели все! Оставив папе рыбу, я направилась к Николаю Афа­насьевичу Крючкову. Но он неожиданно заявил: «Девочка, я эту гадость не ем!» Пока я была в экспедиции, Николай Афанасьевич рыбку ловил, отдавал мне, и мы кормили всю гостиницу…

Завистники писали, что все награды у Матвеева из-за Брежнева

Папу любили все: и простые люди, и в высоких кабинетах. У него были невероятные сила духа и созидательная энергия. На «Мосфильме» говорили, что если Матвеев прошел по коридору, а ты через какое-то время идешь следом, то сразу чувствуешь — здесь проходил Евгений Семенович. Когда он появлялся в Союзе кинематографистов, начиналось перешептывание: «Матвеев пришел, Матвеев!» Он был большой, широкоплечий, оба­ятельный — мгновенно заполнял собой пространство. Даже на правительственных приемах, как только мы входили, вокруг папы собиралась толпа. А ведь там были далеко не простые люди, но всем хотелось с ним поговорить. Евгений Матвеев был очень образованным человеком и прекрасно разбирался в искусстве, жизни, политике. С приемов домой отец возвращался голодным, потому что за разговорами поесть не успевал. Иной раз едем домой с банкета, а он меня спрашивает: «Как думаешь, мама что-нибудь приготовила на ужин?» Она сопровождать отца на эти приемы не могла из-за работы или домашних хлопот, а меня папа везде с собой брал. И когда представлял: «Моя дочь Светлана», ему часто с ухмылкой отвечали: «Женя, да брось ты… Дочь…» Поэтому я эти мероприятия ненавидела. Как-то раз мама была с театром на гастролях, а мы с папой остались вдвоем. В один из дней мы встретились возле Малого театра и пошли обедать в «Метрополь». На следующий день прихожу в школу, а мне говорят: «Знаешь, Светка, а твоего отца вчера в ресторане с какой-то девицей видели…»

7 Ноября, 1 Мая и в другие государственные праздники мы с папой сидели на Красной площади на трибунах, смотрели демонстрации, а потом по специальному приглашению шли на обед в Кремль. На таких приемах всегда присутствовало и высокое партийное руководство, не раз я видела и Леонида Ильича Брежнева. Кстати, Евгений Матвеев играл Брежнева — в фильме «Солдаты свободы». А узнал он о том, что его ждет такая роль, в очереди в мосфильмовском буфете. К нему подошел режиссер Юрий Озе­ров: «Женя, поздравляю!» Отец удивился: «С чем вы меня поздравляете?» — «Будешь Брежнева у меня играть!» Потом Матвеева пригласили в Гос­кино для разговора. «Да не могу я сейчас сниматься, — стал отказываться папа, — у меня одна картина не доделана, другая в плане». — «Евгений Семенович, этот вопрос уже решен, — был ответ начальства, — ваша кандидатура утверждена в Политбюро! Или снимаетесь, или партбилет на стол». Отец говорит: «Застращали — партбилет, партбилет… Хорошо, я согласен. А как мне Леонида Ильича играть? В жизни он гэкает, мне тоже гэкать или нет?» — «Вы артист, вы и решайте». — «Я понял. Значит, если наверху понравится — вы в шоколаде, если не понравится — я в дерьме…» Всю ночь он ломал голову, как пре­одолеть этот дефект Брежнева, и нашел выход! Все слова в сценарии с буквой «г» заменил на синонимы. И Леонид Ильич остался доволен. На закрытом просмотре в Кремле жена генсека Виктория Петровна сказала: «Леня, смотри, а в этом кадре ты!» — «Нет, — ответил Леонид Ильич, — это не я, а артист Матвеев!» После этой роли завистники стали писать, что у Матвеева премии, награды, ордена, звания, потому что он сыграл Брежнева. Папа это читал с грустной усмешкой и говорил: «Какое счастье, что я все это получил еще до роли Брежнева». Даже звание народного артиста СССР ему присвоили за два года до выхода этого фильма!

Евгений Матвеев
«Папа был счастлив в последние годы. Любовь, уважение и доверие, которые к нему проявляли люди, были главным подтверждением и признанием того, что Матвеев прожил свою жизнь не зря» В фильме «Бешеные деньги». 1981 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Папа работал как зверь, он никогда не был в простое: заканчивались съемки одной картины, начинались ее монтаж и озвучание, а Матвеев уже параллельно писал режиссерский сценарий нового фильма. Он еще и общественной работой занимался. Был депутатом Верховного Совета, каждый свободный день летал в Свердловскую область, от которой избирался. Был в Комитете по Ленинским и Государственным премиям, в Комитете по защите мира, с которым объехал множество стран. Преподавал во ВГИКе, вел свою мастерскую. Сперва у него был азербайджанский курс, а следующий набор — русский. Наташа Вавилова, Володя Шевельков, Андрюша Гусев — выпускники мастерской Евгения Матвеева. В последний раз папа набрал курс в 1986 году — в тот год, когда состоялся роковой Пятый съезд кинематографистов СССР. Папа на протяжении десяти лет был секретарем правления Союза кинематографистов, а на этом съезде его вместе с другими секретарями, такими как Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов, не переизбрали, подвергнув при этом самой резкой критике их деятельность и творчество. Договорились даже до того, что их «надо расстрелять»! Вот так по Евгению Матвееву ударила перестройка. У папы была особенность: вернувшись домой в плохом настроении, он молча проходил в кабинет и закрывал дверь. Значит, подходить с расспросами не надо. Если же дверь открыта — можно войти и поговорить. После того съезда в доме стало тихо на несколько дней. Отец практически не выходил из кабинета, но я видела по маме: случилось что-то серьезное, потому что она тоже была в жутком состоянии. Мама мне потом рассказала — отец был на грани самоубийства. Он сказал единственную фразу: «Получается, что я прожил свою жизнь зря?» После этого злополучного съезда папа покинул все свои общественные должности и ушел из ВГИКа.

В начале 90-х Матвееву предложили сценарий Валентина Черныха «Голый человек на голой земле». Папе идея фильма понравилась, но смутило название, и он предложил свое — «Любить по-русски». Отец стал искать деньги на это кино — времена были уже совсем другие, государство фильмы не финансировало… Что-то Матвееву выделила мэрия, что-то — руководители предприятий, почетным рабочим или колхозником которых он был еще при советской власти, так и насобирал по всей стране. Но все равно не хватало, была жуткая инфляция: сегодня есть деньги, а завтра их уже нет. От многих сложных сцен в фильме пришлось отказаться… Несмотря на это, успех у зрителей был огромным! Люди стали требовать продолжения. А Матвеев честно признавался в интервью, что денег на продолжение нет. И на «Мосфильм» стали приходить конверты с купюрами от людей. Главный бухгалтер была в панике: «Евгений Семенович, вы что делаете? Как мне за эти деньги отчитываться?» И тогда придумали: выпустили календарики, которые люди покупали, делая таким образом свой взнос на продолжение съемок. А календарик можно было использовать как билет в кинотеатр, когда выйдет картина. Вот так фильм «Любить по-русски-2» сняли на народные деньги. Правда, еще и Александр Лукашенко финансово помог.

Евгений Матвеев с Ольгой Егоровой, Галиной Польских, Ларисой Удовиченко и Никитой Джигурдой
«Народ стал требовать продолжения фильма. А папа честно признавался в интервью, что денег на продолжение нет. И на «Мосфильм» стали приходить конверты с купюрами от людей» С Ольгой Егоровой, Галиной Польских, Ларисой Удовиченко и Никитой Джигурдой в фильме «Любить по-русски». 1995 г.
Фото: Мосфильм-инфо

А третий, последний фильм в этой серии назывался «Губернатор». На машинах, которые обслуживали съемочную группу, было написано «Любить по-русски 3. ГУБЕРНАТОР. Евгений Матвеев». И в народе пошел слух, что отец идет в политику! Зная, какой народной любовью пользуется Матвеев, ему стали предлагать вступить в ту или иную партию или даже возглавить. Но папа в шутку в интервью сказал: «У меня своя партия — называется ЖПСС. Жить По Собственной Совести». И у нас дома стал разрываться телефон — звонили со всей страны и спрашивали, как вступить в партию Евгения Матвеева. А я не знала, что мне отвечать, папа-то был на съемках… Этот фильм стал последней режиссерской работой в жизни Евгения Матвеева, через четыре года его не стало. Папа сгорел буквально за полгода. Неожиданно начал терять вес, но ему это нравилось — папе шла худоба. Матвеев строил планы, были интересные актерские предложения и сценарии, которые он хотел снимать. Но в больнице мне озвучили страшный диагноз и приговор — у папы рак легких, осталось жить полгода. Он об этом не узнал, мы ему не сказали. Как ни странно при таком диагнозе, ушел папа легко. Думаю, что он был счастлив в последние годы жизни, потому что те любовь, уважение и доверие, которые к нему проявляли люди, были главным подтверждением и признанием того, что Евгений Семенович Матвеев прожил свою жизнь не зря!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог