Личный автомобиль во время заграничной поездки – это определенная свобода и возможность самому выбирать, где и что посмотреть. Однако перед тем, как решиться на аренду машины за рубежом, нужно знать некоторые тонкости.
Неработающие карты
Из-за того, что российские карты перестали работать за границей, снять машину заранее стало сложнее. Да, у некоторых наших туристов есть карты иностранных банков (например, белорусских или казахстанских), но обычно они дебетовые, а прокатные конторы просят кредитные. Можно, конечно, попытаться начать бронировать в разных компаниях – есть случаи, когда некоторые из них принимают и дебетовки, но это может занять много времени.
Сегодня оптимальных вариантов два: либо заранее списываться с локальными рент-конторами и договариваться об оплате наличными на месте, либо воспользоваться услугами турагентств или местных посредников.
Проверьте свои водительские права
В ряде стран, помимо национальных удостоверений, могут попросить международные. Проверьте, есть ли страна, куда вы едете, в таком списке. Международные удостоверения делаются быстро, буквально в течение часа (только запаситесь заранее фотографией). Но действительны они только при предъявлении национальных. Важный пункт: в России, как известно, продлили действие водительских прав, даже если срок окончания стоит 2023-2024 годы. Так вот, за границей о российских правилах ничего не знают, и такие удостоверения будут недействительны. Международные водительские права, привязанные к недействующим национальным, тоже считаются недействительными. В ряде стран вам придется сделать еще местные международные права, так называемый пермит. Например, в Танзании на любимом многими туристами острове Занзибар. Этим занимаются сами прокатные конторы, так что процесс тоже не займет много времени.
Не отдавайте свой паспорт
В некоторых азиатских странах – например, в Таиланде, небольшие рент-конторы просят в качестве залога паспорт туриста. И это может обернуться большими проблемами. Например, если вдруг хозяин, когда вы возвращаете машину, решил потребовать у вас еще денег.
Причины вам могут объявить самые разные: от оплаты страховки, о чем был пункт в договоре, до найденной несущественной царапины, которая вдруг оценивается в сумасшедшую сумму. Поскольку в залоге ваш паспорт, а машины сдают, как правило, перед отлетом домой, то приходится платить. Поэтому, если вдруг в прокатной компании есть пункт о паспорте в качестве залога, лучше не рискуйте и найдите другую.
Проверяйте машину и страховку
Этот пункт вроде бы очевиден, но почему-то некоторые им пренебрегают. Когда вы берете машину в прокат, тщательно осмотрите ее всю и попросите внести в чеклист все царапины, даже самые маленькие. На всякий случай можете снять и видео повреждений. Проверьте, включаются ли фары, работают ли дворники и стеклоподъемники, есть ли аптечка, запаска и домкрат. Все это нужно, чтобы в случае каких-то споров вам не пришлось платить за повреждения и отсутствующую деталь.
Также изучите, какая страховка вам предлагается. Есть страховки с франшизой вплоть до 300 евро – то есть, все, что меньше этой суммы, вы оплачиваете из собственного кармана. Поэтому лучше взять расширенную страховку, особенно если вы начинающий водитель.
Узнайте условия возврата машины
Еще один важный пункт – правила возврата машины. Во-первых, узнайте точное время: иногда опоздание на полчаса оплачивается как целый дополнительный день. Во-вторых, выясните прочие детали. Во многих южных странах, к примеру, с вас могут взять дополнительные деньги, если на ковриках найдут песок. Поэтому выгоднее либо почистить салон самостоятельно, либо заехать на мойку. С мойкой тоже могут быть нюансы. Например, наши клиенты рассказывали про случаи, когда на Сейшелах у них снимали 20-50 евро за якобы мокрый салон. И все объяснения, что машина только что побывала на мойке, чтобы очистить ее от песка и пыли, не принимались в расчет. Уточните этот момент и попросите в случае чего на мойке высушить салон.