Как избежать споров и конфликтов на работе: советы от HR-эксперта

Полезные инструкции, которые помогут на практике избежать проблем в отношениях с коллегами.
Ольга Александрова
|
31 Октября 2023
Фото: 123RF/legion-media.ru

Конфликты на работе с коллегами выбивают из колеи и даже могут стать причиной увольнения. Эксперт карьерного центра HeadHunter Group Ирина Пущаева рассказывает, как избежать ссор на рабочем месте, как вести себя в спорной ситуации и что категорически не стоит делать и говорить.

Соблюдайте субординацию и не дружите

Соблюдайте субординацию и поддерживайте деловые отношения с коллегами и руководителями. Будет лучше, если вы не будете вовлекаться в дружеские отношения на работе, так как нередко именно они приводят к ссорам в коллективе. И несмотря на то, что, казалось бы, конфликт личный, он напрямую влияет на рабочие процессы и результат.

Помогайте и не копите обиды 

Делайте свою работу хорошо и старайтесь помогать коллегам решать их задачи. Это позволит минимизировать претензии и конфликты, так как никто не сможет упрекнуть вас в лени или безответственности.

Не копите обиды и претензии. Во избежание скрытого конфликта лучше сразу проговорить то, что не нравится или вызывает несогласие. Именно замалчивание часто приводит к конфликтам.

Не входите в чужой конфликт

Старайтесь держать нейтралитет, если вас пытаются втянуть в конфликт. Со временем конфликт будет решен, а как он может отразиться на ваших отношениях с противостоящей стороной дальше, неизвестно.

Правило неприятного разговора

Если инициатором неприятного разговора выступаете вы, не обрушивайте на коллегу свои претензии. Общение получится результативным, если вы сначала детально продумаете тезисы беседы и подберете весомые аргументы. Начинайте диалог с нейтральных фраз. Например, так: «Я хочу обсудить с тобой актуальный для меня рабочий момент. Давай согласуем удобное для нас время для разговора».

Контролируйте эмоции

Не повышайте голос и не переходите на личности. Старайтесь говорить чуть медленнее, чем обычно: это поможет контролировать свои эмоции и увеличит шансы услышать друг друга. Если вы понимаете, что ситуация накаляется и вы теряете контроль над эмоциями, прервите разговор и сделайте перерыв, чтобы успокоиться и продолжить диалог в спокойном состоянии.

Если коллега начинает эмоционально высказывать свои претензии, сохраняйте спокойствие и задайте вопрос: «Ты не согласен с моими словами? Я готов выслушать твою точку зрения, давай вместе разберем эту проблему…»

Не допустить конфликта помогут следующие фразы:

  • «Понимаю, что ты не согласен с моими словами/действиями/позицией, я открыт к диалогу, давай обсудим. Для меня важно найти решение, которое устроит обоих».
  • «Я предлагаю спокойно разобраться в ситуации и найти общее решение». 
  • «Я услышал твою позицию и понял причину твоих претензий. Пожалуйста, выслушай мои аргументы, чтобы мы могли выработать оптимальный план действий».
  • «Я понимаю, что у нас разные точки зрения, и все же давай постараемся найти компромиссное решение, которое будет удовлетворительным для всех».
  • «Давай подумаем о долгосрочных последствиях нашего конфликта и решим, каким образом мы можем с тобой сотрудничать?»

Правило трех «да»

Скажите коллеге, что уважаете его профессионализм и опыт работы. После чего выберите среди утверждений вашего оппонента те тезисы, с которыми можно согласиться и одобрите их. Начинайте обсуждение со следующих фраз: в этом я согласен с твоей точкой зрения; да, я тебя понимаю; да, это хорошая идея. И после этого высказывайте свое альтернативное мнение. Как правило, такой подход способствует смягчению позиции оппонента и повышает продуктивность диалога.

Проявляйте лояльность

Все люди разные — со своими взглядами, опытом, темпами и характерами. Это и не хорошо, и не плохо. Просто помните об этом.

Чего не стоит делать при конфликте интересов 

  • Использовать ТЫ-посыл (ты виноват, это твоя ошибка и т.д.);
  • Критиковать личность оппонента (говорим о ситуации);
  • Характеризовать состояние человека (это сильно раздражает в 100% случаев);
  • Наставлять и показывать свое превосходство;
  • Во всем обвинять только одну сторону;
  • Вспоминать старые обиды;
  • Оказывать физическое воздействие.

Помните, что не все зависит от вас. Если в компании плохо выстроены внутренние процессы, если происходят серьезные перемены, если система мотивации и ротации кадров выстроена неверно, если рядом с вами есть токсичный персонаж или дилетант, — ищите новую работу, где нет причин конфликтовать с коллегами или руководителем.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог