Как бы то ни было, но своих принципов он не менял, не «переобувался» в угоду «красным» или «белым». В девяностые ему предлагали занять пост министра культуры. Отказался, потому что не любил Ельцина и не желал работать под его началом.
В СССР не состоял в партии, не любил коммунистов и закат системы воспринял с энтузиазмом.
У него был кабинет в Госдуме. На стене огромная карта морей и глубин. Посреди кабинета — рабочий стол. Гордился, когда удалось пробить закон о поддержке кинематографа государством: «Ну вот, и от моего пребывания в Думе есть польза». Смеялся, рассказывая, как жена шутит: мол, все говорят про взятки в Думе — «и где же они, ну хоть бы раз домой принес».
Сохранились его дневники — надеюсь, Галя найдет возможность их издать. Слава говорил вроде бы банальные истины: «Мы забываем — все, что создается, принадлежит не нам, а нашим детям. И задачи важнее, чем создать и воспитать достойных граждан, у нас нет... Существуют три святые профессии: учитель, врач и защитник Родины. В России люди этих профессий живут хуже всех». Очень был обеспокоен состоянием современного кинематографа: «Сегодня я во ВГИК не поступил бы — другие правила. И Шукшин, думаю, тоже. И Тарковский. У человека с улицы нет шанса попасть в такой институт. Поэтому мы и не видим на экране правды об этой улице. А видим вторичные фантазии очень благополучных людей». И я с ним согласен! Недавно ездил по делам во ВГИК, зашел на режиссерский факультет и обомлел: студенты — почти дети, едва школу окончили. О чем они могут рассказать?!
Как-то, приехав с кинофестиваля, Слава страшно ругался, что дети играют в персонажей фильмов «Бумер» и «Бригада». Как вышло, что преступников возвели в ранг героев?! У него прямо желваки ходили: «Неужели режиссеры не понимают, что снимать такое кино — безнравственно!» Гневался: «Задача искусства — пробуждать в человеке благородные чувства. А наше кино пробуждает низменные инстинкты. Воспитание равнодушия — самое страшное преступление последних двух десятилетий». Что тут скажешь — все правильно говорил.
Кстати, в начале восьмидесятых Говорухин играл в Кириной картине «Среди серых камней». Режиссер Сергей Соловьев вспоминал Славину фразу: «Между прочим, я сейчас у самой Муратовой снимаюсь!» Он очень высоко ее ценил.
В восьмидесятые мы оба перебрались в Москву. Я с семьей первым, он с Галей чуть позже. Кира осталась в Одессе. Сказала так: «Ехать туда, чтобы толкаться за место под солнцем, — тоже мне радость! Лучше вы к нам».