Насколько я знаю, единственным официально признанным верующим артистом в советское время был Игорь Ильинский. Во всяком случае, в Малом театре под него определенным образом составляли репертуар, чтобы спектакли не попадали на церковные праздники. Интересно, что в молодости он снимался в антирелигиозном фильме «Праздник святого Иоргена». Были и другие верующие актеры, но тогда такие вещи не афишировали. Бывало, придешь в гости и удивляешься: «Где же иконы? Хозяева вроде верующие». А они распахивают створки шкафа — смотри. Образа прятали от чужих глаз.
В Духовную семинарию я решил поступать еще в 1985 году, но в советское время туда не брали людей с высшим образованием и московской пропиской. В отношении церкви действовал принцип: чем хуже — тем лучше. Даже когда началась перестройка, горбачевская оттепель, в церкви ожидали нового закручивания гаек. Ведь первая оттепель, при Хрущеве, ознаменовалась гонениями и разрушением храмов. И при Горбачеве все напряглись, думали, что либерализация политической жизни будет сопровождаться снижением церковной свободы. Ограничения по приему отменили только в 1989 году, и в семинарию хлынул самый разный народ.
Поступить было несложно — требовалось лишь умение читать церковные тексты, знание основных молитв и гласов (песнопений). На экзаменах проверяли не столько знания, сколько настрой. Педагоги смотрели, церковный ли перед ними человек. Это всегда чувствуется. Как артисты говорят: «Глаза не загримируешь».
Когда поступил, в общежитие пришел один протоиерей — знакомиться. У нас учились два его сына. Стал спрашивать студентов:
— Вы кто по профессии?
— Физик.
— А вы?
— Доктор.
— А вы кем были? — повернулся ко мне.
— Артистом.
— Да вы что?! Мы все тут артисты! — так обрадовался. А я испугался: «Господи помилуй, куда я попал? Из одного театра сбежал, оказался в другом?»
Хотя еще Антон Павлович Чехов писал, что между артистами и духовенством много общего. Актеры в определенном смысле предрасположены к религиозным переживаниям и восприятию религиозных идей, у них развито воображение и психика более пластичная, чем у обычного человека. Вера связана с доверием, а профессиональное качество артиста — верить в предлагаемые обстоятельства и режиссера, входить в роль. В церкви батюшка в какой-то мере является «режиссером» — то есть духовным наставником, ведущим за собой. Для артиста естественно подчиняться чьей-то воле, чьему-то замыслу, и в самом религиозном действе есть элементы театра. Но вот совмещать актерское ремесло со служением в храме по церковным правилам невозможно. Хотя некоторые пытаются их обойти. У всех, наверное, на памяти история одного актера, служившего в храме и активно снимавшегося в кино и на телевидении, а потом попросившего патриарха освободить его от священнослужения. Многие удивлялись, как такое может быть. Хотя, наверное, было бы еще хуже, если бы этот человек продолжал сниматься и изображать священника. Лучше уж сложить с себя сан.