Разными путями:
истории домохозяек, которые стали предпринимательницами

Разными путями:
истории домохозяек, которые стали предпринимательницами
Как приходят в предпринимательство? Наши героини решили открыть свое дело, сидя дома, занимаясь хозяйством и детьми. Девушки поделились своими историями в рамках спецпроекта Яндекс Бизнеса «Разными путями» — о том, как люди начинают свое дело.
Елена
Бородич
совладелица бренда
детской одежды
MiniDino
Елена Бородич
совладелица бренда детской одежды
MiniDino
«Душа требовала какой-то самореализации»
Елена Бородич, Ирина Солдаева и Татьяна Богданова из Томска — владелицы бренда детской одежды MiniDino. Сибирячки получили известность, выпуская вещи, стилизованные под образ динозавра: спинки изделий и капюшоны украшены мягкими шипами, имитирующими хребет древних ящеров. Идея заняться бизнесом пришла к девушкам среди домашней рутины, пока они ухаживали за детьми.

О том, как сложно женщине управлять бизнесом, когда она пытается совместить предпринимательство с ролью мамы, жены и домохозяйки, об общественном порицании и двойных стандартах — рассказала Елена Бородич.

— Пока я сидела дома, вдруг остро почувствовала, что моя душа требует какой-то реализации. Я решила, что мне нужно чем-то заниматься. Все началось очень просто — с продажи чужих брендов детской одежды, попросту говоря, перепродажи товаров. Я создала страницу в соцсети, где продавала детскую одежду. Мне была интересна именно эта тема, потому что я не могла ничего найти для своего ребенка, мне ничего не нравилось, ничего не подходило… Хотелось очень качественную и функциональную одежду, но не за те деньги, которые предлагал рынок. Качественные вещи есть, но они всегда стоили очень-очень дорого. Хорошая детская одежда должна быть доступна среднестатистическому человеку.
«Мы поняли, что вместе мы сила»
Одна я просуществовала чуть меньше года. С девочками познакомилась в 2015 году на фотопроекте. Пригласила их совместно арендовать небольшое помещение, где я свою одежду показывала, а они — бумажные экопакеты для хранения игрушек. Где-то через полгода девочки тоже начали заниматься одеждой, просто другими марками. Мы были разными компаниями и занимались разными категориями одежды. Но потом поняли, что вместе мы сила, объединили свои активы и уже на этом этапе придумали продукт, который сейчас продвигаем, — одежду с дизайном динозавров. Это было в начале 2017 года.
«К идее шить одежду пришли спонтанно»
К идее шить свою одежду, а не перепродавать пришли спонтанно. Здесь элементарная математика: шить свое — это гораздо выгоднее, чем покупать, перепродавать. Ну и плюс то, что сторонние производители на сто процентов не отвечали моим запросам. А здесь появилась возможность создать идеальный продукт, который бы устраивал во всех отношениях.

Я где-то увидела то ли какую-то шапку, то ли какую-то кофту — и понеслось. Бизнес-планов не строили, просто все идею сообща одобрили. Я забила в поисковике «швейные фабрики города Томска», мы выбрали три первых выпавших, позвонили им, сходили на собеседование с предложением размещения заказа на пошив. Нас взяли, и началась наша швейная эпоха.
— У нас есть фирменная фишка: использовать гребни, как бы имитирующие хребет динозавра на голове либо на спинке изделия. С этого все начиналось. Мы делали сначала куртки, потом толстовки, потом футболки. Сейчас мы отшиваем гораздо больше разной одежды, чем динозавриков. У нас огромный ассортимент, даже есть нижнее белье. Но поскольку исторически именно с динозавров все начиналось, то в основу названия бренда также легло это слово — МиниДино.
«Швея — вымирающая профессия»
Мы объединились в 2017 году, образовав стартовый капитал — один миллион рублей: какие-то средства были в продукции, какие-то — свободные. На эти свободные деньги мы закупили материалы, фурнитуру и разместили заказ на производство. Жаль, что не открыли собственные цеха, когда обороты еще не были такими большими. Это сократило бы сегодняшние расходы на 10−20 процентов. Но деньги нужно было вложить. Чтобы все выглядело серьезно, надо открываться не с двумя-тремя работниками, а уже как минимум с 10−20. Сложность в том, что швея — вымирающая профессия, никто не хочет шить, почему-то такая тенденция в нашей стране.
«Нам мало быть просто мамами и хранительницами очага»
— Первые два года бизнеса были самыми тяжелыми. Поначалу приходилось быть и сборщиком посылок, и продавцом, и директором, и бухгалтером. Это время, когда у нас не было наемных работников и приходилось самим все делать. Но так как нас все-таки трое, то мы смогли пережить сложный период. Мы разделили эту ответственность и работу между собой. Плюс моральная поддержка, а женщине она нужна как никому — важно знать, что у тебя есть еще кто-то, кто поймет и поддержит. И это, собственно, сыграло такую важную роль в развитии нашей истории. У нас одинаковые проблемы, которые мы друг с другом обсуждаем. В каждой семье очень похожие ситуации. Нам мало быть просто мамами, хранительницами очага, как бы это грустно ни звучало, но вот так сложилось.
Наш бренд MiniDino существует на серьезном уровне порядка пяти лет. На сегодняшний день это четыре собственные розничные торговые точки, находящиеся в Москве, Томске, Кемерово и Новосибирске. Также у нас большой интернет-магазин Минидино.рф. Кроме этого, на маркетплейсах мы уже где-то несколько лет. В пандемию мы на удивление не просели — у нас произошел рост. Это случилось за счет онлайн-продаж. Наш магазин пользовался достаточно большим спросом на тот момент. Мы организовывали доставки, использовали все возможные способы, чтобы не простаивать. Никто не сидел и не ждал у моря погоды, потому что выживать надо было.

В итоге мы ничего не потеряли, у нас был стабильный, в два с лишним раза, рост. Никого не уволили, наоборот, людей набирали. Жизнь продолжалась, ведь дети растут, им одеваться надо, несмотря ни на что.

В сегодняшних реалиях все усложнилось. Основных проблем две. Первая — финансовая: выросла стоимость всех комплектующих для производства. Вторая — покупательский спрос упал. Но поднять цены не получается. У фирмы образовывается кассовый разрыв, и мы вынуждены вытягивать его за счет своих резервов, оптимизации всех процессов, также использовать дополнительное кредитование. От государства пока помощи тоже не поступало. Но мы не сдаемся!
«Семье пришлось перестраиваться под новый ритм жизни»
Предпринимательство женщины — это очень большой стресс для семьи, потому что все с ног на голову. Ты уже не можешь быть полноценной женой, матерью и домохозяйкой, теперь нужно все время распределять и расписывать по часам. Семье пришлось подстраиваться под новый ритм жизни. Часть моих функций легла на мужа — он начал больше помогать — и на бабушек-дедушек. То есть всем пришлось на первом этапе подключаться. Естественно, начало бизнеса — это болезненный период, и не каждая семья может понять, зачем это надо.
Сколько раз я сталкивалась с двойными стандартами в нашем обществе! Если папа становится предпринимателем, все его боготворят: какой он молодец и добытчик в семье. А если женщина хочет быть не только мамой и домохозяйкой, но и предпринимателем, ее почему-то сразу оценивают с негативной стороны. Она же меньше внимания уделяет домашнему хозяйству, детям — вот эти прямые обязанности, которые общество делегировало женщине, исполняет не на сто процентов. Несмотря на то, что мама уже приносит мамонта в дом, это как бы не считается: она все равно не имеет права быть плохой мамой и женой. Есть родственники, которые до сих пор осуждают меня. Впрочем, основная тенденция все-таки положительная, все уже стали более продвинутыми в этом смысле. Но нет-нет, да какая-нибудь неприятная обратная связь прилетает.
«Считаю, что справляюсь со всеми обязанностями»
Муж уже привык. Но тем не менее я вижу по нему: иногда он хочет, чтобы я стала просто обычной женщиной, которая дома готовит, убирает, подносит. Душа просит, видимо, тоскует по тому времени. А я возвращать ничего не хочу — на сто процентов. Я считаю, что в целом хорошо справляюсь со всеми обязанностями, которые возложила на меня моя жизненная ситуация — и с детьми, и с мужем. Никто обездоленным не стал, никто с голоду не умирает, никто психологических травм не получает, все очень гармонично.
Екатерина Дьякова
владелица
секонд-хенда
«ДЕЯ»
Екатерина Дьякова
владелица секонд-хенда
«ДЕЯ»
«Нужно было выстраивать жизнь по-новому»
Екатерина Дьякова из Солнечногорска — владелица секонд-хенда. Во втором декрете девушка поняла, что возвращаться на работу в найм не хочет, и занялась собственным делом. Екатерина рассказала, как ей удалось открыть магазин накануне пандемии, не прогореть в то непростое время и даже сегодня удерживать бизнес на плаву.

— О своем деле я задумалась сразу после рождения второго ребенка. Мне очень нравилось заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей. Хотя меня мало кто понимал. Говорили: «Да ты с ума сойдешь так долго сидеть дома!» А мне нравилось! Я домашняя очень, привязана к дому, к быту. Если бы не нужда, может, и не решилась бы никогда на собственное дело. С мужем мы развелись, и надо было выстраивать свою жизнь по-другому. Вариант становиться наемным работником я даже не рассматривала для себя. Сын был еще очень маленький, поэтому решила попробовать торговать одеждой — без магазина, просто через группы в социальных сетях.
«Выходить на работу в найм не собиралась»
Начала изучать вопрос, ночами сидела в каких-то общедоступных группах «купи-продай», узнавала, как происходит процесс закупок и дальнейшей реализации. Сосредоточилась поначалу исключительно на детской одежде. Мне казалось, что именно это принесет максимальную выгоду. У меня были накопления — шестьдесят тысяч рублей, и я сделала первый заказ в Калининграде. Но оказалось, что к детским вещам очень мало интереса у покупателей. Или я просто не смогла раскрутить свою «продажную» группу. Для этого же тоже нужны знания, а у меня их не было совсем. Как давать рекламу? Как правильно выбрать аудиторию? Онлайн никогда не был моей сильной стороной: я, скорее, по офлайну, по живому общению с людьми. Так я опытным путем дошла до мысли, что мне нужен именно магазин.
«Делом занималась в свободное от хозяйства и детей время»
Я продала машину плюс взяла кредит… И стала активно — в свободное от детей и хозяйства время — заниматься своим собственным делом. Старший сын уже пошел в школу к тому моменту, младшему было полтора года. Несмотря на все неурядицы в жизни, у меня было дикое рвение открыть свое дело, поднять, реализовать свою идею!

Всю необходимую информацию черпала на форумах в Интернете. Там очень много полезного. Люди открыто делятся своим опытом, связями, знакомствами. Кто-то закупался на «Садоводе», кто-то в Китае, кто-то напрямую у российских производителей. А я делала акцент именно на европейские бренды. Самое главное, что я почерпнула оттуда, — это формат продаж. Изначально я думала исключительно про стоковый магазин, в котором продается только новая одежда старых коллекций. Но многие писали, что сразу открывать сток не выгодно. Лучше начинать с секонд-хенда. Так я начала «копать» именно в эту сторону. И в итоге решила часть вещей брать новых, стоковых, часть — из секонда. Жизнь показала, что людей действительно больше интересует секонд-хенд.

С открытием ИП и оформлением документов проблем не возникло. На всякий случай сразу прописала разные коды ведения экономической деятельности, чтобы в случае необходимости оперативно сменить профиль. Например, я могу не только одеждой торговать, но и сумками, аксессуарами, даже цветами! Вдруг не получится с одеждой?
«Есть версия, что секонд-хенд не должен быть на виду»
Вторым пунктом был поиск подходящего помещения. Тут мне предстояло решить сразу несколько проблем. Во-первых, оно должно было быть рядом с домом (мы живем в Солнечногорске), желательно в пешей доступности. Во-вторых, чтобы подходило по площади для задуманного мной масштаба. В-третьих, чтобы и проходимость была, и некая уединенность. Есть версия, что секонд-хенд не должен быть на виду у всех, ведь некоторые люди могут постесняться в него заходить.

Покупать в секонде не стыдно, но и акцентироваться на этом покупатели не будут. Какая разница, где ты купил качественную вещь? А ведь эта одежда зачастую гораздо более качественная, чем в масс-маркете. Тут встречаются и известные бренды европейского производства (категория называется «крем»). Им сноса нет! Помещение, которое отвечало всем моим требованиям, я нашла довольно быстро. Оно находится в некотором отдалении от ж/д станции, поэтому дальше я стала решать следующий вопрос: как сделать так, чтобы люди узнали о том, что магазин открылся?
«Реклама в соцсетях сработала хорошо»
Я дала рекламу в местных солнечногорских группах — «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других соцсетях. Сработало очень хорошо, хотя стоимость была крайне низкая — тысяча рублей за четыре объявления. Забавно, что я меньше всего делала ставку на «Одноклассники», но основная масса пришла именно оттуда. Когда появились первые клиенты, стала вести клиентскую базу. Люди охотно заполняли анкету, давали свои контакты, чтобы я могла оповещать их о новых поступлениях товара, скидках и акциях. Потом сработало сарафанное радио… Я не рассчитывала сразу на миллионы, но первая выручка вдохновляла.
«А потом началась пандемия»
— А потом началась пандемия. И это, конечно, все очень сильно приостановило в нашей жизни. А уж в офлайн-торговле особенно. Я отработала два месяца, а потом еще на два месяца закрылась. Это было очень жестко! Аренду никто не отменял, сезон сменился — весеннюю коллекцию распродать не успела. Надо было делать новые закупки — к лету. А гарантий, что все откроется, тоже никто не давал. Но 1 июня, как только разрешили официально, сразу открылась снова. Опять дала рекламу в группы, сделала рассылку по базе — народу пришло много. К тому же большие торговые центры еще были закрыты, а людям хотелось купить что-то новое на лето. Так и вырулили потихоньку.
«Теперь у нас настоящий семейный подряд»
Пандемия сильно ударила по моим планам. Я собиралась работать одна примерно полгода, а потом хотела нанять продавца, чтобы работать с ним посменно. От этой идеи пришлось отказаться, зато у нас теперь настоящий семейный подряд — мне помогает мама. Работает на выходных, когда я провожу время с детьми.

Сегодня — в условиях, в которых мы живем сейчас — глобально в моем бизнесе ничего не изменилось. Из-за кризиса люди стали более экономными и все чаще выбирают вещи в секонд-хендах. Главное — не расслабляться, не опускать руки и продолжать работать, идти к своим намеченным целям. Их у меня много.
«Я сама себе хозяйка»
— Впервые в жизни я ощущаю эмоциональное спокойствие. Знаю, что делаю все, что в моих силах. Я развиваюсь, понимаю, в какую сторону идти дальше. Вся ответственность лежит на мне, но меня это не пугает, наоборот. Я сама себе хозяйка, у меня нет никакого руководства, которое, прямо скажем, не всегда объективно. Если у меня сегодня нет настроения, я могу ничего не делать, зато завтра горы сверну! И для дела такой подход гораздо лучше работает. По крайней мере, для меня.
Семья и дом — это миллион дел. Надо уделять много времени ребенку, вести домашнее хозяйство и постоянно следить, чтобы все было в порядке. Так и в бизнесе. Приходится сразу быть бухгалтером, сборщиком заказов, продавцом и управленцем. А еще не забывать про бумаги, общение с клиентами и рекламу. Чтобы освободить хотя бы немного времени в таком потоке дел, продвижение в интернете можно доверить Яндекс Бизнесу.

Нужно только рассказать о своем деле, остальное Яндекс Бизнес возьмет на себя: создаст и настроит объявления, запустит их на площадках Яндекса и сайтах партнеров. А еще проследит за эффективностью и бюджетами. Можно дальше решать другие важные задачи, пока реклама в интернете работает сама.