Эту неделю посвятите «Фотобиеннале – 2010», многочисленные выставки которого оккупировали крупнейшие выставочные площадки города.
Естественно, Московский дом фотографии не мог остаться в стороне от года Франции в России, поэтому эту чудесную страну и работы французских фотографов можно увидеть почти на каждой экспозиции.
Первым делом отправляйтесь в Манеж, где расположились основные и крупнейшие выставки:
Анри Картье-Брессона «Фотограф», Элиота Эрвита «Ретроспектива» и Мартины Франк «Фотограф»
Центральный выставочный зал «Манеж», до 18 апреля.
Анри Картье-Брессон – легендарный репортер и фотохудожник.
Картье-Брессону удавались самые разные фотографии. Его репортажи – как это не банально звучит – застывшие мгновения. Его первая выставка фотографий прошла в 1955 году не где-нибудь, а в Лувре. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Снимал Анри Матисса, Альбера Камю, Уильяма Фолкнера, Трумэна Капоте, Андре Бретона, Мэрилин Монро, Коко Шанель и многих других.
Фотограф Мартина Франк – вдова Картье-Брессона, была его второй женой. Франк начинала как фотолаборантка в журнале «Лайф», а в начале семидесятых стала единственной женщиной среди шестерых фотографов-мужчин, создавших прогрессивную группу «Viva», которую злопыхатели называли «Белоснежка и шесть гномов». Мартина Франк известна не меньше своего прославленного мужа.
Она, так же как и он, работала в фотоагентстве «Магнум», делала портреты великих и снимала будничные или злободневные репортажи.
Элиот Эрвитт родился в Париже в семье русских эмигрантов, однако с началом Второй мировой перебрался с родителями в Нью-Йорк и в возрасте 16 лет оказался совсем один в Лос-Анджелесе. Став фотографом, Эрвитт очень много ездил по миру и по уже родным штатам Америки. Эрвитт тоже работал в «Магнум» и даже три срока подряд был президентом фотоагентства. Его фотографии больше похожи на хулиганство: обнаженные люди, смешные животные и дети, неожиданные уличные зарисовки. Во всем этом нет ни грамма пошлости или насмешки. Только мягкая ирония и возможность увидеть мир не совсем таким, каким он нам кажется.
Фотографии Эрвитта – пример позитивного мышления не разочаровавшегося в жизни, несмотря ни на что, человека.
Оказавшись в Манеже, не пропустите и экспозицию «Прозрачное время» нашего соотечественника Андрея Безукладникова. Здесь же находится и ретроспектива работ Паоло Роверси, в рамках которой будет представлен новый проект «Студия», созданный специально для книги «Martini Gold Collection» с Владой Росляковой в главной роли.
Еще один день посвятите авторским проектам:
«Коммуналки» Франсуазы Югье и «Старая деревня» Райко Каршича
Государственный музей архитектуры им. Щусева, до 18 апреля.
В 1991 году француженка Франсуаз Югье приехала в Санкт-Петербург, где и узнала, что русские люди называют словом «коммуналка». Это явление так запало в душу фотохудожнице, что через десять лет она решила вернуться и запечатлеть на фотографиях и видеопленке роскошные некогда квартиры, превратившиеся в развалины. Шесть лет подряд она приезжала в Петербург два раза в год, пока не был готов фильм о коммуналках и не сделаны сотни фотографий. Югье даже снимала жилье в коммунальной квартире. Что из всего этого получилось, можно увидеть на выставке. А экспозицию белградского фотографа Райко Каршича можно даже не представлять: старые деревни есть везде. Просто рассказывать о них можно по-разному.