Одна из наиболее частых жалоб родителей заключается в том, что дети не рассказывают им о школе. Действительно, как вы можете участвовать в процессе обучения своего ребенка, если даже не знаете, что с ним происходит в течение учебного дня?
Самый распространенный ответ на вопрос о том, как прошел день, это «Хорошо!». Но он может означать всё, что угодно: от «Я чуть не уснул от скуки» до «У меня был действительно крутой день». Конечно, вам нужны подробности, а не односложный ответ.
Из этого сразу вытекает мой первый совет: задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например, можно спросить:
- Что самое лучшее (худшее) произошло сегодня в школе?
- Расскажи мне что-нибудь, что заставило тебя смеяться сегодня?
- Что ты ел на обед, с кем сидел в столовой?
Не задавайте «дежурных» вопросов, проявляйте искренний интерес и чуткость. Следите не только за своей интонацией, но и за тем, как вам отвечает ребенок. Возможно, именно сейчас он устал и не настроен на разговор. Тогда все-таки лучше дать ему отдохнуть после занятий и перенести разговор на более подходящее время.
Поговорите с ребенком и о своем дне. Расскажите, что вы делали сегодня, что чувствовали, о чем думали. Детям нужно, чтобы мы моделировали поведение, которое хотим видеть.
А иногда мы понятия не имеем, чем взрослые на самом деле занимаются на работе! Нам тоже интересно!
Один из немногих способов узнать, чем занимается ваш школьник, — это предложить помощь с домашним заданием. Такой хитрый способ поможет начать разговор о том, что он узнал в классе. Начните разговор о поделках, работах или тестах, которые ребенок принес домой.
Задания, выполненные в классе, могут о многом рассказать родителю!
Если вы знаете расписание уроков, то можете задать более конкретные вопросы о том, что произошло в течение дня. Например, если вы в курсе, что по средам у ребенка биология, можно спросить: «Какую тему вы изучали сегодня на биологии?».
Кстати, о расписании. Попробуйте запланировать регулярное время для разговоров!
Регулярное планирование семейных ужинов, вечерних игр или других совместных активностей — один из способов оставаться «на связи». Ребенок будет знать о существующем распорядке дня, что, с одной стороны, поможет ему быть организованным, а с другой — понять, что есть время, когда он может пообщаться со всей семьей без гаджетов и других отвлекающих факторов.
Будьте изобретательны. Если ваш ребенок приносит домой какой-то подарок, рисунок, научный проект или вы застаете его за книгой или просмотром видео в Интернете, спросите об этом! Никогда не упускайте эти легкие возможности!
Бывает, за день столько всего случается, что простой вопрос о том, как прошел мой день, ставит меня в тупик – я просто не знаю, с чего начать! Поэтому здорово, что родители могут помочь с этим и задать правильные вопросы!