В Первом павильоне «Мосфильма» 23 января 2009 года было шумно и людно: вокруг были одни звезды, ведь в этот день вручали главную российскую кинопремию, фактически, наш «Оскар» – «Золотого орла». Торжественную VII церемонию вручения премий открыл президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумов.
Главной интригой премии было наличие среди номинантов двух фильмов «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики и «Бумажного солдата» Алексея Германа, которые относятся, скорее, к жанру арт-хаусного кино.
Фильм «Адмиралъ», которому предрекали полную победу и который был выдвинут в восьми номинациях, главную премию не получил. Лучшим фильмом стала картина «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. И этот же фильм одержал победу в номинациях «Лучшая музыка» (Алексей Айги) и «Лучший сценарий» (Петр Луцик и Алексей Саморядов, посмертно). «Адмиралъ» получил четыре награды.
Лучшим режиссером стал Карен Шахназаров за фильм «Исчезнувшая империя». В этой номинации он обошел Алексея Германа-младшего («Бумажный солдат») и Алексея Учителя («Пленный»).
«Золотого орла» за лучшие роли в игровом кино получили актеры Константин Хабенский за воплощение образа Колчака в картине «Адмиралъ» и Ксения Раппопорт за роль в ленте «Юрьев день».
Константин Хабенский в этот день был центром внимания – многие думали, что актер после недавней утраты жены не придет на церемонию.
На лучшую женскую роль претендовали также Чулпан Хаматова («Бумажный солдат») и Дарья Мороз («Живи и помни»), на мужскую - Олег Долин («Дикое поле») и Данила Козловский («Мы из будущего»).
Ксения Раппопорт стала и лучшей актрисой, исполнившей роль в телефильме. Вместе с Владимиром Машковым, который получил «Золотого орла» как лучший исполнитель мужской роли на телевидении, она отмечена за работу в фильме «Ликвидация» Сергея Урсуляка.
Фильм «Ликвидация» одержал победу в номинациях «Лучшая работа художника-постановщика» (Людмила Ромашко, Александр Кондратов, Татьяна Лаптева) и «Лучший сериал более 10 серий».
Лучшим телефильмом или мини-сериалом до 10 серий стал «Диверсант. Конец войны» режиссера Игоря Зайцева.
Лучшими актерами второго плана признаны Ирина Купченко (фильм «Розыгрыш») и Армен Джигарханян (фильм «Исчезнувшая империя»).
Премию «Золотой орел» за лучший неигровой фильм получила картина «Гибель империи. Византийский урок» Ольги Савостьяновой, а за лучший анимационный фильм - лента Елизаветы Скворцовой «Колыбельные мира». Лучшим режиссером монтажа признана Мария Сергеенкова за картину «Мы из будущего».
Академия кинематографии также назвала лучший зарубежный фильм в российском прокате - им стала картина «Нефть» Пола Томаса Андерсона, которая обошла «Старикам здесь не место» братьев Коэнов и «Хэнкок» режиссера Питера Берга.
Инга Стрелкова-Оболдина, исполнительница роли фильма-номинанта на главный приз «Все умрут, а я останусь» и Виктория Толстоганова, член Национальной академии кинематографических искусств и наук России поделились с корреспонедентом 7dn.ru своим мнением о современном российском кинематографе.
- Каждый зритель после просмотра того или иного фильма выносит свое ощущение и понимание сюжета. О чем, на Ваш взгляд, фильм «Все умрут, а я останусь»?
- Тема картины насущная и проблемная – жизнь современной молодежи. Как сделать так, чтобы дети не были двуличными - дома одни, а на улице другие? Подросткам порой сложно найти, общий язык с родителями, настоящими их никто не принимает. Фильм замечательный, но я бы сказала язык не мой, слишком жесткий и реальный.
- Как Вам работалось с молодыми ребятами на съемочной площадке?
- Они молодцы, очень живые, естественные и без театральщины в плохом смысле слова. В картине они играют самих себя достаточно органично.
Я играла маму девятиклассницы, роль которой исполняла Агния Кузнецова. Моя юная коллега просто замечательная.
- Злость, жестокость циничность, показанные в фильме - это тенденция жизни современной молодежи?
- Скорее исключение. Я много преподавала в детских театральных студиях и такой озлобленности не встречала. Я думаю, что в фильме показана пограничная ситуация поведения молодых людей.
- Какие тенденции современного отечественного кино не соответствуют Вашему представлению о качественном кинематографе?
- Смущает, то, что часто за основу сценария берут жареные факты.
Чем скандальней сюжет, тем больше у фильма шансов стать номинантом кино наград. Сегодня, к сожалению, мало исследуются человеческие отношения. В полном метре уходит художественность подачи и появляется сериальный язык.
- Как Вы чувствуете себя в роли члена жюри?
- В этой роли я выступала не раз. Всегда испытываю чувство серьезной ответственности за то, чтобы моя оценка была объективной. Выносить вердикт чужой работе, а тем более коллегам, всегда сложно. Иногда считаешь, что какие-то вещи настолько очевидны и у жюри не может быть разных суждений, но в результате понимаешь, что коллективное мнение было необходимым.
- Насколько совпала Ваша личная оценка с мнением других членов жюри относительно главной премии «Золотого орла» «Лучший игровой фильм»?
В этом году со мной впервые произошла история, когда я не смогла выделить какой-то один фильм и сказать, что он произвел на меня глубочайшее впечатление.
Все работы равносильны. Победила картина «Дикое поле». Но если говорить о сугубо личном впечатлении, главный приз я бы отдала картине Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя».
- А по отношению к другим номинациям?
- С мужскими и женскими ролями я полностью согласна. Хабенский и Раппопорт - без сомнения лучшие. Мне очень понравилась работа Владимира Машкова и Полины Агуреевой в «Ликвидации».
- В этом году на «Золотом орле» было представлено несколько картин в стиле «артхаус». Как относитесь к этому жанру современного кинематографа?
- Прекрасно. Главное, чтобы кино было талантливое.
- Каким образом знакомитесь с киноновинками?
- Стараюсь посещать премьерный показ в кинотеатре. Дома тоже смотрю на DVD, но реже.
- В каком фильме в ближайшее время Вас можно будет увидеть вашим поклонникам?
- «Утомленные солнцем», но не раньше, чем через год.
Возможно, за это время уже успеют выйти другие работы с моим участием.