Имя Гаса Ван Сента давно стало синонимом лучшего американского малобюджетного кино. Режиссер всегда поражал тем, что в нетривиальной и крайне доходчивой форме умел преподнести любую проблему, обернув ее в яркий фантик отличного кино, чтобы никто не заподозрил его в ханжестве и занудстве. Ненависть, наркотики, юношеская жестокость, мужская проституция – он, кажется, говорил обо всем… кроме гомосексуализма. Теперь Ван Сент поведал и о нем, рассказав миру историю Харви Милка.
Харви Милк - лицо историческое. Он - один из самых колоритных «мучеников» движения геев за свои права, живший в парадоксальные 70-е, исполненные профанацией свободы и лютой нетерпимости к любому инакомыслию.
Неприметный страховой агент Харви Милк (Шон Пенн) бросает высокооплачиваемую работу в Нью-Йорке и вместе со своей второй половиной Скоттом Смитом (Джеймс Франко) удаляется в Сан-Франциско. Им удается найти пристанище в районе Кастро, где живут всеми презираемые лица нетрадиционной сексуальной ориентации.
Однако мечты о спокойной жизни разбиваются о постепенное осознание того, что в «свободном» Сан-Франциско царит все та же нетерпимость, что и в остальной стране. Поняв, что нужно бороться за права сексуальных меньшинств и за обычное самоуважение, Милк уходит в политику и принимается агитировать: «Проснись, Америка! Нет расизму, нет сексизму!
Мы больше не дадим измываться над собой, мы больше не будем заперты в своем сообществе!»
Он проиграет большую часть выборов, но в результате станет первым политиком нетрадиционной сексуальной ориентации, открыто заявляющим о своих пристрастиях. Перемены придут и в личную жизнь: Харви расстанется со Скоттом, вступив в отношения с Джеком Лирой (Диего Луна). А чуть позже он станет иконой гей-движения. Но - посмертно: непримиримый враг Харви Милка Дэн Уайт (Джош Бролин) расстреляет его прямо в здании муниципалитета Сан-Франциско.
Биографическая драма Гаса Ван Сента – это мастерски рассказанная история человека, который верил и бился за свои убеждения. А вклейки кинохроники тех лет добавляют недостающего колорита, так что создается впечатление, будто перед тобой рассказа из серии «Жизнь Знаменитых Людей».
С одной стороны Ван Сента его герой в первую очередь интересовал как человек.
Но в какой-то момент в сознании что-то ломается и исследование личности оборачивается исследованием неопровержимых истин. Казалось бы, примитивная драка за права геев превращается в борьбу за свободу и равенство всех людей, непохожих на остальных. А сам Милк становится символом уникальности, не потому, что он гомосексуалист, но от того, что он не боится в этом признаться.
Как и у любой биографической картины, успех «Харви Милка» во многом зависел от подбора актеров. Ван Сент подобрал себе блистательный ансамбль, но первую скрипку в нем сыграл искренний, совершенный Шон Пенн, царящий на экране с первого кадра.
Словом, «Харви Милку» наилучшие рекомендации.
Единственное, что не дает покоя, так это воспоминания. Когда-то давным-давно Шон Пенн женился на Мадонне и снялся вместе с ней в фильме «Шанхайский сюрприз», признанном худшим в карьере артиста. Спустя 24 года Шон появился в фильме Гаса Ван Сента, где сыграл гея-политика. И удостоился премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. Но, видимо, это совсем другая история.