Олег Табаков: «В первый раз Машков пришел ко мне с серной кислотой»

В уходящем году Олег Табаков, его ученики и два его театра постоянно были в центре внимания — громкие премьеры, юбилеи.
Инна Фомина
|
25 Декабря 2013
Олег Табаков и Марина Зудина
Олег Табаков и Марина Зудина
Фото: Елена Сухова. На Марине платье a la Russe

В уходящем году Олег Табаков, его ученики и два его театра постоянно были в центре внимания — громкие премьеры, юбилеи. А совсем недавно газеты запестрели сообщениями о скандале в МХТ, чего с театром не случалось вот уже лет двадцать.

— Олег Павлович, в последнее время в МХТ им. Чехова произошло немало громких событий. Например, в театр вернулся ваш ученик Владимир Машков.

Олег Табаков: Да, Володя вернулся и ставит новую версию легендарного спектакля, который теперь будет называться «№ 13D».

Когда в 2000 году мне предложили возглавить Московский художественный, МХТ переживал непростые времена. Олег Николаевич Ефремов в последние годы тяжело болел, был прикован к кислородному аппарату, очищающему его легкие, — ему было не до театра. И зрительный зал заполнялся на 42 процента. Требовалось обновление. В репертуаре нужен был спектакль, который захотят видеть все, буквально все! Таким спектаклем и стал «№ 13» в постановке Машкова с Женей Мироновым и Авангардом Леонтьевым в главных ролях. На него невозможно было достать билеты, хотя они стоили очень дорого, — и так продолжалось в течение десяти лет! А пресса нас разнесла в пух и прах.

Марина Зудина и Олег Табаков. 1994 г.
Марина Зудина и Олег Табаков. 1994 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

Табакова не пнул только ленивый — за буржуазность и ориентацию театра на коммерческий успех. Но главное, что «№ 13», как локомотив, потащил за собой другие премьеры, и через пару лет зрительный зал был заполнен на 99 процентов.

— Почему же после такого феноменального режиссерского успеха Машков уехал в Америку?

О.Т.: Уехал, потому что надо было жить на что-то. Заработок, на который он рассчитывал в Америке, был значительно выше того, что он мог получить здесь, даже работая на износ. Поэтому я его и не отговаривал. И, к слову, в том, что он активно утверждал свою экономическую независимость, Машков пошел по моим стопам. Но я все равно считаю, что лучшее из того, что он сделал как актер и режиссер, связано с театрами на Чаплыгина и в Камергерском («Табакерке» и МХТ.

— Прим. ред.). Последние годы он все свои силы посвящал кинематографу, и мне очень жаль ролей и спектаклей, не сыгранных, упущенных им в театре.

— Но, Машков, наконец, вернулся...

О.Т.: Я заглядываю на его репетиции — все проходит нормально. В январе уже премьера, хотя думали выпустить «№ 13D» на месяц раньше. Но актер Сергей Угрюмов сломал ногу, и премьеру пришлось отложить.

Марина Зудина: Наблюдая за сегодняшним Машковым, я удивляюсь, как с возрастом ученики становятся похожи на Олега Павловича. Вот Володя репетирует «№ 13D», и так же, как Табаков в свое время, не хочет расставаться с командой — постоянно водит своих актеров за собой, кормит, опекает. И делает это не напоказ, а потому что испытывает от этого радость.

«Маша, кажется, собирается становиться актрисой. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное»
«Маша, кажется, собирается становиться актрисой. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное»
Фото: Елена Сухова

Недавно Володя был на съемках и привез оттуда мед: дал нам огромную банку, всех своих ребят угостил… А ведь лет десять назад у Машкова с Олегом Павловичем были серьезные разногласия, точнее, Володя очень резко высказывался по поводу одного педагога из Школы-студии МХАТ. И я помню, какое тяжелое впечатление — до глубины души — это произвело на Олега Павловича. Он может философски отнестись к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Но тогда он переживал. Какое-то время они с Володей почти не общались. А потом безо всяких выяснений отношений та неприятная сцена забылась, и они вновь стали друг другу как родные.

— Олег Павлович всегда так легко забывает обиды?

Когда совсем молодой Машков сыграл главную роль Абрама Шварца в спектакле «Матросская тишина», о нем заговорила театральная Москва
Когда совсем молодой Машков сыграл главную роль Абрама Шварца в спектакле «Матросская тишина», о нем заговорила театральная Москва
Фото: Михаил Гутерман

М.З.: Он не обижается, а переживает.

— А на Константина Богомолова не обижается? Ведь этот режиссер ставил у Олега Павловича много успешных спектаклей и вдруг месяц назад, за пару дней до премьеры новой постановки Богомолова — «Карамазовы» — Константин написал в Интернете, что премьера отменяется. Мол, руководство хочет внести в спектакль изменения, и он из-за этого уходит из театра. Эта сенсационная новость не сходила с экранов телевизоров. Заговорили о введении цензуры в МХТ, предательстве Богомолова по отношению к Табакову, о якобы продуманном пиаре... Так что же это все-таки было?

М.З.: Вся ситуация с «Карамазовыми» разворачивалась у меня на глазах (Марина Зудина играет в этом спектакле роль госпожи Хохлаковой.

На недавнем 50-летнем юбилее Владимира его мастер был самым почетным гостем
На недавнем 50-летнем юбилее Владимира его мастер был самым почетным гостем
Фото: Екатерина Цветкова

— Прим. ред.). В течение нескольких недель Богомолов репетировал с нами по десять часов, без выходных. А после еще оставался в театре, чтобы доделать видеосюжеты, которые идут в спектакле. Он так устал, что не мог спать. Жаловался, что не может заснуть больше чем на три часа. И вот накануне премьеры из-за колоссального переутомления с ним случился нервный срыв… Я тогда вообще не поняла, почему достаточно тактичные просьбы Олега Павловича, который, к слову, в тот момент находился в хорошем настроении, вдруг вызвали у Кости такой взрыв эмоций.

— Что это были за замечания?

М.З.: Это касалось длительности постановки, отдельных деталей, но вовсе не смысла. Ведь спектакль заканчивается в 12 часов ночи, и тем, кто живет на окраинах, придется уходить с последнего действия.

«Среди моих учеников много успешных людей. Я ведь учил студентов не для чужого дяди, а для себя, для собственного театра»
«Среди моих учеников много успешных людей. Я ведь учил студентов не для чужого дяди, а для себя, для собственного театра»
Фото: Екатерина Цветкова

Возможно, надо было немного сократить постановку. А может, просто написать на билетах, что спектакль идет пять часов. Все было решаемо, все можно было обсудить и договориться. Но Косте необходимо было ехать в Варшаву на другую работу, и вносить в «Карамазовых» какие-либо изменения он просто не успевал. Вот и сорвался, что в принципе может произойти с каждым. Беда в том, что Константин привык описывать свою жизнь в соцсетях. Все свои путешествия, свои планы... Вот и на этот раз выложил то, что у него было на душе, — автоматически, не подумав, какие неприятные последствия это может иметь. Потом он искренне переживал, объяснился с Олегом Павловичем, извинился... Знаете, мне кажется, во всей этой истории не обошлось без влияния Федора Михайловича Достоевского.

Табаков и его воспитанники: Евгений Миронов, Марина Зудина, Сергей Безруков (начало 90-х)
Табаков и его воспитанники: Евгений Миронов, Марина Зудина, Сергей Безруков (начало 90-х)
Фото: personastars.com

Есть такие авторы, такие сочинения — например, «Мастер и Маргарита», — к которым опасно прикасаться. В «Братьях Карамазовых» тоже немало темного. Не случайно многие актеры, которые участвуют в этой постановке, чувствуют себя усталыми как никогда. У меня характерная роль, с юмором, и то мне очень тяжело…

— Спасибо, что прояснили ситуацию. Но вернемся к Машкову. В какой-то момент казалось, что он совсем отошел от театра. Успешный актер, в том числе голливудский, секс-символ...

О.Т.: Никакой Вовка не секс-символ, он нормальный человек, отец взрослой дочери и сына, дедушка двух внучек! А насчет Голливуда — не думаю, что он так уж любит голливудское кино. Повторюсь, считаю, что он многое потерял, уйдя на 10 лет со сцены.

— В уходящем году Владимир Львович разменял шестой десяток.

Олег Павлович у проекта памятника основателям МХТ Станиславскому и Немировичу-Данченко
Олег Павлович у проекта памятника основателям МХТ Станиславскому и Немировичу-Данченко
Фото: Елена Сухова

Знаю, вы подарили ему серебряную монету, выпущенную к 400-летию дома Романовых…

О.Т.: Ну, я еще и золотишко ему подкинул. Небольшой, но увесистый слиток — пятьдесят граммов. Как говорится, пусть лежит на черный день. (Лукаво улыбается.) А что касается юбилейной монеты, посвященной Романовым... Знаете, я не монархист, но мне очень дороги 300 лет их царствования. При них Россия прирастала — территорией, богатством, а это не бывает случайно... У меня две линии происхождения. Папина — люмпенская, нищая. А по маме я из весьма состоятельного рода. У моего деда Андрея Францевича Пьянтковского было имение в Одесской губернии.

«Олег Павлович философски относится к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Не обижается. Но переживает»
«Олег Павлович философски относится к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Не обижается. Но переживает»
Фото: Елена Сухова. На Марине платье Barbara Schwarzer, на Маше платье More

Пшеница, которую там собирали, составляла значительную часть поставок зерна в армию во время Русско-японской войны. Так что о процветании царской России говорю, исходя из родового опыта. Поэтому и подарил Вовке ту монету.

— А вы помните, каким Владимир был почти тридцать лет назад, когда пришел поступать к вам в Школу-студию МХАТ? Говорят, Машков тогда для пущего эффекта «носил» во рту фиксу, да и репутация у него была не самая лучшая — его дважды отчисляли из театральных училищ, в том числе и из Школы-студии МХАТ...

О.Т.: С фиксой или без фиксы он тогда был — не помню. Да и какая разница! А что касается репутации… Вы знаете, я из Саратова, а этот город не для пугливых. У нас шутили так: «Ростов — папа, Саратов — мама». И уж, конечно, я не испугался взять к себе Вовку, хотя до этого он действительно был изгнан из Школы-студии за некоторые проступки дисциплинарного свойства.

Тогда он устроился работать в МХАТ в постановочный цех — таскал декорации. А через год решил проситься ко мне, пришел ко входу в филиал МХАТа на улице Москвина — там теперь Театр Наций другого моего ученика — Жени Миронова. И для пущей убедительности прихватил с собой двухлитровую банку с надписью «Серная кислота»… Мол, если что — покончит с жизнью. Вова настырный. Помню, он просто не соглашался уходить со сцены. Не было ни одного занятия, в котором он бы ни участвовал, отсиживался. Вовка лидировал всегда, буквально бился за свое особое, исключительное место среди других ребят, все время что-то придумывал.

— Олег Павлович, получается, вы — рекордсмен по количеству выращенных суперзвезд.

Как вам это удается?

О.Т.: Я думаю, что мой глаз действительно обладает таким свойством — распознать энергетику человека и размеры этой энергетики. Ведь один человек может покрыть своей энергией вот эту комнату, другой — четыре такие комнаты, а третий — четырнадцать. И это я ощущаю.

— А вот, к примеру, энергетику Евгения Миронова вы как оценили при первой встрече?

О.Т.: Как огромную. Иначе зачем бы я взял к себе на курс юношу с такими, будем прямо говорить, неэффектными внешними данными? Среди моих учеников действительно много успешных людей. Но я ведь учил своих студентов не для чужого дяди, не для государства, а для себя, для собственного театра.

Маша с братом Павлом
Маша с братом Павлом
Фото: Екатерина Цветкова

Это принципиально разный подход к делу! А поскольку я учил для себя, то сами понимаете, как строго я отбирал. Из 24 человек, принятых на мой курс, к выпуску оставалось обычно человек шестнадцать.

— Одна из них — Марина Зудина...

М.З.: К нам, ученикам Олега Павловича, всегда было особое внимание. Считалось, раз уж он нас выбрал, это само по себе гарантия качества. И мы чувствовали себя немножко небожителями. Как будто на лбу у нас стояла особая печать. Хотя, если честно, было время, когда я не очень любила Машкова, Миронова, Иру Апексимову, Валеру Николаева, Филиппа Янковского — короче, весь их курс. (Смеется.) Дело в том, что сначала у Табакова были только мы, его ученики в ГИТИСе.

И вот когда мы перешли на четвертый курс, Олег Павлович параллельно набрал новых учеников — в Школе-студии МХАТ. И мы, как старшие дети в семье, стали ревновать к «младшеньким». Особенно когда их начали вводить в наши спектакли. Помню, как я безумно завидовала Ире Апексимовой, потому что у нее была талия тоньше, чем у меня. Конечно, я на свою фигуру никогда не жаловалась, но мне ее сантиметры покоя не давали… (Смеется.) Все это продолжалось недолго. Ревность быстро сменилась восхищением. В того же Машкова разве можно не влюбиться? В нем же невероятный магнетизм! Но если Володя в моих глазах был мужчиной, то Женю Миронова я воспринимала все-таки как ребенка. Он же худенький такой был и очень восторженный. Много болел — какими-то детскими болезнями типа ветрянки. Однажды попал в больницу, ему было очень плохо.

И Олег Павлович, чтобы его вытянуть, стал вводить Женьку на главную роль в спектакле «Прищучил». И Женя действительно быстро встал на ноги, окреп. Ведь актера работа лечит… Еще я очень хорошо помню родителей Жени — ради сына они бросили все в Саратове и переехали в Москву. И Олег Павлович взял их на работу в театр. Женин папа был рукастый и постоянно что-то чинил — и в театре, и в общежитии. Замечательный человек, невероятной доброты. Как жаль, что он рано ушел из жизни… Ну а мама Жени до сих пор работает билетером в «Табакерке» и каждый вечер встречает зрителей. Кстати, Олег Павлович помог обустроиться в Москве не только Мироновым, но и родителям Сережи Газарова. Он стольким людям выбил прописку, жилплощадь…

О.Т.: Марина, я просто отдаю долги.

Ведь в свое время великая актриса Алла Тарасова лично пошла к министру обороны, чтобы меня, никому тогда еще не известного артиста, не брали в армию. Еще помню, как мой педагог Василий Осипович Топорков попросил меня и мою однокурсницу Нину Заварову сходить с ним в сберкассу, где он снял с книжки довольно много денег и на них устроил нашему курсу «отходную». А уж как забыть семью потомков художника Валентина Серова, к которым моя однокурсница привела меня нахлебником! У них варили грибной суп и кофе в жестяном самодельном кофейнике литра на четыре. Кормили не только голодных студентов, но и людей, вернувшихся из лагерей, — те вообще жили у Серовых по полгода. Например, родственница декабриста Пестеля — Елена Петровна Пестель, она ведь была репрессирована. Все это долги, которые надо отдавать. И я отдаю по мере возможности любимым людям.

«Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей. Наоборот, таким образом хотим этого избежать»
«Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей. Наоборот, таким образом хотим этого избежать»
Фото: Елена Сухова

Тот же Женька Миронов — прежде всего любимый мною человек. У нас с ним общность судьбы, он мой земляк, из Саратова. И в юности сильно меня напоминал: тщедушный, белобрысый и обожающий сцену...

— Среди любимых учеников Олега Павловича обычно упоминают и Сергея Безрукова...

О.Т.: Да, его одаренность была очевидна с первой минуты. Кроме того, Сережа оказался очень ценным членом коллектива. Его отец работал в Театре сатиры, и благодаря этому Сережа приносил на самостоятельные показы огромное количество реквизита — не только для себя, но и для ребят. А однажды взял и притащил пулемет. Не настоящий, конечно, макет, но он выглядел очень внушительно.

М.З.: Помню, в студенческие времена Сережка был значительно полнее — такой округлый. И еще он казался мне слишком положительным, старательным — этаким отличником. Но когда мы стали работать вместе, Сережа открылся совершенно с другой стороны, я оценила его огромное обаяние и честность. Да, он, может быть, иногда избыточен, но я никогда от него не слышала: «Я устал, не могу, не хочу» — чем грешат очень многие звезды. Когда Сережа приходит в театр, он со всеми — с гримерами, с костюмерами — пошутит. Он всегда в хорошем настроении, улыбается. А если у него и бывают проблемы, об этом никто не догадывается. Кроме того, Сережа способен на добрые дела, которые он совершенно не афиширует. У нас в «Табакерке» однажды тяжело заболела актриса, мы собирали деньги ей на операцию. Но вдруг выяснилось, что сбор закрыт.

Оказалось, что Безруков один уже дал все нужные деньги.

— В уходящем году Безруков не только отметил 40-летний юбилей, но и возглавил Губернский театр...

О.Т.: Я тревожусь за него и очень хочу, чтобы у Сережи было все хорошо. Но помочь в этом деле вряд ли возможно. Человек или сможет руководить театром, нести эту ношу на своих плечах, или нет. Когда в марте я узнал, что Сережа возглавит труппу, удивился. Ведь в его театральной практике раньше ничего такого поворота не предвещало…

— Безрукова порой упрекают в том, что он слишком много снимается. Как вы относитесь к его киноработам?

О.Т.: По-разному. То есть так, как каждая из них заслуживает. Был такой композитор Эдик Колмановский, автор песни «Я люблю тебя, жизнь…»

Так вот он однажды подарил мне свою пластинку, на которой надписал: «Я люблю тебя, друг. И хочу, чтобы лучше ты стал бы». Вот и я так смотрю на Сережу и его роли.

— Бывает, кино забирает у вас учеников...

О.Т.: Так произошло, например, с Сережей Газаровым, замечательного дарования человеком, который сейчас тратит свою жизнь на кино. Но это вообще мировая тенденция. Помню, еще в 1982 году, когда умер основатель всемирно известной актерской школы Ли Страсберг (а среди его учеников — Аль Пачино, Харви Кайтел, Дастин Хоффман), его жена, не самая адекватная женщина в Америке, обнаружила, что на всю летнюю школу у них 42 педагога. И решила, что нужно 120 — мол, тогда можно будет набрать втрое больше студентов и, соответственно, в три раза больше денег заработать.

«Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!»
«Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!»
Фото: Елена Сухова

И Харви Кайтел, Дастин Хоффман и Аль Пачино попросили меня приехать помочь с переорганизацией школы, чтобы эта дама там совсем все не развалила. Я поработал там шесть недель, к слову, за очень приличные деньги. И обнаружил, что 120 хороших педагогов взять негде. Ведь в Америке умеющим играть актерам некогда заниматься театральной педагогикой, они хотят вместо этого за большие деньги играть в кино. А студентов учат в основном люди, сами толком не овладевшие актерским ремеслом. Вот и у нас в последнее время так стало.

— А мыслей остаться в Голливуде у вас не возникало?

О.Т.: Мысли, может, и были. В свое время меня довольно недешево покупали американцы, чтобы я преподавал и играл в США.

Одна моя подруга даже нашла мне агента. И язык я прилично знал. А вот когда настала минута окончательно решить — уезжать или остаться (в советские времена речь шла только о том, чтобы уехать навсегда, бесповоротно), я почувствовал: да не смогу я никуда уехать! Я ведь очень люблю нашу землю. Вот недавно был в Нижнем Новгороде, вышел на высокий берег Волги, на утес, там, где стоит памятник Чкалову, а до противоположного берега чуть ли не километр. Постоял минут семь, и у меня слезы потекли. Хотя вообще я не сентиментальный человек, наоборот — смешливый…

— То есть вы из тех, кто предпочитает на родине делать жизнь лучше, а не искать счастья за границей. Создали три года назад колледж при «Московском театре под руководством Табакова».

Теперь талантливые дети едут к вам со всей страны...

О.Т.: Наверное, надо быть идиотом, чтобы в 74 года, руководя двумя театрами, организовывать еще и театральную школу... Но действительно, я это сделал. Ведь ранняя профессионализация в нашем ремесле очень важна.

— В актерском колледже учится и ваш сын, Павел Табаков. И выходит на сцену в спектакле «Билокси-блюз», в главной роли, которую за 26 лет существования постановки кто только не играл: и Евгений Миронов, и Антон Табаков, ваш старший сын...

О.Т.: И все-таки Павлик школьник, а не актер, хотя, кроме учебного спектакля, который вы упомянули, он еще сыграл главную роль в фильме Анны Меликян и большую роль в спектакле «Табакерки» «Год, когда я не родился».

Пашка учится на третьем курсе нашего колледжа. Когда он надумал туда поступать, я встревожился. Но теперь вижу — сын заслужил право там учиться.

— А ваша семилетняя дочка Маша становиться актрисой не собирается?

О.Т.: К сожалению, кажется, собирается. Она и сейчас постоянно танцует, выделывает немыслимые па, ходит колесом — словом, забавляет себя как может. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное. Жизнь покажет, что из всего этого выйдет. А пока Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском носителями языка — в неделю только два урока русского. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей.

Табаков с сыновьями: младшим — Павлом и старшим — Антоном
Табаков с сыновьями: младшим — Павлом и старшим — Антоном
Фото: Екатерина Цветкова

Наоборот, таким образом хотим этого избежать. Дочь выучит английский, а после этого, наверное, перейдет в другую, обычную московскую школу, чтобы получить российский аттестат. Вообще, Маша меня радует. Обожает ходить с нами в театр или в консерваторию — подозреваю, что не последнюю роль играет в этом желание как можно дольше не ложиться спать. Но в семь утра весело, мажорно идет в школу! Маша очень общительна и доброжелательна. Недавно была в гостях, там одной девочке не хватило куска красивого торта, и та расплакалась. Маша тут же отдала ей свой кусок. А ведь она любит поесть — этим в меня пошла.

— В кино Машу пока не пускаете сниматься?

М.З.: Как ни странно, нам пока никто этого не предложил.

(Смеется.) Наверное, режиссеры уверены, что мы Машу им не отдадим. Но если бы речь шла об интересном проекте, может, мы и подумали бы.

— А у вас, Олег Павлович, много сейчас предложений в кино?

О.Т.: Достаточно, но я почти ото всех в этом году отказывался. Занятость не позволяет, да еще и остеохондроз. Он ограничил мои двигательные способности, что меня тревожит. Но я сумел к нему как-то приспособиться и играть довольно сложные спектакли. Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. Но все-таки мне 79 будет. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!

— Ну и напоследок: где планируете встретить Новый год?

М.З.: Не поверите — в Екатеринбурге, по просьбе Маши. Вообще-то я хотела, наконец, побыть дома — у нас замечательный дом в Подмосковье на водохранилище. Но у Олега Павловича в Екатеринбурге живет друг, а у него три внучки, с которыми Маша дружит. К тому же там настоящая уральская зима. Наверное, Екатеринбург — не самое модное место в мире, но мы едем к хорошим, добрым людям, у которых нам очень душевно и комфортно. А с возрастом особенно начинаешь ценить общение с дорогими тебе людьми.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Новое руководство к счастливой жизни от автора бестселлера «Хочу и буду»
В издательстве «Эксмо» во всех форматах (бумажная, электронная и аудио) выходит новая книга самого популярного психолога страны Михаила Лабковского, «Привет из детства». Он расскажет, как детские травмы, непроговоренные обиды на родителей и старые комплексы становятся грузом, который мы тащим во взрослую жизнь, и поможет отпустить прошлое и начать все с чистого листа. Жить легко, смело, а главное – счастливо.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог