
За последние годы сложились две формулировки, которыми прокатчики пытаются привлечь внимание к выходящему у них фильму. Это «самое главное событие года» или «картина основана на реальных событиях». Ежегодно после первых пяти «главных» на заманиловку перестаешь реагировать, тем более, что в большинстве случаев определение не соответствует содержанию. То же происходит и со второй легендой, потому как в «реальные» готовы превратиться любые сценарии. От тех, что рассказывают о нелегкой судьбе Годзиллы, до объясняющих паранормальные явления.


В череде посредственностей порой бывает непросто заметить настоящее. Но только не «Невозможное» — фильм режиссера Хуана Антонио Байона, выходящий на этой неделе в российский прокат. Странное, отчасти непривлекательное название и на сотую долю не способно передать то состояние, в котором оказываешься после его просмотра. Даже если не знать, что фильм снят в память об одном из самых непостижимых событий нового тысячелетия — цунами 2004 года у побережья Таиланда. Даже если забыть о том, что «Невозможное» — рассказ о реальной британской семье, отправившейся погреться у океана во время рождественских каникул.
Но 26 декабря тропический рай для Марии (Наоми Уоттс), ее мужа Генри (Юэн МакГрегор) и их троих сыновей стал земным адом. А ведь все так хорошо начиналось: переполненная впечатлениями от празднования Рождества, на следующее утро семья в полном составе отправилась к бассейну.


Как вдруг блаженное великолепие обернулось самым страшным кошмаром: тонны черной воды плотной стеной обрушились на отель, сметая не только постройки, но и увлекая в бездну тысячи жизней.
Едва осознав, что она жива, Мария стала искать мужа, детей. Откликнулся только старший сын. Но и Генри с младшими уцелел, чему оказалось непросто радоваться. Выжить самому — удача, но как не сойти с ума, осознавая, что, возможно, он больше никогда не увидит Марию? Как не впасть в отчаяние, не отравить своими сомнениями и эмоциями детей, и без того оказавшихся на дне психологической бездны? Судьба не будет к ним благосклонна, не подарит второго шанса. Обдирая ногти до корней, стесывая зубы до десен, они станут бороться за семью, не игнорируя чужие трагедии.
Равнодушных не останется.

И дело не в том, что, показав пять лет назад хоррор «Приют», Хуан Антонио Байон прославился как мастер драматического накала, и поэтому «Невозможное» оказывает душераздирающий эффект. И даже то, что режиссер пригласил на главные роли изумительных актеров британской школы Наоми Уоттс и Юэна МакГрегора, вторично. Хотя и нет сомнений в том, что их присутствие в фильме, их умение прожить вместе со своими героями их судьбу непостижимо и великолепно.
Понятно также, что фильмы-катастрофы неизменно обладают магическим притягивающим эффектом. Человечеству, расположившемуся в уютном кресле кинозала, всегда интересно подсмотреть чужую судьбу, проверить, где полегает грань чужого возможного.
Но остаться при этом эмоционально отстраненным: то, что произошло в кино, никогда не может случиться со мной.
Вот и разгадка секрета магического притяжения «Невозможного». ЭТО случилось совсем недавно, в полностью усовершенствованном человеком XXI веке. ЭТО может произойти когда угодно, где угодно и с кем угодно. А значит и со мной тоже — настала пора из фильма делать личные выводы.
«Невозможное» — это способ посмотреть правде в глаза и увидеть в их отражении самого себя. Если не понравится, винить будет некого. Но шанс измениться еще не потерян.