Каждый выпускник любого филфака не одно десятилетие вспоминает, как весь первый курс его третировали преподаватели по латыни и античке, то бишь античной литературе. Со временем рассказы об оговорках и неудах во время сессий все больше приобретают сатирический оттенок, а вырывающиеся в качестве подтверждения знаний крылатые фразы на мертвом языке все меньше становятся похожи на первоисточник. И, когда от учебы остается лишь отголосок воспоминаний, бывший школяр может получить предложение создать оригинальный сценарий.
Лихорадочно проносятся в голове обрывки цитат.
Имена и географические названия выстраиваются в блудливую канву, на которую наслаиваются фантазии о том, как это могло бы быть. Так возникают фильмы «Троя», «Небеса обетованные», «300 спартанцев» или «Гладиатор». Либо, при приближении событий к современности, «Адреналин» или «Геймер».
Честный парень Джон Тиллман по прозвищу Кейбл (Джерард Батлер), попал сначала в тюрьму, а чуть позже в западню к психу с неограниченными финансовыми возможностями Кену Кастлу (Майкл Си Холл). Кастл придумал и запустил онлайновую игру, которая пришлась по вкусу даже чиновникам. Вроде как самые отъявленные бандиты, ставшие узниками, имеют теперь возможность выбора.
Они могут принять участие в игре с многообещающим названием «Убийцы». Но – лишь в качестве симов – управляемых геймерами персонажей игры. Тот, кому удастся выжить в 30 раундах, будет отпущен на свободу. Останки остальных сожгут в тюремном крематории.
Правительство рукоплещет: ему, наконец, удалось справиться с проблемой переполненности тюрем – пока ни один преступник не продержался дольше пары-тройки сеансов. Телевизионные каналы ради рейтингов готовы приглашать Кена и рекламировать «Убийц» в прямом эфире. Кастл зарабатывает на игроках столько миллионов, что может себе позволить любые странности. Геймеры не отходят от компьютеров: наконец-то им дали игрушку по душе – теперь можно убивать настоящих людей, но при этом оставаться незапятнанными во всех отношениях.
Есть, правда, странная группка оппозиционеров, но их никто не берет в расчет. И всем мешается Кейбл, неожиданно для всех победивший 28 раз. Неужели системе придется его отпустить на свободу?
«Геймера» смело можно причислять к когорте фильмов под рубрикой «футуристический, индустриальный боевик». Пугающая смесь реальности и вымысла и урбанистический обезличенный пейзаж, в котором узнается любой мегаполис, переплетаются с ярко выписанными характерами людей деградирующего мира. Манипуляции человеческим сознанием, возможность тотального контроля над любым человеком при полной обезличенности общей массы, неизбежность жесточайших изощренных войн пока подаются в жанре развлечения.
Но если сюда добавить ополоумевших геймеров и изнывающую от жажды «хлеба и зрелищ» толпу, получится как раз то, что вышло у режиссеров Марка Невелдайна и Брайана Тэйлора. Широкоформатная реклама мира, стремительно погружающегося в бездну исключительно «по собственному желанию» под утонченно издевательские мотивы «Sweet Dreams» от Мэрлина Мэнсона.
А что же новички филфаков? Они вполне могут относиться к истории как к одному непрерывному развлечению. И тогда «Геймером» вполне можно заменить «Гладиатора»: и в той, и в другой картине исторической реальности равное количество, а бьются с врагами Джерард Батлер и Рассел Кроу с одинаковой яростью, силой и выражением на лице.
А главное, судьбой и того, и другого сценаристы и режиссеры управляют так же легко и непринужденно, как всякий уважающий себя игрок.
Сомневающимся остается только проверить эту версию в кинотеатрах.