За минувший год даже те, кто никогда не ходит в кино, выучили загадочное слово «Аватар» и имя его создателя Джеймса Кэмерона. Так что, едва режиссер объявил о том, что он стал продюсером нового фильма, к которому лично написал сценарий, зрители во всем мире заволновались. А когда стало известно, что Кэмерон использовал ту же технику съемки, как и в «Аватаре», ажиотаж возник страшный. Интригу подпитывало название нового проекта, загадочно именуемого «Санктум».
Кстати, поводом для появления на наших экранах «Санктума» послужило происшествие, случившееся с другом Кэмерона Эндрю Уайтом (впоследствии ставшим соавтором сценария).
Эндрю в компании друзей проводил исследования одной из самых протяженных подводных пещерных систем Австралии в равнине Налларбор. И однажды страшный поток затопил выход из пещеры, оставив в ловушке 15 человек. Целых два дня дайверы искали другой выход. Но спелеологу и дайверу Фрэнку (Ричард Роксбург), его сыну Джошу (Риз Уэйкфилд), миллионеру Карлу (Йоан Гриффит) с подружкой (Элис Паркинсон) пришлось куда хуже.
А ведь все так прекрасно начиналось: таинственный остров, полнехонькая озерами и реками неисследованная пещера, уходящая на километры под землю, погода, самая, что ни на есть подходящая… Хотя погоду им явно предсказывали в Росгидромете: пообещали «Ясно», получился тропический шторм, перекрывший путь на землю.
Когда последний из известных выходов оказался недоступен, уцелевшая от разбушевавшейся стихии команда решила двигаться назад и вглубь. Фрэнк отчего-то уверен: там обязательно обнаружится возможность выбраться на поверхность. А его, великого ученого, интуиция еще ни разу не подводила.
Поскольку выбора особенно не было, группа отправится навстречу неведомым пещерам: мрачным, угрюмым, уродливым и недобрым. Таким, в отличие от красочно-оптимистичной Пандоры, видится Кэмерону подводно-подземный мир. Все дальше от цивилизации, от привычного мира уводит он своих героев, чтобы дать возможность каждому сбросить маску благопристойности.
Лишь так они предстанут перед лицом товарищей в той личине, которую каждый человек обычно старательно маскирует.
И Кэмерон остается верен себе: как и на Пандоре он исследует не неведомые просторы, а глубинное подсознание фанатично преданных идее ученых. Не случайно фильм назван «Санктум». Словом, означающим в английском языке «святая святых», имеющим второе, шутливое значение «рабочий кабинет» или «уединенное убежище». Кажется, поняв, что значит для исследователя предмет изучения, Кэмерон объединил все эти смыслы словом “санктум”.
В решении этой задачи ему, безусловно, помог харизматичный актер Ричард Роксбург. Его умение вживаться в любую роль давно не новость, так что и герои у него выходят удивительные: сдержанные, умеющие скрывать эмоции, но страстные и преданные идее.
Он будет сильным и жестким, порой жестоким, на первый взгляд не всегда оправданно. Но Фрэнк, нашедший себя в пещерах, не готов, не хочет и не умеет устраивать «показательные выступления» перед сыном, которому хочется ясности и простоты в отношениях.
Не желая подавить молодость, позволяя юноше двигаться своим путем, только в самый ответственный момент он приоткроет перед Джошем широту и глубину своей натуры. В свою очередь юный Риз Уэйкфилд доказал, что в состоянии сыграть в этом дуэте сложную партию взрослеющего в одночасье малолетки. Парочка Йоан Гриффит и Элис Паркинсон поддержат его тем, что помогут быстро сориентироваться и принять правильное решение.
Мрачная реальность, суровая трехмерная действительность, где выживают достойные, и трогательная любовь к прекрасному пропитали до основания каждую сцену фильма.
И внезапно «Санктум» из сокровенной действительности сурового отца превращается в символ веры для его последователя-сына.
Так что плыви, Джош, плыви наверх. У тебя даже выбора нет.