Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, заместитель руководителя детского сада «Школа Сотрудничества» Елена Борисовна Гусева и герои мультсериала «Улётная доставка» Тетушка Кототуча и Эдди. Давайте же узнаем, как эффективно подготовить детей к публичным выступлениям и помочь им справиться с волнением.
Публичные выступления — один из самых важных и сложных для освоения навыков. Дети, которые учатся выступать перед аудиторией, должны говорить красиво и грамотно, а также понятно излагать свои мысли. Наилучших результатов добиваются те, кто начинает тренироваться с раннего возраста.
Занимаясь развитием дошкольников, мы понимаем, что совсем скоро нашим воспитанникам придется идти в школу и отвечать у доски, защищать проекты, высказывать свое мнение. А для этого нужна практика.
Нужно тренироваться? Но как?
Подготовка и репетиция всегда придают уверенности!
Можно выделить несколько этапов подготовки .
Подготовительные упражнения
Проговаривание вслух
Распишите с ребенком этапы решения задач (например, настольной игры), попросите объяснить логику, ход мыслей, последовательность действий. Затем повторите все инструкции вслух.
Рассуждения на тему
Этот прием реализуется в командной работе. В ней могут быть дети одного или разного возраста или члены семьи. Рассуждения мы организуем в определенной последовательности.
• Сначала мы переворачиваем карточки с числами по количеству членов команды. Чаще всего от 1 до 4. Таким образом определяем очередность ответов.
• Затем водящий задает тему или вопрос. Например, что такое водоворот?
• После того, как прозвучит вопрос, включается таймер на 30 секунд. Это время размышления.
• Через 30 секунд участники по очереди рассуждают вслух. Время рассуждения заранее определено. Например, 1 минута.
• Через 1 минуту звучит таймер и начинается время для рассуждений следующего участника. Важно, чтобы каждый ребенок смог донести свою мысль грамотно за определенное время.
Работа с микрофоном, диктофоном или видеокамерой
В данных упражнениях мы формируем потребность ребенка хорошо говорить: следить за своей речью, украшать ее образными выражениями, подбирать различные красивые слова, использовать интересные вопросы и факты. Гаджеты – это помощники для обеспечения обратной связи ребенку. Ну и конечно, это деятельность увлекательная и веселая. А все, что эмоционально окрашено, более результативно.
Я обожаю снимать себя на камеру!
Говоря о предварительной практике, важно научить ребенка не торопиться во время выступления. Такая проблема возникает достаточно часто, если ребенок говорит на тему, которая ему очень интересна. Не переживайте, с опытом все дети учатся подбирать правильный темп речи, слова и тон для выражения своих мыслей.
Подготовка публичного выступления
Выстраивая работу по развитию речи, мы не можем не обращать внимания на взаимосвязь мышления и речи, на то, как мысль обретает форму в слове. Чтобы ребенок грамотно формулировал мысли, ему необходимо не только пополнять словарный запас, но и знать грамматические конструкции.
Жен Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» говорит об употреблении образных схем и схем аналогии для формирования речи ребенка. Причем и те, и другие принимают активное участие в мыслительном процессе. Основываясь на различных исследованиях процесса формирования речи ребенка дошкольного возраста, мы используем планы линейных рассказов, картинно-графические планы, мнемотехники для того, чтобы помочь ребенку структурировать свою речь.
Технология мнемокомнат
Данная методика позволяет соединить образы предметов, технику запоминания и затем перейти к описанию этих предметов.
Подготовка публичного выступления начинается с отбора и систематизации материала, определения аргументов и доказательств. Конечно, маленькому ребенку всё это сделать очень сложно. Тут поможет грамотно составленная мнемотаблица. Мы в детском саду составляем их сами, подбирая визуальные образы в соответствии с возрастом ребенка. Мнемотаблица обеспечивает правильное расположение частей в рассказе, их логику и последовательность.
Технология мнемотаблиц
Например, мы с детьми проходим тему «Птицы». В самом начале дети с воспитателем создают свою мнемокомнату: рисуют расположение предметов в группе, определяют ее статичные объекты, запоминают с ее помощью различные слова – названия птиц. Сначала запоминаем зимующих — клест, сова, сорока, синица, дятел, голубь, ворона, воробей; потом перелетных — кукушка, ласточка, грач, журавль, скворец, аист.
Придумай и расскажи свою сказку
Еще одно из упражнений, которые можно проводить с целью развития речи ребенка – это создание собственной сказки для того, чтобы рассказать ее другим людям.
В такой истории могут встретиться предметы и персонажи из самых разных сказок!
Как здорово!
Публичное выступление
Самый простой способ сподвигнуть ребенка говорить — позволить ему самому выбрать тему.
С интересной темой, в которой разбираешься, выступать не так и страшно!
Публичное выступление ребенка может являться частью общего мероприятия. Например, начните с научно-практической конференции. Ее можно провести в детском саду, школе или дома – предложите поучаствовать в ней друзьям и близким. Одна из задач, которая решается с помощью данной формы работы, — это усвоение культурных норм языка.
Основу культуры составляют идеальные речевые формы. Они осваиваются ребенком с помощью взрослых. О том, что только с помощью взрослого ребенок открывает и осваивает нормы употребления предметов человеческой культуры, говорил А.Н. Леонтьев. На наших конференциях в детском саду мы сначала определяем предмет. Дети учатся говорить не обо всем, что хочется, а на заданную тему. Одновременно дети привыкают к основному правилу: когда один человек говорит, то все участники его внимательно слушают. Поверьте, не так просто научить ребенка вслушиваться в смысл речи другого человека. А ведь этот навык очень пригодится в школе.
Смущаться сначала – это нормально!
Потом обязательно появляется уверенность и желание участвовать!
Основным образовательным результатом детей 4-5 лет является грамотно составленное предложение. В старшем возрасте, у детей 5-6 лет, — это описание одного объекта. У детей 6-7 лет такой рассказ носит сравнительный характер. Наша цель не просто описать предмет или явление природы, а составить рассказ, в основе которого — сравнительное описание двух схожих объектов. Таким образом, активное использование данной формы образовательной деятельности позволяет соединить в себе две важные цели: предоставить детям культурный речевой образец и пространство для реализации своих творческих рассказов.
А что, если в комнате все молчат?
Ребенку важно чувствовать себя комфортно в тишине. То, что аудитория внимательна и хочет услышать то, что говорит оратор, следует рассматривать как положительный знак.
Испуг перед слушателями, неумение отвечать на вопросы развернуто, тихий неслышный голос, неумение сделать рассказ интересным потом сказываются не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Не так просто рассказать стихотворение перед публикой, выступить с микрофоном, говорить с использованием наглядного материала. Поэтому так важно уделять внимание подготовке к публичным выступлениям.