Вячеслав Тихонов решил уйти из кино после съемок в «Войне и мире»

Неизвестные факты о великом актеры рассказали его друзья.
Анжелика Пахомова
|
Павел Соседов
|
01 Марта 2018
Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева
Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева в фильме «Война и мир». 1965 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

«После развода с Тихоновым вся ответственность за сына легла на Мордюкову. Возможно, Нонне просто не хватило терпения в борьбе за его здоровье... Вячеслав Васильевич, конечно, виделся с сыном, но не часто. С посторонними Тихонов о сыне не говорил — это была большая боль для него! Но как-то раз он признался: «Я виноват в том, что произошло!» — рассказывают друзья Тихонова актеры Людмила Гладунко и Борис Токарев.

— В 60-е годы Вячеслав Тихонов был уже всесоюзной звездой, вы — еще студентами… Как же вы познакомились?

Людмила Гладунко: Дело в том, что мы учились во ВГИКе у одних мастеров: Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. И вот однажды к нам на занятия пришел Вячеслав Васильевич Тихонов. Это было привычно: у нас в мастерской время от времени появлялись известные люди. Приходили и бывшие ученики Бибикова, а Тихонов был одним из них. А вот удивились мы, когда узнали, зачем он приехал. В то время Тихонов играл Андрея Болконского в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. И Вячеслав Васильевич пришел просить Бибикова о помощи с образом своего героя. Борис Владимирович часто нам повторял: «Учитесь самостоятельно работать над ролью, потом вам никто не поможет. Вот как сыграть Болконского, в образ которого Толстой вложил глубинные философские смыслы? Как пробиться к живому человеку? Очень сложная роль, а начинать надо с самого простого». На роль Болконского долго не могли найти актера, в итоге утвердили Тихонова. Но и его, и Бондарчука одолевали сомнения. Работа шла тяжело. Тихонова не покидало ощущение, что роль не его, и он от этого страдал. У Вячеслава Васильевича были крупные руки с толстоватыми пальцами, и когда Бондарчук взглянул на его руки, он сказал: «Да, с такими руками только князя играть…» В какой-то момент Тихонов растерялся. Вот тогда он и обратился к своему мастеру. Я думаю, это ему очень помогло, вселило уверенность.

— Удивительная история, ведь зрители так любят и сам фильм «Война и мир», и Тихонова в роли Болконского. А как Вячеслав Васильевич позднее относился к этой работе?

Л. Г.: Как истинный интеллигент, он был очень сомневающимся человеком. Тогда он считал ее своей неудачей и даже хотел уйти из кино. Но Станислав Ростоцкий начинал работать над картиной «Доживем до понедельника» и предложил Вячеславу Васильевичу главную роль — учителя истории. Тихонов решительно отказался. Ростоцкий, будучи психологом, сказал, что артист очень его подводит, что другого человека он не видит в этой роли, что нужен как раз «Болконский». Вячеслав Васильевич очень дорожил дружбой с этим режиссером и в итоге согласился. Вот так случилось, что Ростоцкий дважды «родил» Тихонова (первой их общей успешной картиной стала «Дело было в Пенькове»). И когда случился успех «Доживем до понедельника», у Вячеслава Васильевича как будто вновь крылья выросли, вернулось желание работать. А позже и Бондарчук позвал его сниматься в картине «Они сражались за Родину». 

Вячеслав Тихонов с Майей Менглет
«Тихонов старался от отрицательных ролей отказываться. Шутил: «Если я сыграю негодяя — это травмирует зрителей» С Майей Менглет в фильме «Дело было в Пенькове». 1957 г.

Тихонов там блистательно сыграл контуженного солдата. К этой маленькой роли, как и всегда впрочем, он готовился основательно. Учился заикаться, проверял себя на окружающих, да так, что дочка Аня уже стала волноваться: «Папа, а что это ты так странно со мной разговариваешь?» И он понял, что нашел правильную интонацию. Уже после окончания съемок картины «Они сражались за Родину» Вячеслав Васильевич как-то сказал Бондарчуку: «Я ведь думал, что ты меня никогда сниматься не позовешь… после Болконского». На что тот ответил: «Не прав я был! Теперь-то, когда пересматриваю фильм, вижу, что все у тебя получилось». Тихонову крайне важно было услышать эти слова от режиссера. Время все расставило на свои места.

Борис Токарев: У Тихонова в доме, как величайшая драгоценность, хранилась папка со сценарием «Войны и мира», такие огромные листы. В те времена было принято все подробно расписывать — содержание кадра, место действия, метраж, реквизит. А Бондарчук еще и прорисовывал каждый кадр картины, ведь он великолепно рисовал. Сам же Тихонов, когда работал над ролью, исписал эти листы с обратной стороны своими пометками. Мне было очень интересно прочитать их.

— Получается, что, несмотря на по­пулярность, он оставался очень сомневающимся человеком? И всегда кропотливо работал над образом?

Л. Г.: У него на каждую роль уходили годы: на Болконского — четыре года, на Штирлица — три года. Он всегда подчеркивал, что никогда не работал параллельно над двумя ролями. В этом и проявлялась его основательность — очень серьезный подход к работе. Этому и учили нас Бибиков с Пыжовой, мы это хорошо теперь понимаем. При каждой встрече с Тихоновым мы с благодарностью вспоминали наших мастеров. Он считал, что именно они сделали из него артиста. Ведь поначалу из Павловского Посада Тихонов не во ВГИК приехал, а на «Мосфильм» — сразу «сниматься в кино», а там ему посоветовали поступить в институт, сказали адрес. Слава был застенчивым парнишкой, и на экзаменах его отсеяли уже на втором туре. Стоя между этажами на лестнице, он разрыдался. Плачущего мальчишку увидел спускавшийся по лестнице Бибиков. Он подошел и, когда Слава поднял полные слез глаза, сказал: «Успокойся! Давай попробуем — мы тебя возьмем вольнослушателем…» А потом Тихонов проявлял такое рвение к учебе, что очень быстро стал полноправным студентом.

Вячеслав Тихонов с Наталией Дрожжиной
«У Тихонова на каждую роль уходили годы: на Штирлица — три года, на Болконского — четыре. Он всегда подчеркивал, что никогда не работал параллельно над двумя ролями» С Наталией Дрожжиной в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1973 г.
Фото: РИА Новости

— Считается, что Вячеслав Тихонов был человеком замкнутым и в свой круг мало кого допускал. А с вашей семьей (Людмила Гладунко и Борис Токарев — супруги. — Прим. ред.) он общался доверительно. Расскажите, как это случилось?

Б. Т.: Общаться с Вячеславом Васильевичем мы стали уже после окончания ВГИКа — пересекались на фестивалях, концертах. А еще у нас есть общая дата — 13 апреля каждого года встречаются все выпускники мастерской Бибикова и Пыжовой. Раньше собирались большой компанией во главе с мастерами в ресторане «Прага», сегодня же и десяти человек не приходит... На этих встречах бывали Юрий Белов, Руфина Нифонтова, Татьяна Конюхова, Семен Морозов, Надежда Румянцева, Леонид Куравлев, Нонна Мордюкова. Правда, Вячеслав Васильевич появлялся не часто, после развода с Нонной Вик­торовной он старался избегать встреч с ней. А однаж­ды на Московском международном кинофестивале показывали восстановленную копию «Войны и мира» и, конечно, пригласили Вячеслава Васильевича. 

Я вел этот вечер, и, помню, мы очень доверительно пообщались за кулисами. Тихонов часто повторял: «Мы так хорошо понимаем друг друга потому, что из одного гнезда, из-под одного крыла, мы — «бибиковцы». Вот так постепенно мы сблизились. А окончательно «породнились», когда уговорили Вячеслава Васильевича сделать документальную картину о нем. В последние годы мы в основном снимаем документальные фильмы. Я выступаю продюсером и режиссером проектов, а Людмила — автором сценариев, сорежиссером и идейным вдохновителем. Картина о Тихонове называлась «Последний герой уходящей эпохи». Он многим отказывал, а тут согласился работать, но при условии, что на съемках всегда будет присутствовать кто-то из нас. После премьерного показа фильма по телевидению он позвонил поздним вечером и благодарил нас. Сказал, что очень волновался — боялся фальши. Но картина получилась честной, и эта работа сблизила нас еще больше.

— Многие считают, что Тихонов, как и Мордюкова, учился на курсе у Герасимова, а не у Бибикова.

Л. Г.: Эта ошибка возникла из-за того, что именно Сергей Аполлинариевич Герасимов открыл им обоим дорогу в кино, сняв в «Молодой гвардии». Но и Тихонов, и Мордюкова учились на одном курсе в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, как и мы с Борисом, только на два десятилетия раньше нас. Вячеслав Васильевич всегда старался в интервью подчеркивать этот факт, но ошибка все-таки повторяется. Для Тихонова очень важным было, что он воспитанник именно Бибикова.

— Сегодня много говорят о том, что Тихонов был очень скромным и непритязательным...

Л. Г.: Его деликатность меня поражала! Когда я сидела у него на даче на веранде, он спрашивал: «Людочка, тебе удобно? Не прохладно ли? Анечка, принеси для Люды павловопосадский платок — тот сине-голубой! Люда, как он подходит под твои глаза! Как тебе идет этот платок!» И так от этого отношения и внимания было тепло, приятно… Добрейший, очень скромный человек. Расскажу вам историю, за которую мне долгое время было неловко: как-то звонит Вячеслав Васильевич, и так случилось, что я его не узнала! «Извините, кто это?» — «Ой, Людочка, прости, я не представился — это Слава Тихонов, — скромно, без тени обиды отвечает. И начал издалека объяснять: — Мне надо с тобой посоветоваться. Такой деликатный вопрос…» — «Что случилось, Вячеслав Васильевич?» — спрашиваю. — «Мои внуки…» — «А что с внуками?» — «Нет-нет, все в порядке. Я хочу Боречку (имея в виду моего мужа) попросить быть крестным отцом моих внуков. Как ты думаешь, он согласится?» — «Вячеслав Васильевич, это такая честь для нас!» — «Нет, надо с ним поговорить, надо же все-таки получить его согласие…» 

Борис Токарев
Борис Токарев в фильме «Горячий снег». 1972 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Вот в этом — весь Тихонов! В назначенный день при­ехали мы на Николину Гору, входим во двор дома, нарядные. Навстречу — Вячеслав Васильевич в каком-то старом садовом костюме. Говорю: «Это что такое? Вы почему не одеты?» — «Людочка, я не поеду. Вы меня даже не уговаривайте!» — «То есть как это — вы не поедете внуков крестить?!» — «Ты должна меня понять! Если я поеду, то все внимание будет приковано ко мне, а сегодня дети должны быть в центре…» Он не любил повышенного внимания, для него это было мучительно. Но я его все-таки уговорила, сказав: «Ну, раз вы не поедете — то и я останусь с вами здесь!» Он вздохнул и как-то смиренно пошел собираться. Вячеслав Васильевич всегда в машине садился сзади и отворачивался от окна, чтоб его не увидели, не заглядывали в лицо. К счастью, в церкви никого не было и крестинам ничто не помешало.

Людмила Гладунко
Людмила Гладунко в фильме «Единственная». 1975 г.

— Да, его опасения можно понять. Наверняка ему прохода не давали!

Б. Т.: Тихонов так много всего пережил после «Семнадцати мгновений весны», что даже избегал говорить об этой роли — такой значительной в его карьере. Его очень огорчало, что из Штирлица сделали культовую фигуру, стали тиражировать образ, рассказывать анекдоты. Он этого не понимал и не признавал. А когда фильм раскрасили, сделали цветным, он невероятно расстроился, даже хотел писать какой-то протест на телевидение. Он удивлялся: «Как же Таня Лиознова это допустила? Как же они ее уговорили? Ведь фильм стал другим! Он был задуман и снят так, чтобы возникла документальность, там же точная хронология событий… Ну, можно раскрашивать «Волгу-Волгу», «Веселых ребят» — это комедии, но «Семнадцать мгновений...» никак не предполагают цвета!» Он не принимал эти новшества.

Вячеслав Тихонов
«Все привыкли, что Тихонов всегда подтянутый, аристократичный. А у себя дома он становился простым мужичком, много курил, любил долго не бриться. Эти его превращения было удивительно наблюдать» В фильме «Доживем до понедельника». 1968 г.
Фото: РИА Новости

— Тихонов в последние годы жил в загородном доме очень уединенно…

Л. Г.: Он получил землю на Николиной Горе еще в советские годы, долго там строил дом. Рядом был участок Анатолия Кузнецова, подальше — Василия Ливанова. В это место Тихонов сразу влюбился. Рядом река, куда он ходил рыбачить. Дом — прелестный, но какое же это скромное жилище! При всех возможностях Тихонова он очень не любил ничего для себя просить. Его все устраивало. И когда я иногда говорила: «Может быть, вам вот тут что-то переделать или вон там благоустроить…» — Вячеслав Васильевич сразу пугался: «Нет-нет! Пусть все остается как есть! Мне нравится!» Только бы никто ни к чему не прикасался. Он знал, где у него что лежит, и не любил, чтобы нарушали его порядок.

Б. Т.: Вячеслав Васильевич очень многое у себя на даче сделал сам. И ремесленное училище, и работа у станка в войну закалили его. Казалось, что руками он мог сделать все. У него на даче стоял указатель, какие раньше, в 40-х годах, устанавливали у дорог, в виде флажков на столбе. И вот на столбе у Тихонова были точно указаны три главных направления его жизни: «Павловский Посад», «Пеньково», «Берлин»… По даче Вячеслав Васильевич расхаживал в какой-нибудь потертой тельняшке, в тренировочных штанах. Все ведь привыкли, что он всегда подтянутый, аристократичный. А у себя дома, когда никто, кроме близких, не видит, он становился простым мужичком из Павловского Посада. Эти его превращения было удивительно наблюдать. Вячеслав Васильевич много курил, любил долго не бриться, ходил порой с недельной седой щетиной. Кстати, был период, когда он носил бороду, и она ему очень шла! Он позволял себе такие моменты расслабления. 

Однажды наш общий знакомый приехал к Вячеславу Васильевичу, а тот в тулупе расчищает лопатой снег. Знакомый спросил: «Мужчина, а это дом Тихонова? Можно увидеть хозяина?» Человек с лопатой повернулся, и знакомый ахнул — узнал Вячеслава Васильевича. Но к приезду съемочной группы Тихонов всегда готовился, приводил себя в порядок. Вот он сидит, согнувшись, на завалинке, курит, плохо себя чувствует. Тут режиссер говорит: «Мотор!» И Вячеслав Васильевич мгновенно превращается в «того Тихонова» — это стопроцентное актерское качество. Единственное — он всегда отказывался от грима в последнее время. Говорил: «Не хочу себя приукрашивать. Пусть я буду такой, какой есть».

Л. Г.: Он же был из простой, но интеллигентной семьи. Мама была воспитательницей детского сада, а дядя Володя, кстати, был артистом провинциального театра. Может быть, этот факт и оказал влияние на его выбор профессии. А сына своего он назвал Володей, мне кажется, в честь дяди.

Вячеслав Тихонов со Светланой Дружининой
«У Тихонова на даче стоял указатель, какие раньше устанавливали у дорог, в виде флажков на столбе. На нем были отмечены три главных направления его жизни: «Павловский Посад», «Пеньково», «Берлин» Со Светланой Дружининой в фильме «Дело было в Пенькове»
Фото: Russianlook

— Он действительно был необщительным человеком?

Б. Т.: Он просто не любил вторжения в личную жизнь, не любил визитов посторонних людей — сразу замыкался, становился очень сдержанным. Но друзьям он был рад. Однажды я приехал к нему на день рождения неожиданно. Я был в тот день со своим другом-подводником и предложил ему: «Давай заедем, поздравим Тихонова». А друг попросил: «А можно я ему подарок сделаю — настоящую капитанскую белую фуражку?» Приезжаем, Тихонов сидит абсолютно один. Ему постоянно звонили, поздравляли, но в доме никого не было. Возможно, близкие поехали в магазин, но главное — не было никаких торжеств, друзей, гостей… И эту фуражку удалось ему вручить с огромным трудом, потому что он сразу стал сомневаться, а можно ли ее принять: «Это же такой подарок — это так серьезно, морской флот, я даже не знаю, имею ли я право ее надевать?» Не любил он ни подарков, ни бессмысленных действий — суеты не любил.

Л. Г.: Однажды в какой-то праздник мы с Борей приехали его навестить, в саду накрыли столы, приготовили шашлыки. А Тихонов тогда уже плохо ходил. Аня предложила: «Папе тяжело спускаться, пусть он посидит на веранде (к ней вела довольно крутая лестница), а мы же все равно рядом — только внизу, зато, если устанет, сможет сразу уйти в дом». И он сидел в своем любимом кресле и наблюдал за нами. Мы за столом, конечно, разговорились, посыпались шутки, смех… Вдруг слышу голос Вячеслава Васильевича: «Что вы там смеетесь? Я все-таки хочу к вам». В итоге он не выдержал: «Я смогу!» Мы хотели его прямо в кресле перенести, но он не согласился. Собрался с силами и сам аккуратно спустился по лестнице.

Б. Т.: У него было редкое, очень умное, абсолютно мужское чувство юмора. Вячеслав Васильевич однажды рассказал нам такую историю. Стало ему как-то нехорошо на даче, и с Николиной Горы «скорая помощь» его повезла в ближайшую больницу, это оказался военный госпиталь. Ночь, больного на каталке подвезли к стойке регистрации, там сидит какой-то заспанный фельдшер, стал оформлять пациента: «Так, фамилия?» — «Тихонов». (Не реагирует.) — «Звание?» — «Штандартенфюрер!» — «Что? Ой, Вячеслав Васильевич, это вы!» (Проснулся сразу.) Или вот случай, когда к нему в больницу пришел один известный политик, поздравить с праздником… Видимо, для саморекламы пришел с камерами, с прессой. «Здравствуйте, Вячеслав Васильевич, мы вас поздравляем! Мы вас так любим! И мы решили принять вас в нашу партию! Вот членский билет». Тихонов посмотрел на них и отчеканил: «У меня больное сердце. Но не голова!» Вот это юмор Тихонова — немногословный, но очень точный.

Вячеслав Тихонов
«Тихонов избегал говорить об этой роли. Его очень огорчало, что из Штирлица сделали культовую фигуру, стали тиражировать образ, рассказывать анекдоты. Он этого не признавал» В фильме «Семнадцать мгновений весны»
Фото: East News

— А каким человеком был его сын? Людмила Михайловна, вы ведь хорошо знали и Владимира Тихонова — играли невесту его героя в фильме «Русское поле».

Л. Г.: Иногда я вспоминала об этих съемках, и Вячеслав Васильевич начинал расспрашивать меня о Володе. Я видела, как хотелось ему поговорить о нем и как трудно было это делать. Володя помимо прекрасных внешних данных, несомненно, обладал актерскими способностями — как его партнерша, я это сразу оценила. Володя взял все лучшее и от отца, и от матери. Тихонов очень деликатно расспрашивал о сыне, очень переживал за него. Володе казалось, что его недооценивают как артиста. Поэтому Вячеслав Васильевич спрашивал: «Как тебе с ним работалось?» — «Володя — очень одаренный человек, он хороший артист», — отвечала я. Тихонову было важно это слышать. А Нонна Викторовна, которая вообще-то была строга к сыну, говорила: «Если б я не видела, что у него есть способности, никогда бы не позволила выбрать эту профессию!» После картины мы с Володей виделись не часто. Я его однажды встретила в театре, а он прошел, не поздоровавшись. Я остановила его: «Володя, ты что не здороваешься?» — «Я думал, что ты не хочешь со мной общаться — ты когда-то на киностудии прошла мимо…» Я оправдывалась: «Значит, просто не увидела…» Он был очень мнительным, ранимым. Ему все казалось, что он недотягивает до какой-то планки, что все чего-то особенного от него ждут. Постепенно в жизни Володи что-то стало меняться. И в результате произошло то, что произошло... Для всех нас это стало трагедией. А ведь для успеха у него было все, но — не случилось…

— А какой вы запомнили Нонну Викторовну Мордюкову?

Л. Г.: Моя мама — актриса Рита Гладунко близко дружила с Нонной Викторовной, Мордюкова у нас даже жила полгода, как раз когда с сыном квартиру разменивала. Володя в ту пору был уже в таком состоянии, что жить вместе им стало тяжело. Она этого испытания не выдержала. Нонна Викторовна была человеком сложным, эмоциональным. После развода с Тихоновым вся ответственность за сына легла в основном на нее. Возможно, ей просто не хватило терпения в борьбе за здоровье сына... Вячеслав Васильевич, конечно, виделся с сыном, но не часто, Володя был в шестом классе, когда они развелись. Тихонов с посторонними о Володе не говорил — это была большая боль для него. Как-то раз он мне сказал: «Я виноват в том, что произошло!» А когда родилась Анечка, он стал фанатичным отцом, возможно, и потому, что чувствовал свою вину перед Володей. Возможно…

— Вячеслав Васильевич производит впечатление порядочного, безупречного человека, его невозможно представить в отрицательной роли. Как он относился к подобным ролям?

Л. Г.: Тихонов старался от них отказываться. У него была однажды отрицательная роль — в фильме «Две жизни» он сыграл белогвардейца Сергея Нащокина. Вячеслав Васильевич говорил, что после выхода картины он понял: ему не стоит играть такие роли. Актерская природа Тихонова такова, что это смещает смысловые акценты в фильме. И шутил: «Если я сыграю негодяя — это травмирует зрителей». А Вячеслав Васильевич этого допустить никак не мог. Такой уж он был человек…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог