Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.
«Любимов мог на Высоцкого прикрикнуть. Но по большому счету ему все прощалось и сходило с рук. Даже такое, что не простилось бы никому». (Вениамин Смехов, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий и Вячеслав Спесивцев на гастролях. 1973 г.) «Любимов мог на Высоцкого прикрикнуть. Но по большому счету ему все прощалось и сходило с рук. Даже такое, что не простилось бы никому». (Вениамин Смехов, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий и Вячеслав Спесивцев на гастролях. 1973 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

Володя перечислил намеченные им покупки-сувениры: Бортнику, Золотухину, Севе Абдулову… и в том числе: «Веньке — шарф». Это было исполнено, и я получил парижский теплый шарф. Тогда же вышла в «Мелодии» маленькая пластинка песен Высоцкого — вместо обещанных больших дисков. Он повез меня на улицу Герцена (Большая Никитская), получил в лавке фирмы авторскую часть тиража и, хотя был огорчен размером пластинки, подарил мне первый диск и надписал его дружески...

Когда он полюбил Леню Филатова, то уже не допускал существования каких-либо других поэтов-юмористов. Золотухин в устах Высоцкого был величайшим народным певцом — до той, конечно, поры, пока Володя на него не обиделся.

А все потому, что Любимов, однажды всерьез рассердившийся на Володю, из-за которого слишком часто отменялись спектакли, в воспитательных целях временно передал его роль Гамлета Золотухину. Валерий стал репетировать. Демидова и я (Гертруда и Клавдий), предчувствуя недоброе, почли за лучшее под всеми возможными предлогами уклониться от репетиций. Благо продолжалось это все недолго — роль была Высоцкому возвращена. Но Володя был обижен на Золотухина. Вроде бы все понятно: Валерий был верен службе, послушен режиссеру — он же профессионал. Но Володя не желал вникать в нюансы: Валера «переспал» с его ролью. Зная Володину реакцию, через несколько лет я решительно отказался от роли Свидригайлова, которую при схожих обстоятельствах Любимов хотел передать мне: «Как это?

Володя приедет, и что я ему скажу?» — «Не надо мне про Володю! Надоели его штучки и заграничные вояжи! Бери роль и работай! И потом, он же просил у меня твоего Воланда!» Но я сказал: «Вот погляжу ему сначала в глаза — и тогда смогу учить текст роли. При нем это одно дело, а за его спиной — другое». Ну а когда Высоцкий появился в театре, Любимов оттаял.

Помню, однажды Володя заподозрил меня в том, что я написал на него жалобу. И напрасно: я этого не делал. Хотя стоило бы! Володина шалость чуть не испортила спектакль. Это произошло, когда во Дворце культуры завода «Серп и молот» шел «Добрый человек из Сезуана», где Володя исполнял роль летчика Янг Суна.

А дома, на «Таганке», в этот вечер игрался мой «Час пик». Два с половиной часа я там бегал, качался на маятнике, грешил и каялся в роли варшавского чиновника Кшиштофа Максимовича. А в спектакле есть такой рефрен: в назначенный миг все актеры высыпают на сцену, озабоченно снуют туда-сюда под грохот музыки и вспышки прожекторов. Они вроде варшавская толпа, и я сквозь их суету и шум продолжаю выкрикивать свои монологи. И вот улица в очередной раз закипела народом. Но артисты почему-то давятся от хохота. И я вижу среди цивильно одетой публики четверых непонятно откуда взявшихся оборванцев. Высоцкий — «летчик Янг Сун» вместе с тремя дружками приехал из «Доброго человека...», так сказать, проездом из Китая в Варшаву. В их глазах — плохо скрываемый восторг и, конечно, ожидание ответного восторга.

Но я давлюсь совсем от других чувств: от гнева и отчаяния. Ведь привычные актерские рефлексы разрушаются, сбивается ритм… Оказывается, Высоцкий придумал так развлечься в антракте своего спектакля. Благо между двумя площадками — всего полтора километра, на такси — пара минут. Вопреки Володиным ожиданиям я всерьез обиделся. И смешно мне стало только через день, когда Высоцкий подошел, сузил презрительно глаза и выдал: «Ну что, доволен? Выговор мне влепили из-за тебя! Обязательно было шефу стучать?»

По Марселю за Высоцким на такси!

Любимов мог на него, конечно, при случае прикрикнуть. Как-то раз Володя явился на репетицию «Гамлета» с опозданием на час, да еще подкатил на своем новеньком «Мерседесе», привезенном из Франции, да еще — в бархатных штанах…

«О чем вы думаете? — разгневался Любимов. — В облаках всемирной славы купаетесь? А ну снимите, к чертовой матери, эти брюки, репетируйте в нормальной рабочей форме!» Но по большому счету Володе все прощалось и все сходило с рук. Даже такое, что не простилось бы никому. Помню наши гастроли в Марселе (в середине 70-х «Таганке» улыбнулось солнышко — ослабло давление, появились хорошие статьи, нас стали выпускать на дальние гастроли). И вот накануне завершавшего гастроли «Гамлета» Высоцкий сорвался. Это было похоже на вестерн, когда они с приятелем убегали от Любимова и Боровского по улицам Марселя.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Маша Распутина Маша Распутина певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
+