Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.

В «Герое нашего времени» ему дали роль драгунского капитана.

Помню, на премьере лермонтовского спектакля, в самом его начале, случился казус. Как и положено, мы — в темноте. Глухо рокоча, поднимается световой занавес… Но вместо того, чтобы застыть, он снова опускается, до нуля. И снова — вверх, и вниз, и вверх. С рокотом посреди тишины: в зале — задумчивой, на сцене — обморочной. Из актерского суеверия мы это рычание настырного занавеса сочли за дурной знак. Но, как оказалось, это не относилось к судьбе спектакля, которая сложилась хорошо. Просто в этот день — 15 октября 1964 года — сняли Хрущева.

После ухода Губенко из театра Высоцкому досталась его роль в «Павших и живых»: Чаплина-Гитлера. И мы быстро привыкли видеть в нем комедийного актера. А тут вдруг Любимов дает Володе… Галилео Галилея. Гигантская драматическая роль: на протяжении лучшей пьесы Брехта Галилей проходит путь от молодого человека до старика. Помню, я усомнился тогда, что Володя сможет это сыграть. И ему кто-то из «доброжелателей» мои слова передал. Володя заговорил со мной об этом только лет через пять, когда успех спектакля и героя был очевиден. «А ведь тогда я на тебя обиделся», — признался Володя.

Кроме Высоцкого эту роль несколько раз сыграл Хмельницкий и всего однажды — Калягин. Причины неудачи великого актера: он был еще недостаточно опытен, слишком молод, чтобы с трех-четырех репетиций сыграть Галилея.

«Я играл Воланда, а Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль. Через два дня Высоцкий подходит ко мне и толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Не получилось». (Вениамин Смехов в роли Воланда в программе «Кумиры». 1996 г.) «Я играл Воланда, а Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль. Через два дня Высоцкий подходит ко мне и толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Не получилось». (Вениамин Смехов в роли Воланда в программе «Кумиры». 1996 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

А главная беда была в том, что спектакль, в котором состоялся дебют Калягина, пришли смотреть и не были, конечно, в восторге великие гости — Товстоногов и Генрих Бёлль с другом и переводчиком пьесы «Жизнь Галилея» Львом Копелевым. К тому же Копелев был большим поклонником Высоцкого. В результате Любимов снял Калягина с роли. После чего Саша ушел из театра. К чести его будет сказано, он пережил этот горький эпизод с большим достоинством.

Ну а с Высоцким мы со временем «сквитались». Это произошло уже в конце 70-х. Я играл Воланда в «Мастере и Маргарите». А Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль, хотя был назначен на Ивана Бездомного.

А я как раз в то время вышел, так сказать, из опалы у Юрия Петровича. У шефа было пять категорий обращения к артистам. Когда он благоволил к кому-то, называл уменьшительным именем и на «ты». Когда чуть хмурился — полным именем. Когда сердит бывал — на «вы» и по имени-отчеству, и это звучало в нашей демократической атмосфере явным упреком. Но мне доводилось хлебнуть и худшего: по четвертой категории шеф некоторое время обращался ко мне просто «Смехов» или даже «господин Смехов». Например, притащился я после болезни в театр — десять дней до этого провалялся на больничной койке. Все меня жалеют: человек двенадцать лет пашет без передыху, никакие температуры ни разу его не удержали дома, а тут свалился…

А Юрий Петрович меня увидел и произнес: «Смехов, вы долго отсутствовали. Потрудитесь узнать, что я говорил о вашей роли, пока вас не было, повторяться у меня времени нет...» Но и это был не предел: однажды я спустился до пятой категории и стал называться в третьем лице — «он». Нет смысла даже пытаться понять почему: поступки гениального «диктатора Любимова» не поддаются осмыслению простых смертных.

И вот, наконец, шеф ко мне смягчился — как раз во время репетиций «Мастера...». И тут Володя, по секрету от меня, сам срежиссировал сцену разговора с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах. Я случайно оказался свидетелем (сидел в темном зале). И Володя, суровым голосом проговорив реплику об Иммануиле Канте, чиркнул зажигалкой.

Из его открытого рта брызнуло пламя... Тут Любимов прервал показ, и они удалились в кабинет шефа. Дня через два подходит ко мне Высоцкий, толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Но не получилось». Я говорю: «Знаю». — «Ну знаешь, и хорошо». А пламя Высоцкого вошло в спектакль. Его извергал Азазелло.

Отношения между актерами, даже друзьями — всегда штука непростая. И применительно к Володе мне трудно употреблять слово «друг», у нас с ним случались разные периоды. Он был немного неровен с людьми. И проявлял необычайную щедрость, свойственную настоящим талантам, и перебарщивал в оценках опекаемых персон. Недавно я был в музее Высоцкого и в новой экспозиции обнаружил трогательную памятку к его первой поездке в Париж к Марине.

В каком фильме лучшая роль Дмитрия Харатьяна?
«Розыгрыш» (1976)
566
15%
«Зеленый фургон» (1983)
932
24%
«Гардемарины, вперед!» (1987)
2230
58%
«Королева Марго» (1996)
136
4%



ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • user

    #
    Уже одно то, что Смеховым ни разу не упомянуто имя Целиковской, без которой не было бы Театра на Таганке, говорит само за себя; и, кстати, идея поставить поставить «Доброго человека из Сезуана» принадлежит тоже Целиковской.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Никита Михалков Никита Михалков актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.




    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...