Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.
Стихотворение, которое Высоцкий посвятил Смехову. 1969 г. Стихотворение, которое Высоцкий посвятил Смехову. 1969 г. Фото: из личного архива Вениамина Смехова

мы впервые как будто угодили Гришину — тогдашнему Первому секретарю Московского горкома партии, он даже почтил нас слезой. В чем сам признался Любимову: «Надо же, мне говорили — антисоветский театр, а я плакал!» И сразу лично распорядился выдать актерам квартиры и звания. Тут же было принято решение и о новом здании… Это было в 1971 году. А в 1975-м из-за спектакля «Пристегните ремни!» тот же Гришин рассвирепел и забрал милость назад. Квартиры и звания, конечно, не отобрали. А вот финансирование строительства нового здания остановилось — и никто тогда не знал, надолго ли. Проклятый феодализм! Барин дал, барин взял.

Но все это были досадные мелочи по сравнению с главным — с фантастической любовью к «Таганке».

Как сказал Булат Окуджава, участвуя много позже в моей телепрограмме «Театр моей памяти»: «Ты не думай, что я любил все ваши спектакли. У вас были спектакли блестящие, были спектакли даже великие, но были и такие, которые оставляли меня равнодушным». Я спросил: «Тогда почему же вы всегда ходили к нам?» — «Потому что это был клуб порядочных людей»...

«Любимов — талант, а актеры — марионетки...»

В зрительном зале Таганки благодарными гостями бывали лучшие люди страны: Шостакович, Эрдман, Сахаров, Капица, Флеров, Чухрай, Карякин, Солженицын, Самойлов, Слуцкий, Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Шнитке...

Помню удивительный подъем чувств: мы с Золотухиным, Хмельницким, Щербаковым и Высоцким выходим на сцену, исполняя впятером образ Маяковского — а во втором ряду сидят Лиля Брик и Виктор Шкловский...

Мы гастролировали в центрах науки: в Дубне, в Обнинске, и даже когда нас никуда не пускали на гастроли, научных городков никто не мог нам запретить. Потому что академики Капица, Семенов или Гинзбург, как говорил Высоцкий в роли Галилея: «…одно время были сильнее власти...»

Гастроли по городам СССР были большим, хоть и редким, удовольствием кочевого актерского племени. На гастролях в Сухуми, на берегу Черного моря, перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир», я стою перед входными дверями в солдатской форме, с тремя другими актерами.

Мы отрываем «контроль» у билетов и накалываем на штыки. По условиям гастролей, билеты стоят вдвое дороже, чем на Таганской площади. И зрители объясняют: «А мы ведь тоже москвичи! Дома к вам не попадешь, пришлось сюда ехать». Люди шли на многое, чтобы оказаться в Театре на Таганке! Даже очереди немыслимые выстаивали по ночам...

Мы с Высоцким удостоились чес­ти отметить Новогодие 1966—1967 в семье автора «Антимиров» Андрея Вознесенского. Зритель еще не желал выделять из карнавала «Таганки» отдельные лица. Говорили: Любимов — это да, талант. А актеры у него — статисты, марионетки.

«В устах Высоцкого Золотухин был величайшим народным певцом — до той поры, пока на него Володя не обиделся. А все потому, что Любимов временно передал его роль Гамлета Золотухину». (На гастролях в Узбекистане. 1973 г.) «В устах Высоцкого Золотухин был величайшим народным певцом — до той поры, пока на него Володя не обиделся. А все потому, что Любимов временно передал его роль Гамлета Золотухину». (На гастролях в Узбекистане. 1973 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

И вот мы пришли, из-за боязни опоздать, на час раньше срока. Я был с женой, а Володя — с другом детства Игорем Кохановским. В разгар праздника — после того как Вознесенский порадовал гостей только что сочиненным, все переместились в другую комнату, где Высоцкий начал петь. В тот вечер у именитых гостей произошло открытие поэзии Владимира Высоцкого. Помню, когда он пел «Письмо с сельхозвыставки» и дошел до слов: «Был в балете — мужики девок лапают. Девки все, как на подбор, — в белых тапочках… Вот пишу, а слезы душат и капают: не давай себя хватать, моя лапочка...» — Майя Плисецкая неожиданно громко расхохоталась, так что певец вынужден был прерваться, а я подумал, что у великой балерины имеются еще и великолепные вокальные данные.

Володя Высоцкий не сразу занял в театре место номер один.

До него первым номером был Коля Губенко, блестяще сыгравший Янг Суна в «Добром человеке...». А Высоцкий с Золотухиным появились позже — осенью 1964-го, перед началом работы над «Героем нашего времени». Валерий Золотухин стал репетировать Грушницкого, одновременно доигрывая свои роли в Театре имени Моссовета, откуда его не сразу отпустили. Весьма успешно окончив «музкомедию» в ГИТИСе и бодро начав профессиональную карьеру в академическом театре, он «сбился с пути», посмотрев «Доброго человека из Сезуана» и возмечтав сыграть роль Водоноса. Ну а Володя был выпускником Школы-студии МХАТ, разменявшим уже третье место работы и сочинявшим пародии на городские романсы.


Загрузка...


Интерактив

КОММЕНТАРИИ
  • Аватар

    10.10.2014 21:08
    Уже одно то, что Смеховым ни разу не упомянуто имя Целиковской, без которой не было бы Театра на Таганке, говорит само за себя; и, кстати, идея поставить поставить «Доброго человека из Сезуана» принадлежит тоже Целиковской.

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Анфиса Чехова Анфиса Чехова телеведущая, певица, актриса
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.