Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.
Стихотворение, которое Высоцкий посвятил Смехову. 1969 г. Стихотворение, которое Высоцкий посвятил Смехову. 1969 г. Фото: из личного архива Вениамина Смехова

мы впервые как будто угодили Гришину — тогдашнему Первому секретарю Московского горкома партии, он даже почтил нас слезой. В чем сам признался Любимову: «Надо же, мне говорили — антисоветский театр, а я плакал!» И сразу лично распорядился выдать актерам квартиры и звания. Тут же было принято решение и о новом здании… Это было в 1971 году. А в 1975-м из-за спектакля «Пристегните ремни!» тот же Гришин рассвирепел и забрал милость назад. Квартиры и звания, конечно, не отобрали. А вот финансирование строительства нового здания остановилось — и никто тогда не знал, надолго ли. Проклятый феодализм! Барин дал, барин взял.

Но все это были досадные мелочи по сравнению с главным — с фантастической любовью к «Таганке».

Как сказал Булат Окуджава, участвуя много позже в моей телепрограмме «Театр моей памяти»: «Ты не думай, что я любил все ваши спектакли. У вас были спектакли блестящие, были спектакли даже великие, но были и такие, которые оставляли меня равнодушным». Я спросил: «Тогда почему же вы всегда ходили к нам?» — «Потому что это был клуб порядочных людей»...

«Любимов — талант, а актеры — марионетки...»

В зрительном зале Таганки благодарными гостями бывали лучшие люди страны: Шостакович, Эрдман, Сахаров, Капица, Флеров, Чухрай, Карякин, Солженицын, Самойлов, Слуцкий, Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Шнитке...

Помню удивительный подъем чувств: мы с Золотухиным, Хмельницким, Щербаковым и Высоцким выходим на сцену, исполняя впятером образ Маяковского — а во втором ряду сидят Лиля Брик и Виктор Шкловский...

Мы гастролировали в центрах науки: в Дубне, в Обнинске, и даже когда нас никуда не пускали на гастроли, научных городков никто не мог нам запретить. Потому что академики Капица, Семенов или Гинзбург, как говорил Высоцкий в роли Галилея: «…одно время были сильнее власти...»

Гастроли по городам СССР были большим, хоть и редким, удовольствием кочевого актерского племени. На гастролях в Сухуми, на берегу Черного моря, перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир», я стою перед входными дверями в солдатской форме, с тремя другими актерами.

Мы отрываем «контроль» у билетов и накалываем на штыки. По условиям гастролей, билеты стоят вдвое дороже, чем на Таганской площади. И зрители объясняют: «А мы ведь тоже москвичи! Дома к вам не попадешь, пришлось сюда ехать». Люди шли на многое, чтобы оказаться в Театре на Таганке! Даже очереди немыслимые выстаивали по ночам...

Мы с Высоцким удостоились чес­ти отметить Новогодие 1966—1967 в семье автора «Антимиров» Андрея Вознесенского. Зритель еще не желал выделять из карнавала «Таганки» отдельные лица. Говорили: Любимов — это да, талант. А актеры у него — статисты, марионетки.

«В устах Высоцкого Золотухин был величайшим народным певцом — до той поры, пока на него Володя не обиделся. А все потому, что Любимов временно передал его роль Гамлета Золотухину». (На гастролях в Узбекистане. 1973 г.) «В устах Высоцкого Золотухин был величайшим народным певцом — до той поры, пока на него Володя не обиделся. А все потому, что Любимов временно передал его роль Гамлета Золотухину». (На гастролях в Узбекистане. 1973 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

И вот мы пришли, из-за боязни опоздать, на час раньше срока. Я был с женой, а Володя — с другом детства Игорем Кохановским. В разгар праздника — после того как Вознесенский порадовал гостей только что сочиненным, все переместились в другую комнату, где Высоцкий начал петь. В тот вечер у именитых гостей произошло открытие поэзии Владимира Высоцкого. Помню, когда он пел «Письмо с сельхозвыставки» и дошел до слов: «Был в балете — мужики девок лапают. Девки все, как на подбор, — в белых тапочках… Вот пишу, а слезы душат и капают: не давай себя хватать, моя лапочка...» — Майя Плисецкая неожиданно громко расхохоталась, так что певец вынужден был прерваться, а я подумал, что у великой балерины имеются еще и великолепные вокальные данные.

Володя Высоцкий не сразу занял в театре место номер один.

До него первым номером был Коля Губенко, блестяще сыгравший Янг Суна в «Добром человеке...». А Высоцкий с Золотухиным появились позже — осенью 1964-го, перед началом работы над «Героем нашего времени». Валерий Золотухин стал репетировать Грушницкого, одновременно доигрывая свои роли в Театре имени Моссовета, откуда его не сразу отпустили. Весьма успешно окончив «музкомедию» в ГИТИСе и бодро начав профессиональную карьеру в академическом театре, он «сбился с пути», посмотрев «Доброго человека из Сезуана» и возмечтав сыграть роль Водоноса. Ну а Володя был выпускником Школы-студии МХАТ, разменявшим уже третье место работы и сочинявшим пародии на городские романсы.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Александр Васильев Александр Васильев театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед, историк моды, телеведущий, писатель, преподаватель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй