Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: Прощай, Таганка!

На «Таганке» идут спектакли, усердствуют цеха, со стен шевелят память стенды с фотографиями. Но нет главного...

Как и в случае неопрятного бунта Губенко в 90-х, так и в 2011-м цена создателя «Таганки» в истории отечественной культуры не пострадает ни на йоту. Комментировать события я, как и многие, отказывался: правых в этой истории не было.

Осенью того же года позвонил Валерий Золотухин, временное директорство которого мне казалось верным выходом из ситуации. И я сыграл давно оставленную роль Воланда в память об умершем исполнителе, актере-ветеране «Таганки», превосходном и благородном Севе Соболеве... На просьбу Валерия повторить выход на родную сцену опять ответил словами Воланда: «Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» А теперь я не узнаю самого себя.

Миновал еще год с лишним — и вот в апреле 2013-го на старой сцене «Таганки» состоялась премьера «Нет лет», моего спектакля по стихам Евгения Евтушенко. Как и почему это случилось? Летом несколько раз звонил поэт: «Предлагаю тряхнуть стариной и сделать спектакль в честь золотого века любимовского театра». Потом звонил Золотухин: «Вень, придумай как раньше — в честь юбилея Жени». Руководство департамента культуры Москвы было готово поддержать — в честь 50-летия театра (в 2014 году). Я придумал композицию по стихам Евгения Евтушенко в традициях наших поэтических представлений 60—70-х. Начались репетиции, на вахте мне вручили именную карточку-ключ — проходить в родной театр. Сколь возможно, я колобком уходил и ухожу от попыток втянуть меня в игру группировок. В репзале — все было живым, актеры хотели работать, радовали профотзывчивостью.

Юрий Любимов дал «Таганке» счастливую и нелегкую жизнь Юрий Любимов дал «Таганке» счастливую и нелегкую жизнь Фото: Анатолий Гаранин

Вне репетиций — спешил домой. Но мои давнишние, погрустневшие коллеги — реквизиторы, монтировщики, костюмеры — все-таки втягивали… Сходство с перипетиями булгаковского «Театрального романа» не пугало. Свободная душа моя вздыхала и улыбалась. Шли месяц за месяцем, а работать, не вдаваясь в подробности, становилось все труднее. И когда вдался — тогда загрустил.

На «немоей» «Таганке» идут спектакли, усердствуют цеха, со стен бесконечно шевелят память стенды с фотографиями моего прошлого. Спешу с репетиций домой. И всюду в театре мне чудится обезлюбовленность — на фотофоне живых напоминаний: «Антимиры», «Гамлет», «Мастер», «Послушайте», «Галилей», «Сезуан»... Мы с Высоцким, Соболевым, Филатовым, Золотухиным, Хмельницким…

23 апреля, во вторник, все утро наш домашний худсовет с женой Галей.

Вечером — премьера «Нет лет». В музыкально-поэтической и пластической композиции, по-моему, удалась перекличка двух видов молодости — временной и вечной. И желание искренностью и мастерством дотянуться до лучших строк поэта, до высоты музыки, звучащей в спектакле. И одарить любовью всех до единого гостей «Таганки». Я звоню Юрию Петровичу в 12 дня. Горничная Нина рада (ну да, я же для нее Атос): через 10 минут Юрий Петрович будет у телефона. «Передайте, пожалуйста, — говорю, — что мы с Галей поздравляем его с 49-м днем рождения нашего театра». Через 10 минут перезваниваю, потом через час, через два, через три — телефон переключен на голос чужой женщины: «Оставьте сообщение после сигнала…»

Пики звучат, сигнала никакого. Чужая женщина не дала мужу услышать то, что я сейчас здесь напишу:

«Дорогой Юрий Петрович, я поздравляю Вас с нашим 49-м днем рождения и коротко отчитаюсь по личному поводу. Мне в жизни были подарены десять милостей: и от мамы-папы, и от иных дарителей. Три из них — от Вас.

№ 1. В 1965 году Вы поверили в меня — и я сыграл в «Антимирах» Андрея Вознесенского. Это Вы дали мне веру в себя как в актера.

№ 2. В 1980-м в Кракове на фестивале Вы услышали от Давида Боровского секрет моей нерадивости в репетициях «Дома на набережной» (ломалась моя неказистая личная жизнь, я уходил из семьи). И на прощальном ужине в Варшаве Вы удивили всех, подняв тост за меня и за то, чтоб моя любовь выдержала испытания.

Из таганковцев Вас поняли только трое: Боровский, Высоцкий и Золотухин. Кстати, моя будущая жена Галя Аксенова была принята как студентка-театровед в наш театр на стажировку именно Вами.

№ 3. Из всех многочисленных режиссерских работ постановка «Нет лет» была самой рискованной и самой счастливой. Мне было важно поклониться времени и месту. Я ни в коем случае не хотел ни продолжать, ни подражать, ни поражать. Меня пугало таганковское «племя младое и незнакомое». Но оказалось, что эти птенцы любимовской школы — достойные конкуренты нашему прошлому. Они могут все, что Вы от нас требовали в 60—70-е. Мне кажется, этой премьерой мы с ними доказали, что «нет лет».

Спасибо Вам за 49 лет «Таганки» и за любовь».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Новости партнеров


Мы в соцсетях
Одноклассники
Facebook
Вконтакте


Екатерина Вилкова Екатерина Вилкова актриса кино и театра
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй