Валентина Шарыкина: «Я не могла поверить, что Миронов готов перечеркнуть все ради мимолетной интрижки»

Валентина Шарыкина, однокурсница Андрея Миронова, поделилась неизвестными фактами из жизни великого актера.
Записала Анжелика Пахомова
|
12 Ноября 2014
Валентина Шарыкина
Валентина Шарыкина сыграла множество ролей, но всенародную известность ей принес образ пани Зоси из «Кабачка «13 стульев». 1973 г.
Фото: Виталий Созинов/ТАСС

«Слушай, Валя, я придумал, что делать, — сказал Андрей. — Наверное, мне просто трудно работать с актрисой, с которой я не был в постели. Вот если бы мы с тобой до конца узнали друг друга — все бы, наверное, наладилось», — вспоминает актриса Валентина Шарыкина, однокурсница Андрея Миронова, долгие годы проработавшая с ним в Театре сатиры.

«Мы уже несколько месяцев репетировали с Андреем: он — Фигаро, я — Сюзанну, как вдруг я почувствовала, что между нами выросла какая-то стена. Как будто я ему мешаю на сцене… Не своя, не родная, инородное тело! Андрей вдруг перестал как-либо ко мне обращаться. Раньше-то на репетициях он все время что-то предлагал, придумывал. А тут вдруг холодность и молчание. Причины я не понимала и, несмотря на давнюю нашу дружбу, не знала, как спросить об этом Андрея. Только от застенчивости замыкалась в себе все больше, что, наверное, плохо сказывалось на моей игре...

И вот как-то раз после репетиции я набралась смелости и обратилась к Миронову: «Андрей, что происходит?» — «Слушай, Валя... Я тебе скажу честно! Постарайся не обижаться. У меня не получается с тобой играть. Я тебя — как партнершу — не люблю!» Ну что на такое ответишь? В полном унынии я побрела домой. И тут Андрей меня догоняет. Лицо радостное, довольное! «Я придумал, что делать, — говорит. — Наверное, мне просто трудно работать с актрисой, с которой я не был в постели. Вот если бы мы с тобой до конца узнали друг друга, все бы, наверное, наладилось». Я остолбенела от удивления, не зная, что и сказать. А Андрей продолжает как ни в чем не бывало: «Ну так я тебе позвоню...» Потрепал меня по плечу и побежал по своим делам.

Андрей Миронов в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». 1978 г.
Андрей Миронов в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо». 1978 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Как же я в этот момент на него рассердилась! Думала: «Cовсем совесть потерял! Наверное, даже не представляет, что кто-то из актрис в театре ему скажет «нет». Он этого слова никогда, наверное, ни от кого и не слышал — любимчик фортуны...» Мне было обидно — тем более что Андрей мне когда-то сильно нравился. Но я никогда не показывала ему своих чувств — у Миронова и без меня было слишком много романов, он порхал от женщины к женщине, как мотылек. И мне меньше всего хотелось стать очередной девицей, с которой Андрей покрутил-покрутил да бросил. Я предпочла быть ему другом, и наша дружба была уже проверена временем. И вот теперь он готов перечеркнуть ее ради мимолетной интрижки, даже не скрывая, что за этим нет никакой любви, нет даже влюбленности! И ради чего? Чтобы в очередной раз подтвердить репутацию плейбоя?

Мы с Андреем, как говорится, пуд соли съели: были однокурсниками в Щукинском училище и подружились еще там. Поначалу я была ужасно зажата. Педагоги боролись с этим, но за целый год не преуспели. Так что на второй курс меня перевели лишь условно. И Андрея, как старосту группы, попросили: «Позанимайся с Шарыкиной». Так он стал два раза в неделю приходить ко мне в училище — мы готовили самостоятельный отрывок. Репетировать с ним было очень интересно! Помню, по роли мне нужно было картавить, и Андрей меня учил, как делать это правильно. Он всегда мне все показывал — что и как я должна делать. И вообще — опекал. Помню, на одной какой-то студенческой репетиции я играла светскую даму, и мне нужно было обмахиваться веером. А где его взять? Я сложила газету гармошкой и обмахивалась. Андрей увидел, говорит: «Что это такое?» — и вырвал у меня газету из рук. А на следующий день принес из дома веер своей мамы. Говорит: «Ради бога, только не сломай!» Ну и я, конечно, на показе его сломала, потому что от волнения слишком сильно сжала. Андрей аж побледнел, но ничего мне не сказал — ни слова упрека. Спрашиваю его потом: «Ну что Мария Владимировна? Сильно ругалась?» — «Да я ей не признался. Просто положил веер на место…»

Валентина Шарыкина с Андреем Мироновым в спектакле Театра сатиры «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». 1974 г.
Валентина Шарыкина с Андреем Мироновым в спектакле Театра сатиры «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». 1974 г.
Фото: Михаил Строков/ТАСС

Маму Андрея мы видели в училище очень редко. Она все время была на гастролях. Но один раз они вместе с Александром Семеновичем Менакером пришли на показ студенческого спектакля «Мещанин во дворянстве». Это стало большим событием для нас, потому что Миронова и Менакер были очень известны тогда. И, наверное, Андрей переволновался, потому что как раз в тот день он сыграл значительно хуже, чем обычно. Наигрывал, выглядел неестественно. Мария Владимировна на это все смотрела с таким убитым лицом, что ему становилось еще хуже. Словом, Андрей провалился. Ну, потом, конечно, преподаватели подошли к его родителям и стали их утешать, говорили, что так бывает. Но Мария Владимировна была очень расстроена и произнесла убийственные для Андрея слова, которые услышали мы все: «Я ему говорила, у него хорошо идут языки. Шел бы в иняз — толк был бы!» Больше она не приходила в училище, только, по-моему, на выпускной. Боялась Андрюшиных неудач. Хотя никто, кроме нее, в актерском таланте Андрея Миронова никогда не сомневался.

«Сожрут тебя в «Современнике»

Мария Миронова и Александр Менакер
Мария Миронова и Александр Менакер
Фото: РИА Новости

Потом мы ездили на картошку, в какой-то совхоз, и жили там в жутких условиях: в брезентовой палатке чуть ли не в поле, спали на деревянных нарах. В первый день девчонки-повара испортили ужин, засыпав в огромный котел с холодной водой лапшу и даже не перемешав — она вся слиплась. Словом, ужас. А через три дня мы, под руководством Андрея, оттуда сбежали. Миронов подговорил водителя одного из грузовиков, чтобы тот пустил нас в открытый кузов. Едва добрались до Москвы — нас вызывает к себе руководитель курса и говорит: «Значит, не хотите работать в совхозе?» — «Не хотим». — «Ну так поработайте в колхозе!» И снова нас повезли в деревню. Но на этот раз Андрей разработал план, что надо взять с собой, чтобы обеспечить себе сносное существование: муку, крупу, теплые вещи…

А как мы все вместе намучились в училище со всеми этими страшными предметами — истмат, марксизм-ленинизм... Мы с Андреем бесконечно обменивались какими-то конспектами, что-то вместе сидели зубрили... Помню, историю КПСС у нас вела замечательная женщина, Галина Григорьевна. Она, как только видела, что студенты на лекции начинают клевать носом, садилась за рояль и как грянет какой-нибудь марш! Когда мы все просыпались, продолжала: итак, такой-то съезд КПСС состоялся в таком-то году...

Еще из студенческих воспоминаний: Андрюшка — в кои-то веки — влюбился всерьез в нашу однокурсницу Викушку Лепко (будущую пани Каролинку из «Кабачка «13 стульев»). А она предпочла ему другого, выскочила замуж. Андрей ужасно переживал. Ну а я, как могла, его поддерживала... Потом мы вместе пришли в Театр сатиры. Вернее, дело было так: Андрей попросил меня подыграть ему на показе у Валентина Плучека. При том что я уже имела договоренность с Олегом Ефремовым, приглашавшим меня в «Современник». Кстати, и Андрей в Театр сатиры поначалу не рвался, считая, что его примут в Театр Вахтангова, о котором он мечтал. И показываться к Плучеку пошел просто на всякий случай. Так что, играя наш отрывок, мы оба ничуть не волновались — наверное, поэтому были раскрепощены и сыграли очень хорошо. И Плучек дал нам понять, что возьмет нас. А через два дня выяснилось, что Рубен Симонов «прокатил» Андрюшу на показе в Вахтанговском. И судьба Миронова была решена. Тогда он позвонил мне и говорит: «Знаешь, Валя, тебе тоже нужно идти в Театр сатиры! Сожрут тебя в «Современнике» с твоим нерешительным характером! А тут хоть при мне будешь...» И я его послушала…

Андреей Миронов
«Я не могла поверить, что Андрей готов перечеркнуть все ради мимолетной интрижки, даже не скрывая, что за этим нет никакой любви! И ради чего? Чтобы в очередной раз подтвердить репутацию плейбоя?»
Фото: риа новости

Поначалу все шло очень хорошо: и мне, и Андрею сразу дали несколько маленьких ролей в репертуарных спектаклях. Дальше — больше. Я уже даже чувствовала, что вызываю у других актрис зависть. Особенно, когда в театре начали ставить «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Все хотели сыграть Сюзанну с Андреем — а роль досталась мне! И вот теперь Андрей сам, собственными руками, ставит все под угрозу срыва! И из-за чего? Из-за мелкого мужского тщеславия, из-за желания, чтобы о нем говорили как о плейбое, от которого ни одна актриса не ушла? Непостижимо!

Размышляя, что же мне сказать ему, я в отчаянии позвонила нашему педагогу по французскому языку, Аде Владимировне. Она выслушала меня и говорит: «Вот если Андрей тебе позвонит, ты пригласи его ко мне на чай. Я уж найду слова, чтобы пробудить в нем совесть». И вот Андрей вечером звонит: «Ну что, где мы встретимся?» А я ему: «Андрюша, нас с тобой к себе приглашает Ада Владимировна…» И он сразу перебил меня: «Так, я все понял!» — и положил трубку.

А через четыре дня меня сняли с роли, и я стала просто крестьянкой в массовке. Как я потом узнала, Андрей ходил к Плучеку и говорил, что с ролью Сюзанны я не справляюсь. Он мог себе это позволить — Валентин Николаевич его очень ценил. И вот Сюзанну отдали недавно пришедшей в театр молодой актрисе — Тане Егоровой. Она была тогда тоненькой девушкой с огромными, просто фантастически большими черными глазами. Но при своей субтильной внешности довольно хваткой. И у них с Андреем быстро закрутился роман. Правда, удержать роль Татьяне это не помогло — в итоге Сюзанну стала играть Нина Корниенко. За ней Андрюша тоже ухаживал, и розы ей таскал ваннами... А я с ним общаться перестала. Это вышло не демонстративно — само собой. У меня ведь началась другая жизнь: я «переехала» в массовку на много-много лет.

Валентина Шарыкина
«Плучек то и дело приглашал к себе в кабинет молодых актрис. Не избежала этой участи и я. Когда он попытался меня обнять, я оттолкнула его. С тех пор Плучек словно меня не замечал...»

«Ну и люби свой театр!» — кричал Плучек

Я не в состоянии долго копить обиды. Постепенно наши приятельские отношения с Андреем возобновились. Помню, как он советовал мне бросить «Кабачок «13 стульев»: «Вот ты пошла сниматься в этот «Кабачок», и твоя пани Зося тебя испортила! Такая популярность актеру только вредит! Сначала роль кажется судьбой, но потом понимаешь — это скорее ирония судьбы… Ты мелькаешь в телевизоре, а из-за этого Плучек не дает тебе роли». Отчасти Андрей был прав. Вот только он не знал одной детали обо мне и Плучеке. Да, о Валентине Николаевиче всей правды не знал даже он, любимец и бесспорный фаворит нашего мастера.

Валентин Плучек
Валентин Плучек. 1996 г.
Фото: Сергей Величкин/ТАСС

Однажды Валентин Николаевич подарил Андрею программку с надписью: «Уважайте маленький труд и тогда всегда будете иметь большой». Миронов ведь не отказывался ни от чего. В спектакле «Теркин на том свете» он выходил на сцену в числе десятерых статистов и задорно исполнял частушки. Непонятно, как это происходило, но через несколько спектаклей зрители его выхода уже ждали, смеялись и аплодировали именно ему. К любым ролям Андрей относился очень ответственно, на репетиции приходил вовремя — бывало, даже приезжал на такси, чтоб ни в коем случае не опоздать! Такой аккуратный, отутюженный, красивенький мальчик… Со всеми вежливый, особенно со стариками. Никогда не жаловался, что устал. И фантастически работоспособный. Неудивительно, что Плучек Миронова обожал, называл нашим солнышком и приглашал к себе домой, на обеды. Андрей нашел своего режиссера! Так же, как наша однокурсница Оля Яковлева нашла своего — Эфроса, который без нее ни один спектакль не мог представить. Со мной же такого не произошло. Хотя поначалу Плучек занимался не только с Андреем, но и со всей молодежью, пришедшей в театр. Он приглашал нас на специальные встречи, где мы читали стихи, каждый говорил, как он видит свою роль. Валентин Николаевич нас всех просто завораживал! Вроде человек некрасивый и ростом не вышел… Но когда он начинал говорить, в нем зажигалась электрическая лампочка, и он своей энергетикой освещал все вокруг. И ты уже глаз оторвать не можешь, и слушаешь, слушаешь... И попадаешь как заяц к удаву в пасть.

К сожалению, этим своим свойством Валентин Николаевич широко пользовался — в отношении молодых актрис. То и дело он приглашал кого-то зайти к себе в кабинет. Вот и мне однажды было сделано такое предложение. Не поняв, что это значит, я пошла. А когда режиссер попытался меня обнять — оттолкнула его. Говорю: «Вы понимаете, я не могу! Я вас очень уважаю, но это же не любовь! А я не могу без любви! Просто не в состоянии! Я очень люблю театр, но…» И тогда Плучек злобно так бросил: «Ну и люби свой театр!» — и вытолкал меня за дверь… И с тех пор словно меня не замечал. Однажды встретил в коридоре, посмотрел и говорит: «О! А я уж и забыл, что у меня такая артистка есть». Вроде бы вышла история, похожая на ту, что на несколько лет поссорила нас с Андреем. Но я чувствовала: вот вроде бы то же самое, да не то! Разные это истории по своей сути, хоть эту разницу так просто и не уловить...

Владимир Кулик, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер и Нина Корниенко в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1977 г.
«Андрей пошел к Плучеку и сказал, что с ролью Сюзанны я не справляюсь. Роль отдали недавно пришедшей в театр молодой актрисе — Тане Егоровой. У них с Андреем быстро закрутился роман. Правда, удержать роль Татьяне это не помогло, в итоге Сюзанну стала играть Нина Корниенко. А я «переехала» в массовку на много-много лет». (Владимир Кулик, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер и Нина Корниенко в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1977 г.)
Фото: риа новости

Пани Зося никому не нужна

Ну а потом возник «Кабачок «13 стульев», который неожиданно приобрел в нашей стране просто невероятную популярность! Зрители, оказавшись в Театре сатиры, непременно бродили по фойе и, рассматривая портреты на стенах, восклицали: «Смотри, пан Директор!», «Пани Зося!», «Пани Тереза!» Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин, я и еще несколько актеров очень скоро почувствовали себя просто всесоюзными звездами. И Плучек при любом удобном случае попрекал нас дешевой славой. «Вы теперь маски! — кричал он. — На большие роли у меня можете больше не рассчитывать». Но мы все равно снимались в нашем «Кабачке», программа просуществовала почти 15 лет! Спартак Мишулин говорил: «Где бы я ни оказался, без штанов, без денег, меня всегда покормят как пана Директора, в любом доме!» Но, как правильно заметил Андрей, в итоге многие из нас проиграли. Мало того что Плучек на нас взъелся, так еще и в кино нас не очень-то брали. Например, для одного фильма я долго проходила пробы, а в результате «натянула» только на эпизодическую роль официантки. Помню, я расплакалась: «Неужели я недостойна большего?» — «Может, и достойна, — объяснили мне. — Но кому нужно, чтобы зрители путали имя главной героини, считая, что ее зовут пани Зося?»

Марк Захаров
«Марк Захаров пришел к нам в театр в 1965 году. Работать с ним понравилось не всем»
Фото: риа новости

Кстати, Андрей тоже чуть не попался на эту удочку. В самом начале он тоже пробовался в «Кабачок», но не прижился там, не понравился. Я слышала от редактора передачи, что после двух его появлений на экране зрители стали писать в студию письма: мол, уберите этого артиста с наглым взглядом. Андрей же тогда еще не был всенародно популярен — это произошло за пару месяцев до выхода на экраны «Берегись автомобиля» и за пару лет до «Бриллиантовой руки»... Ну а потом уж слава Андрюши затмила нашу. С его славой могла сравниться только популярность Папанова. К которому, кстати, у Плучека тоже было довольно сложное отношение. Да и Анатолий Дмитриевич не отставал — позволял себе всякие колкости в адрес главного режиссера. Помню, однажды на общем сборе труппы Валентин Николаевич долго рассказывал о своей поездке к двоюродному брату, английскому режиссеру Питеру Бруку. И с сожалением вздохнув, заключил: «Да! Вот у него — размах! А я тут все с вами, да с вами…» — «Ну, нам бы тоже хотелось поработать с Питером Бруком, — не замедлил съязвить Анатолий Папанов. — А мы все с его двоюродным братом…» Постоянные стычки у Плучека случались и с Татьяной Пельтцер, которая, честно говоря, порой отличалась просто невыносимым характером. Закончилось это плохо. Как-то на репетиции спектакля «Горе от ума» Плучек попросил Татьяну Ивановну в одной из сцен пройтись в танце. Пельтцер отказалась, объяснив, что плохо себя чувствует. Но Валентин Николаевич настаивал, и тогда она подошла к микрофону и гаркнула: «Да пошел ты...» Поскольку по театру была проведена громкая связь, это услышали во всех гримерках и коридорах. Случился большой скандал, и Пельтцер из театра ушла. Правда, сказать честно, у Татьяны Ивановны уже тогда было приглашение в «Ленком». Так что она не слишком рисковала...

Валентина Шарыкина и  Спартак Мишулин в «Кабачке «13 стульев». 1975 г.
Валентина Шарыкина и Спартак Мишулин в «Кабачке «13 стульев». 1975 г.

Ну а осознав все это, я поняла заодно, что ничего страшного не произошло и Андрей мне ничего не сломал и не нарушил в судьбе. Я все равно по натуре не боец и не удержалась бы на главных ролях в театре. Вот не было во мне такого, что ради сцены я готова на все. А в актерской профессии, если хочешь настоящего, великого успеха, без этого не получится. Что ж. Актрисой хорошо быть и без великого успеха. В конце концов, мою пани Зосю люди помнят и любят до сих пор — и это совсем не мало...»

В 1965 году в нашем театре появился новый режиссер — молодой Марк Захаров, раньше работавший в Студенческом театре МГУ (а позже ушедший возглавлять «Ленком»). Первой его самостоятельной постановкой стало «Доходное место» Островского. Работать с ним понравилось не всем. Ну а Миронову, получившему в спектакле главную роль, пришлось просто мучительно привыкать к захаровскому стилю режиссуры. Ведь это Плучек вечно что-то показывал, рассказывал, объяснял, иной раз играя за всех актеров. А Захаров сидит с невозмутимым лицом и почти вообще ничего не говорит. Разве что дает короткие команды: «Вот здесь вот у тебя будет пауза, а потом ты закричишь». А почему закричишь? Зачем? Какова внутренняя жизнь героя? Никаких объяснений. И никаких эмоций во время репетиций — даже непонятно, нравится Захарову, что делают актеры или нет. Андрея все это нервировало, он все порывался задавать вопросы: «Зачем я сейчас подошел к окну? Что это действие выражает? А почему я здесь молчу? Что означает мое молчание?» Никакого ответа. И тем не менее — мы сами не поняли, как это произошло, — спектакль сложился. И прогремел на всю Москву! Так что однажды пришлось даже вызывать конную милицию для охраны входа в театр. Особенно все хвалили гениальную игру Миронова. Считается, что именно в этом спектакле он в полную мощь проявил свой талант. Во всяком случае, его мама, Мария Миронова, говорила потом, что, лишь посмотрев «Доходное место», она убедилась, что ее сын все-таки может быть актером.

Андрей Миронов с Анатолием Папановым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Андрей Миронов с Анатолием Папановым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: риа новости

«Валя, ударь меня!»

Мне казалось, что я давно простила Андрея. Но вскоре после того, как его не стало, он вдруг начал мне сниться — и очень странно. Просил: «Валя, ударь меня! Ударь со всей силы!» Я долго не понимала, что это значит, а потом меня осенило — это же моя обида на него так проявляется! Оказывается, она еще жива во мне, много лет прячется в дальних закоулках души. И вот тогда я простила его совершенно. А чуть раньше, еще при жизни Андрея, я его поняла. Поняла, почему он тогда, в молодости, сделал мне такое некрасивое предложение и почему пошел жаловаться Плучеку...

Андреей Миронов
«Только после его ухода я поняла, почему он мне сделал такое некрасивое предложение. Поняла и простила. Ведь для Андрея не было ничего важнее роли, ничего важнее профессии актера...»
Фото: РИА Новости

Незадолго до ухода Андрей ставил спектакль «Тени», дал роль и мне. И мы с ним стали часто болтать после репетиций — как в студенческие времена. И вот однажды в такой момент Андрей задал мне вопрос: «Скажи, вот если тебе предложат сниматься голой, ты согласишься?» Говорю: «Нет, что ты, я не смогу! Воспитание не то». — «А если тебя попросят кусок дерьма съесть в кадре?» — «Еще не хватало! Да что ты такое говоришь, Андрей!» — «Ну, так значит, ты не артистка! Я бы и дерьмо жрал, если нужно для роли». Вот так! Вот какое у него было понимание актерской профессии. Роль — превыше всего на свете! И то наше недоразумение не имело никакого отношения к мелкому мужскому тщеславию. Андрей действительно думал о своем Фигаро. И он действительно считал, что у нас не складывается дуэт, и верил, что постель нам поможет. А к Плучеку он пошел вовсе не из мести. А потому, что действительно не мог со мной сработаться в этом спектакле. Он думал о роли, и только о ней. И такая вещь, как дружба, по сравнению с этой великой сверхзадачей отошла для него в тот момент на второй план...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог