Узнав, что Державин женится, Ширвиндт потребовал устроить смотрины невесты

Неизвестные факты из жизни знаменитого актера.
Елена Костина
|
22 Ноября 2018
Михаил Державин
В «Кабачке «13 стульев». 1978 г.
Фото: Агеев А., Агеев Н./ТАСС

«Популярность «Кабачка» была немыслимой. Кажется, только один человек в стране на дух не выносил передачу: худрук Театра сатиры Валентин Плучек. «На первом месте у артистов должен быть театр!» — настаивал он. И так ревновал к «Кабачку», что, возможно, с удовольствием запретил бы всем этим «панам» и «пани» там сниматься. Но не решался: поклонниками передачи были не только простые зрители, но и высшее руководство страны во главе с Брежневым», — рассказывает племянник Михаила Державина, актер Театра cатиры Михаил Владимиров.

В свою первую жену — Екатерину Райкину — МихМих (так в семье называли Михаила Михайловича) влюбился с первого взгляда. Как сам говорил: «Сначала влюбился, потом познакомился». Он встретил ее в Щукинском училище, куда вернулся после годового перерыва. МихМиху пришлось учиться со следующим набором, а там как раз и была Екатерина. А год учебы дядя пропустил из-за съемок в Ленинграде в фильме  Юрия Егорова «Они были первыми». Вообще-то, студентам «Щуки» категорически запрещалось сниматься, но для Державина сделали исключение, потому что он рано потерял отца — ведущего артиста Театра Вахтангова Михаила Сте­пановича Державина — и в училище знали о бедственном материальном положении его семьи.

Кстати, отцы Екатерины Райкиной и МихМиха были знакомы. Аркадий Исаакович даже самого Мишу помнил ребенком. Хотя когда появлялся у них во дворе, шел не к Державиным, а к их соседу по подъезду — знаменитому отоларингологу Виктору Канторовичу. Но если замечал во дворе Мишу, играющего с соседскими мальчишками, улыбался ему и спрашивал: «Мишенька, ты не знаешь, Виктор Самойлович дома?» Райкин же был артистом разговорного жанра, ему нужно было следить за голосовыми связками…

Екатерине Миша Державин тоже понравился, и роман развивался стремительно. Правда, поженились они только года через два… Какое-то время молодые жили у нас на Арбате. Не представляю, как они там все размещались в 40-метровой квартире: Мишина мама (моя бабушка) и сестры Аня и Таня (моя будущая мама)… Но жили дружно. А потом Аркадий Исаакович снял для дочери и зятя комнату у каких-то своих знакомых. Сам Райкин еще к тому времени не перебрался в Москву, а жил с женой и маленьким сыном Костей в Ленинграде.

Как-то Аркадий Исаакович дал зятю для выступления свой костюм. Дер­жавина впервые пригласили в сборный концерт, но предупредили, что нужно, как бы сейчас сказали, соблюсти дресс-код. А у МихМиха вообще никакого пиджака не было. И вот он набрался смелости и обратился к тестю: мол, одолжите костюм. «Да пожалуйста!» — сказал Райкин. Потом, получая свои вещи назад, Аркадий Исаакович спросил: «Ну как все прошло?» — «Аркадий Исаакович, потрясающе, мне так аплодировали!» — «Еще бы. Мишенька, даже если бы ты вышел на сцену и вообще ничего не делал, тебе бы все равно аплодировали. За мой костюм!»

Михаил Владимиров
Михаил Владимиров в спектакле «Собака на сене». 2016 г.
Фото: из личного архива Михаила Владимирова

Жена ушла от Державина к Юрию Яковлеву

Увы, брак МихМиха с Екатериной Райкиной был недолгим. После «Щуки» его пригласили в «Ленком», который чуть позже возглавил Эфрос, а ее — в Театр Вахтангова. И там Екатерина влюбилась в партнера по сцене — Юрия Васильевича Яковлева и ушла к нему. Конечно, МихМих переживал, но не в его характере было таить зло — с Екатериной они расстались совершенно мирно. Он вообще за всю свою жизнь, кажется, ни разу ни с кем не поссорился. А когда спустя много лет в Театр сатиры, где играл Державин, поступила молодая актриса Алена Яковлева, МихМих ужасно обрадовался: «Ой, Аленочка, ты же первая дочка второго мужа моей первой жены! Мы же практически родственники». И такой непосредственностью и добротой совершенно растрогал Алену. А теперь мы с Аленой работаем в «Сатире» и обожаем с ней друг друга, она же мне, можно сказать, сестра. Я пришел сюда сразу после «Щуки» летом 1997 года. В театре как раз выпускали спектакль «Счастливцев — Несчастливцев» с участием МихМиха, Александра Ширвиндта, Алены Яковлевой. Тогда, к сожалению, погиб один актер, занятый в этой постановке, Андрюшу Барило назначили на его роль, а мне достался персонаж, которого должен был играть Андрюша. Вчерашнему студенту играть на одной сцене с такими артистами — дорогого стоит...

После развода с Екатериной Рай­киной МихМих некоторое время оставался один, и друзья уже начали за него беспокоиться. Переводчик Виктор Суходрев (он тогда был женат на актрисе «Ленкома» Инне Кмит и через нее передружился со всей труппой) сказал: «Миша, хочу тебя познакомить с чудесной девушкой, журналисткой Ниной Буденной. Между прочим, она дочка того самого маршала!» Державина сначала смущала ситуация сватовства, и он отказывался, но Суходрев применил хитрость: привел на спектакль внучку Хрущева Юлию Леонидовну, познакомил ее с Державиным, и та пригласила его к себе в гости. Причин отказываться у него не было, МихМих пошел. А среди гостей была и Нина Семеновна Буденная — действительно чудесная девушка, которая Михаилу очень понравилась. Так он познакомился со своей второй женой. Через два года у них родилась дочь Маша. Этот брак оказался более продолжительным, хотя тоже кончился разводом через 18 лет. Причину я не знаю, но и с Ниной Семеновной МихМих остался в добрых отношениях. Помню, как я ребенком в квартире Буденного на улице Грановского (сейчас это Романов переулок) разглядывал шашки маршала на круглой стойке — самого Семена Михайловича уже не было в живых.

Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин
«Державин, Миронов и Ширвиндт знакомы были с детства и даже на свет появились в одном роддоме. Знакомство переросло в очень близкую взрослую дружбу: все трое оказались в одном театре. Потому они так и любили фильм «Трое в лодке...», что он — про них» Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.

Когда-то в этой квартире жил и сам МихМих, пока оставался мужем Нины. Их соседями были сплошь маршалы: Жуков, Малиновский, Тимошенко, Ворошилов... Однажды Державин рассказывал Буденному, как мальчишкой провожал глазами автомобили своего нынешнего тестя и нынешних соседей, когда они проезжали по его родному Арбату к Кремлю: «Я махал рукой и все пытался рассмотреть лица сквозь стекла». Маршал добродушно усмехнулся: «Ну что, сынок? Вот и домахался!»

Семена Михайловича Миша всегда потом вспоминал с восторгом и говорил, что маршал был невероятно эрудированным, любил театр и литературу. Кстати, Эфросу почему-то было интересно узнать: читал ли Буденный «Войну и мир»? Он даже попросил: «Миша, спросите у него при случае». И МихМих спросил. Маршал ответил: «Читал, и неоднократно. А первый раз еще при жизни автора, когда ты, Мишуль, еще и не родился!» Семен Михайлович вообще охотно рассказывал о себе, и отнюдь не о военных подвигах. Когда речь заходила о военных подвигах, у него был один ответ: «Да я-то что, вот Годовиков...» Был у него такой соратник, ближайший помощник во всех делах. Спросишь Буденного: «Семен Михайлович, много вы народу порубили за войну?» — ответит: «Да я-то разве рубил… Вот Годовиков — он шашкой разрубает человека от плеча до седла пополам. Силища!» Про себя же любил рассказывать смешные случаи из жизни. Например, помню такую историю: супруга уговорила Буденного пойти в театр не в военной форме, как обычно, а в гражданском костюме с галстуком — мол, форма сильно поношенная, неудобно. И вот в антракте они пошли в буфет, где на маршала уставились две дамочки. «Смотри, — говорит одна другой, — вон мужик стоит, если его переодеть в гимнастерку, будет вылитый Буденный!»

Когда Буденный умер, МихМих, как ближайший родственник, шел за гробом в первых рядах. Прощальную церемонию с Красной площади транслировали по телевидению. В какой-то момент редакторы трансляции переполошились: «А этот, из «Кабачка», чего там крутится? Срочно его уберите!» Видимо, были не в курсе, кем Державин приходится маршалу. Но тут Леонид Ильич Брежнев подошел выразить соболезнования семье и первым расцеловал МихМиха. Редакторы еще больше переполошились: «Этого, из «Кабачка», снимайте крупным планом­!»

Плучек ревновал и страдал

Идею «Кабачка «13 стульев» подсказал Александр Белявский. Он снимался в Польше в фильме «Четыре танкиста и собака», там посмотрел передачу «Кабаре Старых Панов» и предложил адаптировать ее для нашего телевидения. И первым ведущим «Кабачка» тоже был Белявский. Потом эта роль перешла к Андрею Миронову. Но зрители, при всей любви к Андрею Александровичу, стали писать письма: «Миронов замечательный, но он своей харизмой затмевает других артистов, замените его!» Кто предложил МихМиха, сказать не могу, он еще и в Театре сатиры-то тогда не работал (а все артисты «Кабачка» — из «Сатиры»). Они с Ширвиндтом к тому времени ушли из «Ленкома» — вслед за Эфросом в Театр на Малой Бронной. Правда, в актерской среде они уже прославились своими капустниками, наверное, поэтому Державина позвали в «Кабачок». А вскоре Миронов переманил их в «Сатиру».

Михаил Державин с Ольгой Арнтгольц и Роксаной Бабаян
«Самой главной удачей в жизни Миши была, конечно, встреча с Роксаной Бабаян. Их познакомил­ мой папа. Оба были свободны на тот момент, и довольно скоро Державин сделал предложение» С Ольгой Арнтгольц и Роксаной Бабаян в спектакле «Ханума». 2007 г.
Фото: Марк Штейнбок

Популярность «Кабачка» в то время была немыслимой. Кажется, только один-единственный человек в стране на дух не выносил эту передачу: художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек. «На первом месте у артистов должен быть театр!» — настаивал он. И так ревновал к «Кабачку», что, возможно, с удовольствием запретил бы всем этим «панам» и «пани» там сниматься. Но не решался: поклонниками передачи были не только простые зрители, но и высшее руководство страны во главе с Брежневым. МихМих рассказывал, как генсек в «Останкино» беседовал с работниками телевидения и его спросили, какие у него любимые передачи. Брежнев стал перечислять: «Время», спортивные программы… И тут его взгляд упал на Державина в костюме Пана Ведущего. Тут Леонид Ильич расплылся в улыбке: «И, конечно, «Кабачок «13 стульев»!»

Вспоминал МихМих и другую историю. По случаю какого-то юбилея «Сатиры» Плучека с артистами пригласил к себе тогдашний министр культуры Петр Нилович Демичев. Вошли в здание, стали подниматься по ступенькам парадной лестницы, худрук идет на несколько шагов впереди своих артистов. И тут за ними бежит вахтер и орет на весь холл: «Товарищ Державин! Когда «Кабачок»-то будет?» Дело в том, что передача выходила нерегулярно, случались перерывы, и тогда зрители волновались. Плучек, не обернувшись, ускорил шаг, а МихМих знаками показал вахтеру: тихо, мол, потом поговорим. По раздраженному виду худрука было понятно: месть не за горами, дай только выйти от министра. И вот они в кабинете Демичева. Валентин Николаевич рапортует о делах в театре, министр в ответ кивает. А потом задает один-единственный вопрос: «А когда «Кабачок»-то будет?»

Знаменитые тести: Райкин, Буденный и сам Бабаян

Самой главной удачей в жизни Миши была, конечно, встреча с Роксаной Бабаян, ставшей его третьей женой. Сначала он был с ней знаком заочно. Просто вел на радио программу «После полуночи», в которой звучали записи молодых зарубежных и отечественных эстрадных исполнителей, в том числе и Роксаны. И вот полетели они однажды вместе с моим папой Борисом Владимировым и Вадимом Тонковым — папа с Тонковым и сами были суперзвезды со своим знаменитым комическим дуэтом Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны — в Джез­казган на День города. В том концер­те участвовала и стройная очаровательная темноволосая девушка, которой МихМих сразу увлекся. «Ты ее знаешь?» — спросил он у моего папы. «Конечно, это же Роксаночка Бабаян, моя любимая певица», — ответил папа. И познакомил­ их.

Михаил Державин с Любовью Полищук и Людмилой Гурченко
С Любовью Полищук и Людмилой Гурченко в фильме «Моя морячка». 1990 г.

Потом всей компанией обратно летели в Москву, Роксана с Михаилом устроились в соседних креслах. Весь салон хохотал над его шутками, но он старался, конечно, для нее. Они оба были свободны на тот момент, и довольно скоро МихМих сделал предложение. Роксана ответила согласием, своей радостью жених поделился с другом Ширвиндтом. И тут Александр Анатольевич стал настаивать на смотринах. Мол, нет, так нельзя, надо еще хорошенько приглядеться к этой невесте, все обдумать, взвесить, и если влюбленный Миша на это не способен, то, слава богу, у него есть трезвомыслящие друзья... И вот Ширвиндт придумал повод собрать у себя дома гостей, пригласил Эльдара Рязанова, Зиновия Гердта, Андрея Миронова и Державина с Роксаной. Едва та вошла в дверь, не успела еще и поздороваться, Ширвиндт на нее посмотрел и тут же повернулся к Державину: «Миша, надо брать!»

Мне было года четыре, когда Миша женился на Роксане. А в 11 лет я потерял папу. С тех пор МихМих заменил мне отца. Я часто бывал у них дома. Как говорила Роксана: «Мишка (то есть я) к нам пристегнут большой пуговицей!» Она сразу стала своей в семье. Мы и ее родню полюбили. Я дружу с ее братом Юрием, мы часто встречаемся, ездим вместе на дачу. Папы Роксаны уже нет в живых, но я хорошо помню Рубена Михайловича, такой добродушный и колоритный армянин, в детстве он напоминал мне старика Хоттабыча. По профессии он был инженером. Дядя Миша очень его любил. Когда ему говорили: «У вас такие знаменитые тести были!» — отвечал: «Конечно! Первый — Райкин, второй — Буденный, а третий — сам Бабаян!» Все недоумевали, кто этот загадочный Бабаян, но на всякий случай соглашались: «Ну да, еще и сам Бабаян!»

Всегда подчеркивал, что моложе Ширвиндта

МихМих часто брал меня с собой в театр. Я помню, как познакомился с Мироновым. В тот вечер шел спектакль «Трехгрошовая опера», Анд­рей Александрович играл Мекки?Ножа, а Державин — шефа лондонской полиции Брауна. Мы вошли к Миронову в гримерку, он уже был в костюме, я протянул ему руку поздоровать­ся. «Мишенька, — мягко заметил Миро­нов, — никогда не предлагай руку старшим. Если взрослый человек сочтет нужным, он сам протянет тебе руку, и тогда ты ответишь». Я рос на глазах артистов «Сатиры». Ольга Александровна Аросева, когда мы с ней уже вместе играли в спектакле «Неаполь — город миллионеров» и я по роли щипал ее за попу, удивлялась: «Ну надо же, как летит время, а ведь я недавно тебя еще на коленях держала». Она даже в интервью эту историю несколько раз рассказывала.

Михаил Державин с Андреем Мироновым
«На сцене Миронов вечно становился объектом шуточек. Перед спектаклем он спрашивал: «Где Державин?» И если выяснялось, что тот пошел в реквизиторский цех, Миронов уже был наготове: что-то опять будет» С Андреем Мироновым в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся». 1979 г.
Фото: Николай Малышев/ТАСС

Еще МихМих брал меня с собой на рыбалку — это была его страсть. Наверное, он был единственным советским артистом за границей, который мог потратить половину гонорара на лески, удочки, мормышки. Еще купил особо прочный спиннинг, выдерживающий какой-то невероятный вес рыбы. Когда-то еще его отец, мой дедушка, в деревне недалеко от дома отдыха «Плесково» на берегу Пахры снял домик у внучки мельника графа Шереметева — тети Дарьи, или, как ее называли, Доры. С тех пор наша семья проводила там каждое лето. Мы с МихМихом на мели ловили пескарей, а на ночь ставили с ними жерлицу на щуку. Еще у дяди Миши была резиновая лодка, которую он всегда возил с собой на крыше «Нивы», чтобы можно было где-то остановиться и порыбачить. Мне, маленькому, из этой лодки на даче устраивали бассейн. Вот только она была настолько старой, что МихМих ее все время латал. Я удивлялся: не проще ли новую купить? «Нет-нет, я починю!» — отвечал МихМих.

Эта лодка была у него еще во времена, когда он был женат на Нине Семеновне. И как-то раз она загрузила в машину эту лодку, МихМиха и его друзей — Миронова и Ширвиндта — и повезла на дачу. По дороге они решили, что остаток пути должны проделать водой. Попросили остановиться у реки, выгрузили лодку. Нина Семеновна уехала и стала ждать их на даче. Вот только их не было час, два, три... Оказалось, они перепутали и выгрузились не выше по течению от дачи, как собирались, а ниже, так что им пришлось грести против довольно сильного течения. В итоге они выбились из сил и пошли пешком, причем им пришлось идти семь километров и тащить на себе лодку. Вполне возможно, во время этого приключения друзьям пришла идея, что надо снять фильм «Трое в лодке, не считая собаки» по Джерому К. Джерому.

Державин, Миронов и Ширвиндт знакомы были с детства и даже на свет появились в одном роддоме имени Грауэрмана. С Андреем Мироновым Державин познакомился, когда они вместе смотрели какой-то спектакль в Театре Вахтангова. А с Александром Анатольевичем Ширвиндтом — на елке у известного чтеца Журавлева, каждый год устраивавшего праздник для актерских детишек. А вот в Щукинском училище они почти не соприкасались. Разве что Миронов в составе бригады первокурсников ставил и разбирал декорации для спектаклей дипломников, среди которых был Державин. А Ширвиндт, к тому времени уже окончивший «Щуку», преподавал там фехтование. Теперь Ширвиндт, кого ни возьми, про всех говорит: «Это же мой ученик! И Андрюша Миронов тоже мой ученик, и Миша Державин, и Ленька Ярмольник!» Разница в возрасте с Мироновым и Державиным у него была совсем небольшая. Правда, МихМиху она почему-то казалась очень существенной, и он не уставал подчеркивать, что моложе Ширвиндта на целых два года. Хоть ненароком, будто случайно, но обязательно упоминал об этом в любом разговоре. Александра Анатольевича это ужасно забавляло. Помню, когда мы отмечали 80-летний юбилей МихМиха, Ширвиндт сказал, что наконец-то его друг уже не такой юный и моложавый, и, может быть, теперь уже даже можно попробовать избавиться от комплекса, что рядом с ним, стариком, просто какой-то пацан.

Михаил Державин
«Актеры — люди очень ревнивые. Но с Мишей Державиным поссориться было невозможно. Он слова худого ни о ком никогда не сказал! И люди платили ему тем же» В спектакле «Горе от ума». 1981 г.
Фото: РИА Новости

Миронов вечно становился объектом разных шуточек

В общем, в итоге их детское знакомство переросло в очень близкую взрослую дружбу: все трое оказались в одном театре. Потому они так и любили фильм «Трое в лодке...», что он — про них. Еще все трое с удовольствием вспоминали, как снимались там. В части сцен Темзу с ее туманом изображала река Неман. Троицу посадили в лодку и на всю смену отправили на середину водоема. По технике безопасности к артистам были приставлены два водолаза — на случай, если кого-то придется спасать. И артисты посылали их по дну реки за водкой и закуской, например за солеными огурцами.

Еще знаю, что роль пса играли по очереди две собаки — одна добрая, ничего не умевшая, другая злая, но умевшая исполнять трюки. Злую все боялись, добрую не боялся никто, но именно она укусила человека на съемках. Этим человеком оказался Ширвиндт. И все потом смеялись: «Неудивительно, Шура, это в твоем стиле!» Они вообще много хохотали, разыгрывали друг друга. Как-то Миронов на бережку улегся на надувном матрасе позагорать, да и задремал. Так МихМих привязал к большому пальцу его ноги леску с крючком, нацепил наживку и забросил в воду. Клюнула какая-то огромная рыбина. Не проснувшегося толком Миронова потащило к воде, а он ничего и понять не может…

На сцене Миронов тоже вечно становился объектом разных шуточек. Из-за смешливости его было легко расколоть. Доходило до того, что перед спектаклем Андрей Александрович спрашивал: «Где Державин?» И если выяснялось, что МихМих пошел в реквизиторский цех, то Миронов уже был наготове: что-то опять будет. Или усы приклеит себе какие-то, или нос картошкой — так что невозможно будет не смеяться, глядя на него. Как-то раз Миронов еле успел отвернуться и скрыть от зрителей смех в драматической финальной сцене «Трехгрошовой оперы», когда его герой готовится к казни. Как и положено, звучат слова: «Сейчас сюда примчится вестник короля», скоро на сцену должен выйти этот самый вестник — Браун в исполнении Державина. За секунду до этого Миронов бросает взгляд за кулисы, а там МихМих на детской деревянной лошадке на колесиках из спектакля «Пеппи Длинныйчулок»...

Миронов и сам много режиссировал, в том числе замечательный спектакль «Прощай, конферансье!», посвященный актерам «Сатиры», погибшим на войне. Там очень сильная главная роль, очень выигрышная. МихМих репетировал эту роль, а перед премьерой выяснилось, что играть будет сам Миронов. Каково это пережить актеру? Правда, потом Державин все-таки играл конферансье, и очень многие говорили: «Михаил Михайлович играет эту роль фантастически». И даже сам Миронов в конце концов признал: «Мишк, это скорее твое». Других эта ситуация превратила бы во врагов: актеры — люди очень ревнивые, когда речь идет о хорошей роли. Но с Мишей Державиным поссориться было невозможно, не такой у него был характер. Он слова худого ни о ком никогда не сказал! И люди платили ему тем же. Я сам уже больше 20 лет играю в «Сатире», многое про многих слышал. Но чего не слышал никогда — так это чтобы МихМиха вспоминали как-то иначе, чем по-доброму.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог