Сергей Филиппов очень боялся, что у него отберут роль Кисы Воробьянинова

«Гайдай попробовал на роль Остапа Бендера 22 серьезных претендента, включая Алексея Баталова и...
Записала Анжелика Пахомова
|
28 Февраля 2019
Сергей Филиппов  c Арчилом Гомиашвили
С Арчилом Гомиашвили в фильме «12 стульев». 1971 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Гайдай попробовал на роль Остапа Бендера 22 серьезных претендента, включая Алексея Баталова и Владимира Высоцкого. Выбор пал на Александра Белявского, и Филиппов, утвержденный на роль Воробьянинова, вздохнул с облегчением. Он очень хотел, чтобы съемки побыстрее начались, потому что боялся, как бы в Госкино не спохватились и не потребовали его заменить. Но Гайдай все ходил мрачнее тучи и в конце концов сказал Филиппову: «Вы смотритесь гораздо эффектнее Бендера!» — рассказывает друг Сергея Филиппова актриса Любовь Тищенко.

Мы с Сергеем Филипповым познакомились в начале 50-х годов, когда в звездных ролях он еще не снялся. И его, и меня на эпизоды в свои фильмы — «Укротитель­ница тигров», «Медовый месяц» — приглашала Надежда Кошеверова. Еще со времен своей знаменитой «Золушки» она считала, что Филиппов приносит удачу. К сожалению, она была единственной, кто так считал. У Сергея Николаевича вообще-то был сложный характер. Он порой резко отзывался о коллегах, высмеивал их, шутил. Копировал повадки других так, что мы хохотали до слез! При этом дружить ни с кем не стремился. Я даже не знаю, почему он меня к себе подпустил. Скажем так, я его не раздражала, и это было уже серьезным поводом для дружбы. По-настоящему мы сблизились, когда служили в Ленинградском театре-студии киноактера. Он стал рассказывать мне о своей жизни…

Оказалось, что кино вовсе не было его мечтой. Главной любовью его жизни был балет! Филиппов родился в Саратове, в простой рабочей семье: отец слесарь, мать портниха. Когда Сергея за какие-то шалости выгнали из школы, он пошел работать. Хотел стать пекарем — возможно, потому, что ему нравилась история великого булочника Филиппова. Попробовал профессии столяра, садовника, плотника… Но однажды он попал в театр и был потрясен балетом. Филиппову было уже лет восемнадцать, а в балете, как известно, можно чего-то достичь, если занимаешься лет с семи. Но он пришел в балетную студию, и его сразу приняли: оказалось, у него великолепные данные. Сергей стал там одним из лучших учеников. После студии окончил балетное отделение эстрадно-циркового техникума и был принят в труппу ленинградского Театра оперы и балета. 

Перед Филипповым открывались большие перспективы, о молодом танцовщике заговорили, тем более что в молодости он был красив. И вдруг однажды на репетиции он упал в обморок. Медицинское обследование показало, что у него опухоль мозга. Тяжелые нагрузки ему запретили, и из балета пришлось уйти. С опухолью Филиппов жил потом много лет, пока его не прооперировали. Операция была тяжелой. С тех пор на темечке у Сергея Николаевича под кожей не было кости. «Потрогай пленочку! — предлагал он и клал мою руку на свое темя. — Вот Фурцева не любила меня, говорила, что я дурак. А какой же я дурак, если мне половину мозга вырезали, а я еще соображаю!»

Сергей Филиппов
«Пик славы пришелся у Филиппова на вторую половину жизни, когда он блистательно сыграл лектора. Кстати, это Сергей Николаевич сочинил для своего героя ставшую крылатой реплику «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно…» В фильме «Карнавальная ночь». 1956 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Из-за расставания с балетом Филиппов очень переживал, спасение от депрессии нашел в театре. Это был ленинградский Театр комедии Акимова, Сергей Николаевич устроился туда в 30-е годы. А потом началась война, Ленинград попал в блокаду. Это поразительно, но Театр Акимова не прекратил своей работы. Филиппов рассказывал, как он с трудом вставал и шел утром на репетицию по Невскому проспекту, а там лежали умирающие люди. «Иду туда, он еще живой лежит, иду обратно с репетиции — уже мертвый…» Ему самому работа не позволила пасть духом, помогла выжить. Но душевная травма от пережитого, видимо, осталась навсегда.

Пик славы, удачи, популярности пришелся у Филиппова на вторую половину жизни, когда он блистательно сыграл лектора в фильме «Карнавальная ночь». Говорят, на пробы «Карнавальной ночи» Филиппов пришел немного подшофе, что и натолкнуло молодого режиссера Эльдара Рязанова на образ подвыпившего лектора. Правда, пробы Сергей Николаевич в тот раз не прошел. Оказалось, он не может правдоподобно играть пьяного, если действительно выпил! С тех пор выпивших, которых ему довелось сыграть немало, Филиппов играл исключительно трезвым. Кстати, поначалу у лектора было меньше слов. Это Сергей Николаевич сочинил для своего героя ставшую крылатой реплику «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно…» и некоторые другие. Филиппов вообще был острослов. Как-то он шел по коридору «Ленфильма» и увидел захмелевшего молодого актера. «Не по таланту пьешь!» — сказал ему Филиппов, и скоро весь Ленинград повторял эту фразу.

Филиппов заплакал, когда роль отдали Никулину

Начиная с роли лектора образ выпивохи буквально прилип к нему, что со временем стало Филиппова раздражать. Когда при нем кто-то цитировал: «Одна звездочка, две звездочки…» — Сергей Николаевич просто багровел. Он чувствовал в себе потенциал драматического артиста и знал, что способен сыграть серьезную роль, а ему предлагали комические эпизоды. Тот же Рязанов снова позвал Филиппова в фильм «Девушка без адреса» на роль чиновника, который говорит: «Масик хочет водочки».

Как-то Сергей Николаевич прочел­ сценарий к фильму «Когда деревья были большими» и потерял покой. Он очень надеялся, что ему дадут эту роль. А когда узнал, что ее отдали Юрию Никулину, заплакал… Но вот наконец и ему улыбнулась удача! Леонид Гайдай утвердил Сергея Николаевича на роль Кисы Воробьянинова в «12 стульях». По воспоминаниям Филиппова, на пробах с ним конкурировали такие мастера, как Ростислав Плятт и Анатолий Папанов (который все-таки сыграл Кису, но много позже и в другой экранизации). Выбрав Воробьянинова, Гайдай начал искать Остапа. Отсмотрел пробы более чем двадцати актеров, среди которых были и Евгений Евстигнеев, и Алексей Баталов, и Михаил Козаков, и Александр Ширвиндт… 

Сергей Филиппов c Татьяной Конюховой и Лаврентием Масохо
«Филиппов был острослов. Как-то он шел по коридору «Ленфильма» и увидел захмелевшего молодого актера. «Не по таланту пьешь!» — сказал Филиппов, и скоро весь Ленинград повторял эту фразу» С Татьяной Конюховой и Лаврентием Масохой в фильме «Олеко Дундич». 1958 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

В конце концов режиссер остановился на кандидатуре Александра Белявского, и Филиппов вздохнул с облегчением. Он очень хотел, чтобы съемки побыстрее начались, потому что боялся, как бы в Госкино не спохватились и не потребовали его заменить. В первый съемочный день по традиции стукнули тарелкой по штативу камеры — но тарелка не разбилась. Это сулило неудачу… С тех пор Гайдай ходил мрачнее тучи. Сергей Николаевич вспоминал, что он постоянно нервничал: а вдруг это из-за него? Но оказалось, дело в Белявском. «Вы смотритесь гораздо эффектнее Бендера!» — сказал ему Гайдай. В итоге Белявского он с роли снял, потом безуспешно пробовал Высоцкого, и тут появилась кандидатура никому еще не известного Арчила Гомиашвили. Казалось, все пошло на лад.

Но Филиппову пришлось пережить еще один стресс. Гайдаю позвонил вернувшийся с длительных гастролей Никулин: «Узнал, что снимаешь «12 стульев», я всю жизнь мечтал сыграть Кису Воробьянинова, отдай мне эту роль!» Известно было, что Гайдай обожает снимать Никулина, они друзья… Филиппов был уверен, что просьба Никулина будет удовлетворена. Но режиссер проявил неожиданную твердость — к огромному облегчению Филиппова. Он бы просто не знал, куда идти, если б его выгнали. В театре на тот момент он не работал, его в очередной раз уволили «за дисциплину», приходилось перебиваться случайными выступлениями. А у Гайдая Филиппов получил солидный гонорар — больше 6 тысяч рублей, так же, как и Арчил Гомиашвили.

Казалось бы, после этого фильма Филиппова должны были рвать на части режиссеры. Они и приглашали наперебой, но по-прежнему на эпизоды. В забытом теперь фильме «Мера пресечения» Сергей Николаевич гениально сыграл ювелира, который пытался всучить героине Мирошниченко дорогую вещь, использовав буквально пару слов и мимику. А в фильме «Поздняя встреча» Филиппов сыграл самого себя: он идет по коридору и восхищается молодой артисткой: «Наташа, красава моя, замуж не вышла?» Эпизоды, но они стали украшением этих фильмов. Режиссеры затем и вставляли их, потому что знали: появление на экране Филиппова вызовет улыбку зрителей. «Меня используют, как острую приправу к пресному блюду», — с грустью говорил Сергей Николаевич.

Сергей Филиппов  c Зоей Федоровой
«После роли лектора образ выпивохи буквально прилип к нему. Тот же Рязанов снова позвал Филиппова в фильм «Девушка без адреса» на роль чиновника, который говорит: «Масик хочет водочки» С Зоей Федоровой в фильме «Девушка без адреса». 1957 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Тем не менее, в 60—70-е в народе его знали очень хорошо. При этом Филиппов совсем не выглядел как звезда. У него даже не было концертного костюма, хотя он часто ездил на встречи со зрителями, чтобы подработать. Он мог выйти на сцену в домашних туфлях. Правда, это еще из-за невероятно большого размера ноги — 47-го. В советское время сложно было что-то купить на такую ногу. А мягкие туфли 45-го размера Филиппов хоть как-то мог разносить.

В Питере Сергей Николаевич был живой достопримечательностью. По дороге в театр или на киностудию он часто заходил в одни и те же любимые рюмочные, чтобы, как он выражался, «принять по безобразию», причем совершенно бесплатно. Бармены были только рады налить ему рюмочку марочного коньяка. Сергей Николаевич выпивал ее и уходил. Но при виде него у людей просветлялись лица, все сразу начинали смеяться.

Съездил по физиономии навязчивому поклоннику

Правда, эта же самая узнаваемость стала и источником страданий для Филиппова. По правде говоря, он был нетерпим с людьми и подчас очень резок. Особенно не любил, когда к нему прикасались. Когда много позже я ухаживала за ним, он даже ногти не давал себе подстричь. А тут бегут, хватают, зовут выпить… Как-то друг Филиппова актер Олег Белов рассказывал, как они попали на банкет после одного выступления на предприятии. Люди выпили и стали наперебой приставать к Филиппову, совать ему в руки бумажки, сигаретные пачки, чтоб он расписался. А одна женщина сняла с себя газовый шарфик: «Дайте автограф на нем!» Это почему-то особенно рассердило Сергея Николаевича, и он ей нагрубил. Все ахнули! Из поклонников люди тут же превратились во врагов: «Да что этот артист себе позволяет!» Поднялась свара. Оказалось, что женщина — жена какого-то начальника, она сразу мужу пожаловалась.

И вот Филиппов, перессорившись со всеми, стал спускаться по лестнице на выход. А там, как назло, новый поклонник руки развел: «Дорогой наш Сергей Николаевич! Родненький! Позвольте, я вас обниму!» Он никак не ожидал, что Филиппов размахнется и съездит ему по физиономии… Объяснить такие срывы невозможно, если не знать Филиппова. Он был божий человек — ранимый, не понятый людьми и от этого ощетинившийся, кажущийся грубым…

Филиппов не простил жене и сыну эмиграции

Не могу сказать, что Филиппову не везло в личной жизни. Женщины всегда обращали на него внимание, Сергей Николаевич был эффектным мужчиной и ухаживал галантно. Еще учась в эстрадно-цирковом техникуме, он познакомился с первой женой, Алевтиной. Девушка из дворянской семьи, в то время такой брак был совсем не безопасен, могли и репрессировать. Но никто их не тронул. Очень скоро у них родился сын Юра. В этот период я еще не общалась с Филипповым и не знаю, что стало причиной непонимания между ним и женой. Возможно, супруга его не без оснований ревновала. Как бы то ни было, они разъехались, но не развелись, и с сыном Сергей Николаевич общался. Возможно, он надеялся, что и с женой все наладится. Но Алевтина умудрилась оформить эмиграцию в США, забрала сына и уехала. 

Сергей Филиппов c Леонидом Быковым и Людмилой Касаткиной
«Филиппову часто предлагали эпизоды, но они стали украшением фильмов. Режиссеры знали: появление на экране Филиппова вызовет улыбку зрителей. «Меня используют, как острую приправу к пресному блюду», — с грустью говорил Сергей Николаевич» С Леонидом Быковым и Людмилой Касаткиной в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.
Фото: LEGION-MEDIA

После такого шага люди навсегда лишались возможности когда-либо приехать в СССР. Помню, у Сергея Николаевича слезы стояли в глазах, когда он заговорил об этом. Кстати, обычно на вопросы коллег и знакомых о детях он твердо отвечал: «Мой сын умер». И это даже не было ложью: по понятиям Филиппова смерть и отъезд на ПМЖ в Америку были равносильны. «Не понимаю, как они могли бросить родину?» — жаловался он мне. И если приходили редкие письма от сына из-за границы, Сергей Николаевич их даже не распечатывал. Бросал на пол, там они и валялись в углу, а после смерти Филиппова куда-то исчезли. Он был человек советской закалки, убежденный коммунист. А из-за того, что у него появились родственники за границей, ему все казалось, что за ним следят и вот-вот вызовут в КГБ… К счастью, его опасения оказались напрасными.

Со временем Филиппов встретил другую женщину — Антонину Голубеву. Помню, как он сразу повеселел, когда она появилась в его жизни. Голубева была старше его на 13 лет, но поразительным образом это не бросалось в глаза. Она выглядела очень моложаво. Творческая личность, писательница, хотя, кажется, на ее счету только одна книжка — о детстве Сергея Кирова. Но Филиппову, любившему литературу, было о чем с ней поговорить, например, Антонина хорошо знала русский фольклор. Он прозвал ее Барабулька, и с легкой руки Филиппова все так стали звать Тоню. Отношения у них были самые трогательные. Уезжая на гастроли, он часто звонил своей Барабульке: перед вылетом, после вылета, из гостиницы… А она могла долго стоять у подъезда зимой, встречая его.

Сергей Филиппов
«Большая узнаваемость стала и источником страданий для Филиппова. По правде говоря, он был нетерпим с людьми и подчас очень резок. Особенно не любил, когда к нему прикасались» В фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.
Фото: Legion-Media

В быту оба они были совершенно беспомощны. Помню, я к ним пришла и увидела на Сергее Николаевиче какой-то странный свитер, в дырочку. Спрашиваю: «Что это такое?» — а он говорит: «Да вот свитер поела моль, и Барабулька вырезала в этих местах дырочки». Зашить ей в голову не пришло! Вообще, моли у них в доме жилось прекрасно, она скушала целую шубу, которую Филиппов привез с Севера. Барабулька не знала даже, откуда берутся продукты. Сергею Николаевичу пришлось взять походы по магазинам на себя. Как ни странно, с авоськой в руках он смотрелся даже элегантно. Все его узнавали, оглядывались…

С годами Антонина начала болеть, уже не так хорошо выглядела и стала страшно ревновать мужа. Даже на меня смотрела косо, хотя я никаких поводов не давала. Если Филиппов с кем-то из коллег уезжал на гастроли, она потом подробно расспрашивала других актеров, где он был, куда заходил… Постоянно придумывала ему какие-то романы с буфетчицами и гримершами. То, что Сергей Николаевич сам уже был далеко не молод, ее не успокаивало.

Сергей Филиппов  c Фаиной Раневской
«Женщины всегда обращали на Филиппова внимание, Сергей Николаевич был эффектным мужчиной и ухаживал галантно» С Фаиной Раневской в фильме «Золушка». 1947 г.

По-настоящему тяжело Филиппову пришлось, когда ее не стало. Он остался совсем один. К тому же началось перестроечное время, денег ни у кого не было, в кино звать перестали. Филиппов жил на маленькую пенсию. Я старалась его как-то подкармливать, но тоже не располагала большими деньгами. Может быть, если бы Сергей Николаевич у кого-то из коллег попросил помощи, ему бы помогли, но он не хотел этого делать. 

Михаил Боярский рассказывал, как однажды, проезжая на машине по улице, увидел Филиппова и предложил подвезти. Сергей Николаевич сказал, что едет на вокзал сдавать железнодорожный билет, стоивший 19 рублей. Отменилась творческая поездка, подработать не удалось, так хоть 19 рублей он хотел назад получить. Боярский предложил: «Я сам сдам билет!» Стоять в очереди, конечно, не стал, зашел на вокзал, билет выбросил, достал из своего кошелька 19 рублей и отдал Филиппову. Сергей Николаевич ему тогда сказал: «Миша, откладывайте деньги сейчас, потом мы будем никому не нужны».

Пока у самого Филиппова водились деньги, он покупал книги. У него дома была хорошая библиотека. Даже в нищете он не стал продавать свои книги. Кстати, о том, как Филиппов относился ко мне, я судила по его позволению: «Ты можешь взять любую книгу, какую захочешь!» Это предложение дорогого стоило, Сергей Николаевич мало кому такое говорил. Но я у него книг не брала…

В последние месяцы с Филипповым все тяжелее становилось общаться. Но я не сдавалась, прибиралась у него, стирала рубашки. Благодаря друзьям Сергей Николаевич не провел свои последние дни в одиночестве. С ним жил его друг по балетному училищу, Константин Николаевич, да я до последнего навещала его. Это потом уже вдруг объявились родственники: оказалось, что у Антонины были дочь и внучка. Они буквально за один день вынесли из квартиры все ценное. А мы в это время с трудом собирали средства на похороны актера, которого любили и любят миллионы зрителей.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
PREMIER эксклюзивно выпустил документальный фильм о Раисе Горбачевой
18 марта эксклюзивно в онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный фильм «Горбачева» о первой леди СССР Раисе Горбачевой. Фильм снят Продюсерским центром Киностудии им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог