«Ошибкой было не то, что я вернулась к Ефремову, а эта свадьба с Далем», — говорила Нина Дорошина

Любимая актриса — о мужчинах, которые оставили след в её жизни.
10 Апреля 2020
Нина Дорошина
«Любовь и голуби». 1984 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Любовь к Ефремову была в сердце Нины Дорошиной всегда. Позже она была счастлива в браке. Но когда муж предложил убрать портретик Ефремова со стены, отчеканила: «Вот ты отсюда и уйдешь. А Ефремов — висел и будет висеть!» Этот портрет я видела рядом с кроватью Нины Михайловны, за стеклом книжного шкафа, он был с ней до последних дней…» — рассказывает главный редактор «7Д» Анжелика Пахомова.

Наша первая встреча с Ниной Дорошиной состоялась в середине нулевых годов, когда актриса еще выходила на сцену «Современника». В этом театре она работала практически со дня его основания. Мы разговорились во время случайного телефонного интервью, и так получилось, что стали созваниваться. Нина Михайловна поразила меня доверчивостью к совершенно, казалось бы, чужому человеку, которого она даже ни разу не видела. Она рассказала про свою старенькую больную маму, которой тогда было за 90 лет, про больного брата, которого тянула на себе, про помощь племянницам. Про свои недуги Нина Михайловна предпочитала молчать, хотя она была не слишком здоровым человеком. Но выносли­востью Дорошина обладала чудовищной! Когда она уже стала приглашать меня в «Современник», я сама не раз видела, в каком состоянии, чуть ли не на «скорой помощи», Дорошину привозили к театру. И какой молодой, озорной и веселой она выходила на сцену. Это советская закалка, старая ефремовская школа. Что бы ни случилось, ты обязан прийти в театр! В наших беседах Нина Михайловна вспоминала часто только Олега Ефремова и Олега Даля. Двух человек, которые оставили глубокий след в ее жизни.

С Олегом Николаевичем Дорошина познакомилась еще до основания «Сов­ременника», в 1955 году, на съемках фильма «Первый эшелон», и сразу же по уши в него влюбилась. У любвеобильного Ефремова тогда закрутился роман с актрисой Детского театра, где он работал, Тоней Елисеевой. Она была на десять лет его старше и замужем. Ефремов очень по ней скучал и каждый вечер приходил в почтовое отделение поселка, где проходили съемки, чтобы позвонить любимой. Разговаривал с Тоней по два часа, не подозревая, что доставляет ужасные страдания Нине, которая лежит на койке в соседней комнате и утирает слезы, невольно подслушивая разговор. (Жить артистам в поселке было особо негде, и Дорошину расквартировали на почту.) Это была безответная любовь…

Нина Дорошина с Эдуардом Бредуном
С Эдуардом Бредуном в фильме «Первый эшелон». 1955 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Как-то я спросила Нину Михайловну: «Ну что такого было в Ефремове, что ни одна, по сути, женщина ему не отказала. Ну вот что?» Она подумала и ответила: «На первый взгляд как бы и ничего. Это трудно объяснить тем, кто его никогда не видел. Вот, казалось бы, Олег Николаевич довольно небрежно одевался. Мог явиться в театр в брюках, которые ему коротки, или в разных носках, или надеть очень поношенный жилет. Но каким-то чудом это совершенно не нарушало впечатления импозантности, которое Ефремов всегда производил. Во что бы он ни был одет, на нем все почему-то выглядело красиво! Но главное, что Олег Николаевич зажигал людей разговорами о своем будущем театре, в котором зритель будет причастен к происходящему. Мы слушали, раскрыв рты, и понимали, что он — великий! Я вся трепетала и думала: «Вот он, смысл моей жизни! За ним — куда угодно!» И таких, как я, было много… А где восхищение — там и любовь». Что интересно, Дорошина утверждала, что какого-то определенного типажа женщин, которые бы ему нравились, у Олега Николаевича не было. Его привлекало абсолютно разное. Поэтому казалось, что шанс есть у всех. Но нет… Чьего-то внимания он добивался, а кого-то провожал равнодушным взглядом: «Не зацепила!»

По словам актрисы, сама атмосфера молодости и влюбленности в общее дело на съемках «Первого эшелона» располагала к романам. Так, актриса Изольда Извицкая вышла замуж за Эдуарда Бредуна. Затем отпраздновали свадьбу Татьяна Доронина, снимавшаяся в картине, и Олег Басилашвили, который оказался в это же время в Казахстане со студенческим отрядом. Они расписались в казахстанском заг­се, даже свидетельство о браке у них было на казахском языке. Нине Михайловне запомнилось, что в загсе к молодоженам обращались «азамат» и «азаматша». Ефремов же быстро забыл о Тоне Елисеевой и обратил внимание на какую-то миловидную девушку из массовки. Но опять не на Дорошину. Я удивлялась: «Как же так, Нина Ми­хайловна? Вы же были красавицей!» Напомнила ей слова ее подруги, актрисы Людмилы Ивановой, которая говорила мне про Дорошину: «Красавица с балетной походкой! Нинка брала не смазливым личиком, а вот этой бабьей манкостью. Как пройдет, цокая на каблуках, по площади Маяковского, так все парни смотрят ей вслед! Настоящая принцесса». Выслушав этот отзыв, Нина Михайловна расхохоталась и со свойственным ей грубоватым юмором отрезала: «Брехня! Милку послушать, так у нее все красавицы! И Волчек, и Лиля Толмачева, и я. Вы посмотрите кадры из «Первого эшелона», где я танцую балет в валенках. Вот такой я и была! Ни кожи ни рожи…»

Нина Дорошина с Олегом Ефремовым
«По словам Дорошиной, какого-то определенного типажа женщин, которые бы ему нравились, у Олега Николаевича не было. Его привлекало абсолютно разное. Поэтому казалось, что шанс есть у всех» С Олегом Ефремовым в фильме «Первый эшелон». 1955 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Правда, Нина Михайловна упускала момент, что она была девушкой с не совсем обычной биографией: все детство провела за границей. В середине 30-х годов ее отца, крупного специалиста по пушнине, отправили в Иран для закупки сырья. Армии нужны были овчина и каракуль. Десять лет семья прожила в Иране, стране с богатыми традициями и высокой культурой. За это время Нина выучила персидский язык, полюбила восточную кухню, музыку и поэзию. Надышалась другим, несоветским воздухом. И, наверное, довольно сильно отличалась от своих сверстниц. Но Олег Николаевич этого как будто не замечал.

Тем не менее, от приметливого взгля­да Ефремова не укрылся актерский талант Нины. И когда он начал собирать артистов для своего театра, пригласил Дорошину. Правда, она не участвовала в первой версии знаменитого спектакля «Вечно живые», но уже имела право приходить на легендарные ночные репетиции «Современника». В тот период Дорошина жила за городом, в Лосиноостровске, куда невозможно было добраться из Москвы поздней ночью. Поэтому Ефремов, который жил с мамой в коммуналке на Арбате, иногда приглашал Нину ночевать к себе домой. В этом не было никакого ухаживания, он просто заботился о коллеге. После знаменитой премьеры, когда театр уже укрепился и получил право развивать свой репертуар, Дорошину приняли в труппу на мизерную ставку. Но Ниночка умудрялась и красивое платьице сшить, и модный «бобон» соорудить на голове. Постепенно из вчерашней школьницы она превращалась в красивую, уверенную в себе женщину. Этому способствовал успех легендарной пьесы «Голый король», в которой Дорошина получила роль Принцессы. По воспоминаниям актрисы, они так вдохновенно репетировали, что в этот период в театре стали создаваться новые семьи. Ефремов в тот период тоже обзавелся семьей, у него росла дочь от сценаристки Ирины Мазурук. Правда, по воспоминаниям Дорошиной, союз этот для Ефремова не слишком много значил. Дорошина рассказывала, что когда Олег Николаевич наконец обратил на нее внимание и весть об их романе дошла до Мазурук, она явилась в театр, нашла Дорошину и, оглядев ее, сказала: «Имей в виду, Нина, рука у меня тяжелая». Но та только рассмеялась в ответ и, стуча каблучками, удалилась. Для Нины роман с Олегом Николаевичем был не чем-то случайным или проходным, она ждала этого несколько лет.

Нина Дорошина с Олегом Далем
С Олегом Далем в фильме «Первый троллейбус». 1963 г.
Фото: Fotodom.ru

Дорошина сердцем почувствовала, как нужно вести себя с преданным театру Ефремовым, и может, поэтому продержалась намного дольше других его подруг. Она не претендовала на первое место в его жизни. Придя к ней, Олег Николаевич всегда мог отдохнуть, не слушать упреки, с ней можно было бесконечно говорить о театре. Правда, приходить поначалу было некуда, Нина снимала комнатушку у чужих людей. Чаще она навещала Олега Николаевича в его коммуналке. Иногда они брали билеты в СВ на поезд до Ленинграда и ехали «на Доронину» — смотреть спектакль в БДТ. И очень ценили то время, когда могли остаться наедине. А потом Нина Михайловна получила квартиру, в которой прожила всю жизнь. Это казалось ей верхом счастья. Дорошина вспоминала: «Вы не представляете, что для меня, человека, всю жизнь жившего с кем-то, потом где-то по коммуналкам, было зайти в свои стены и закрыть дверь на замок! Да, в квартире пока не было ни кровати, ни посуды, ни мебели. Первую ночь мы с Олегом провели там, улегшись на газеты, подложив веник под голову. Мы были счастливы! Хотя сейчас я понимаю, что, наверное, упустила свое счастье, не решившись стать матерью… Ведь у нас с Олегом могли быть дети. Я думала, что поступаю правильно, отказавшись от этого ради сцены. Да и определенности нет… А потом, как гром среди ясного неба, известие — Алла Покровская беременна от Ефремова и собирается рожа­ть...»

Честно говоря, всякий раз, слушая рассказ Нины Михайловны о Ефремове, я не понимала, как она может с такой благодарностью вспоминать человека, который прошелся по ее жизни, можно сказать, в грязных ботинках, оставив боль и разочарование. Мы много говорили об этом с актрисой Людмилой Ивановой, летописцем «Современника». Как-то вечером она зачитала мне собственный рассказ, который был написан от имени собаки Дорошиной (в то время у нее действительно была маленькая собачка). Пес возмущался, как хозяйка может восхищаться этим большим, пахнущим вонючим табаком человеком в грязных ботинках. При этом Иванова считала, что любовь к Ефремову жила в сердце Дорошиной всю ее жизнь. Позже Нина была счастлива в браке. Но когда ее муж предложил снять со стены порт­ретик Ефремова, Дорошина отчеканила: «Вот ты отсюда и уйдешь. А Ефремов — висел и будет висеть!» Этот портрет я видела рядом с кроватью Нины Михайловны, за стеклом книжного шкафа, он был с ней до последних дней…

Нина Дорошина с Всеволодом Кузнецовым
С Всеволодом Кузнецовым в фильме «За все в ответе». 1972 г.
Фото: Советский экран/FOTODOM

В тот период, когда Олег Николаевич создал новую семью, Дорошина уже достаточно трезво относилась к своему положению. И конечно, ей хотелось какой-то определенности. В это время в театр пришел молодой Олег Даль. Нина Михайловна была намного старше Олежека (так его прозвали в театре, чтобы не путать с Ефремовым), и ей поручили заниматься с новоприбывшим, помогать ему освоить репертуар театра. Способствовало их сближению то, что обоих утвердили на роли в фильм «Первый троллейбус». Съемки проходили в Одессе. Вскоре всем стало заметно, что Даль обожает Дорошину не только в рамках своей роли, он был явно в нее влюблен. Нине это льстило… Их отношения перешли в новую фазу после того, как Дорошина получила телеграмму от Ефремова. Он писал, что не сможет приехать к ней, чтобы провести несколько дней вместе. Нина Михайловна расстроилась и ночью совершила одиночный заплыв в море. В темноте потеряла ориентацию, растерялась, стала звать на помощь. На берег ее вытащил Даль. Ну а дальше свое дело сделала теплая южная ночь. Женщина, расстроенная расставанием с любимым, разве не может слегка забыться?

Наутро Дорошина честно сказала: «Олег, ради бога, прости меня. Я взрослая женщина. Можно сказать, твой педагог. Если между нами что-то и было, считай, что ничего не было. Мы должны все забыть, чтобы это не мешало работе». Но нужно знать характер Даля, который уже был уверен, что ему ответили взаимностью. Он так расстроился, что тут же бросил съемки и улетел в Москву. Вся эта кутерьма крайне расстроила режиссера картины, Анненского, который поставил Дорошиной задачу: любой ценой вернуть Даля на съемки! Она долго обзванивала все места, где мог оказаться Олег, и везде на вопрос: «Кто его ищет?» — отвечала: «Жена!» Когда Далю передали, что звонила его жена из Одессы, он, обрадованный, тут же прилетел. Нине некуда было деваться, сыграли импровизированную свадьбу, без росписи. Вернувшись в Москву, молодые поселились у друзей, а через несколько месяцев расписались по-настоящему. И собрали на торжество всех актеров «Современника».

Нина Дорошина с Людмилой Гурченко
С Людмилой Гурченко в фильме «Любовь и голуби». 1984 г.

О легендарной свадьбе, которая закончилась скандалом, мне подробно рассказывала Людмила Иванова. Передам слово ей: «Это была большая радость для нас. Нинка наконец-то нашла свое счастье, выходит замуж. И парень такой хороший. Были приглашены все актеры «Современника». Только двух человек не позвали. Аллу Покровскую, которая была на последнем месяце беременности, и самого Ефремова. И вот сидим мы с гостями в новой пустой квартире, празднуем. Накрыли на полу, тарелки поставили на газеты. А кто-то разместился на надувном матрасе, который молодым подарили вместо кровати. Все было хорошо до тех пор, пока Ефремов не появился. Конечно, это была спланированная акция. Месть за Нинку. Ефремов ведь не ожидал, что она замуж выйдет. Он пришел пьяный, сказал: «Давайте танцевать!» И силой Нинку притянул к себе на колени. Это вранье, что она тут же готова была бежать к Ефремову. Ей было очень стыдно, так как мать и сестра Даля тут же встали и ушли. А Олежек зарыдал и выбежал из комнаты. Это было ужасно… Ефремов довольно произнес: «Вот теперь полный порядок!» Потом его самого выволок из квартиры Миша Козаков, который, закрывая дверь, сказал: «Лучше б этой свадьбы вообще не было!»

По воспоминаниям Ивановой, Даля долго не могли найти, он где-то скрывался, но потом все же вернулся к Нине, и они стали жить вместе в той же квартире. И к ним приходил в гости Ефремов, и даже оставался ночевать. С Далем они общались как ни в чем не бывало. Словно и не было той свадьбы. Нина Михайловна, вспоминая про все это, говорила: «Ошибкой было не то, что я потом вернулась к Ефремову. А то, что я пыталась клин клином вышибить и пошла на этот брак с Далем. Вот это было ошибкой. Никогда не пытайтесь вышибить клин клином… Я думаю, Даль, который после меня женился на Тане Лавровой, а потом быстро с ней развелся, пережил такую же историю и так же понял, что бросаться в новые отношения, не закончив старые, нельзя. А наша любовь с Ефремовым растянулась на десять лет. Я порвала с ним только тогда, когда он увлекся Анастасией Вертинской. Он влюбился в нее очень сильно, и этого я уже выдержать не могла. И тут как раз за мной стал очень красиво ухаживать осветитель из нашего театра, и я вышла за него замуж».

Нина Дорошина с Евгением Стебловым
С Евгением Стебловым в фильме «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Последние мои визиты к Нине Михайловне были очень печальными. Она потеряла маму и очень долго не могла прийти в себя. Наверное, если не знать подробностей, покажется странным, что 80-летняя женщина так тяжело отреагировала на неизбежное: смерть мамы, которая прожила больше ста лет… Но Дорошина словно не ожидала этого. И после ухода единственного родного человека Нину Михайловну накрыло одиночество, сиротство. В те дни актриса признавалась мне, что ей очень помогают долгие телефонные разговоры с Волчек, также прикованной к постели. На сцену Дорошина уже не выходила, но по распоряжению Галины Борисовны ей из театра привозили готовую еду, помогали деньгами, транспортом, лечением. Она безмерно это ценила… 

Нина Дорошина
«Сейчас, когда давным-давно нет уже ни Олега Николаевича, ни Даля, я думаю: почему мы так мучили друг друга? Зачем все это было нужно?» В фильме «Вам что, наша власть не нравится?!». 1988 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Один раз, зимним вечером за тихой беседой, Дорошина вдруг сказала: «Сейчас, когда давным-давно нет уже ни Олега Николаевича, ни Даля, я думаю: почему мы так мучили друг друга? Зачем все это было нужно? Почему мне так хотелось, чтоб Олег на мне женился? Почему мне было не родить ребенка от любимого человека? Просто радоваться тому, что у меня есть сейчас, и быть счастливой. А в результате, когда тебе уже за восемьдесят, лежишь одна в квартире и понимаешь, как была счастлива тогда. Но не умела этого ценить…»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог