Нонна Мордюкова: Почему Самойлова приревновала ее к Дворжецкому

Сестра актрисы Людмила вспоминает о неизвестных фактах из жизни Мордюковой.
Записал Павел Соседов
|
16 Ноября 2017
Нонна Мордюкова с Ниной Гребешковой
С Ниной Гребешковой в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Разница в возрасте с возлюбленным у Нонны была 19 лет, и она из-за этого очень комплексовала. Однажды в Доме кино Юрия приняли за сына Мордюковой и Тихонова. Нонна своего спутника ткнула в бок: «Понял? Ты понял, что так будет всегда!» Об этом рассказала родная сестра актрисы Людмила Мордюкова.

Я глубоко убеждена, мою сестру Нонну Мордюкову не во ВГИКе научили актерскому мастерству, она с ним родилась. Недаром в Британской энциклопедии «Кто есть кто» она названа в десятке лучших актрис ХХ века. Вспоминаю одну довольно жуткую историю из нашего военного детства. Нас в семье было шестеро: два брата и четыре сестры. Мама наша была очень активной: коммунистка, до войны поднимала колхозы, потом в городе Ейске работала секретарем горкома партии. 

Когда немцы подошли к Ейску, мама зашила партбилет в юбку, погрузила нас на телегу, и мы поехали куда глаза глядят — прятаться. Но немцы дорогу уже перекрыли и сам город заняли. Была зима, по пути нам встретилась заброшенная маленькая сторожка: открываешь дверь, за ней — комнатка, и больше ничего. Вокруг стояли амбары с семечками и кукурузой и скирды соломы. Деваться нам было некуда, и мы поселились там. Вскоре и туда пришли немцы. Оставили полицаев, а сами двинулись дальше — завоевывать. 

Боялись мы страшно, ведь расстреливали как раз коммунистов, а еще партизан и евреев. Рядом была речка с крутым склоном на другом берегу, и мы не раз видели, хоть мама и прикрывала нам глаза, как немцы ставили на обрыв целые семьи, расстреливали, и тела падали вниз. Были в округе и партизаны, они иногда приходили к нам из леса погреться. Мама как член партии считала своим долгом им помогать. И вот однажды пришли из леса трое. Мама затопила печку соломой, накормила их, напоила. И тут к нашему дому подъезжают полицаи. Один партизан зарылся в семечки, второй спрятался в стог сена, а третий говорит: «Я никуда не пойду, мне снилась церковь, меня все равно убьют». Мама умоляла его: «У меня дети, не губи нас, иди где-нибудь спрячься». — «Нет», — говорит, и все. Отвернулся и лежит. И тут Нонна — ей только 17 лет было, но вот что значит актриса от Бога! — быстренько надевает пальтишко, выходит на улицу и как будто не замечая, что полицаи вокруг, начинает перекидывать сено вилами, еще и песенку напевает. 

В это время полицаи верхом на конях окружают ее. Спрашивают: «Дочка, кто в доме?» А она с наивным и беспечным видом разворачивается к ним и говорит: «Мама и дети, заходите, дядя». При этом достает из кармана семечки и грызет. А мама нас маленьких в окошечко выставила, как будто мы любопытствуем, что там происходит. При этом только и думаем, что за нами партизан лежит. Тем временем полицаи спрашивают у Нонны: «Чьи это следы на снегу? Кто к вам в дом приходил?» Она абсолютно спокойно отвечает: «А это мы с братом хворост собирали, печку топить». И так это она все убедительно сыграла, что ей поверили и в дом не зашли. Каково ей было в этот момент — даже представить невозможно…

Нонна Мордюкова с Лидией Смирновой
С Лидией Смирновой в фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Когда немцев из Ейска вышибли, наша семья вернулась в город. Там все было практически полностью разрушено. Нам отдали чудом сохранившийся купеческий дом на улице Энгельса. С ним связана такая история: когда мы выехали из этого дома, там поселился директор ресторана и начал делать ремонт. При этом в стене нашелся сундучок с кладом. Бывший владелец дома — купец — был репрессирован и погиб в ссылке, а богатства свои успел замуровать. Когда власти узнали про клад, бросились искать, не спрятано ли еще что-нибудь в доме. 

В итоге нашли два клада, но дом по кирпичику разобрали, разрушили до основания. Представляете, мы сидели на бриллиантах и золоте, а питались при этом одной кукурузной кашей. Первые послевоенные годы были очень голодными. Мы едва сводили концы с концами, так еще и посылали Нонне во ВГИК посылки с кукурузной крупой. Все студенты очень ждали этих посылок, так как тоже голодали. Дошло до того, что Нонна с соседками по общежитию старались больше лежать, чтоб сэкономить энергию, и съели весь клей на основе крахмала, который им выдали для заклейки на зиму окон.

После войны Нонна сразу поехала поступать во ВГИК. Это ей Сергей Бондарчук посоветовал, он когда-то с Нонной учился в одной школе и вот приехал из института на каникулы, встретил Нонну и говорит: «Поезжай в Москву поступать, только маме не говори». Она и не сказала, мама думала, она в Ростов едет, в педагогический институт. А они с Сергеем после Ростова втихаря сели в товарный вагон и четыре дня тряслись до Москвы. Нонна приехала поступать в одном платье — «татьянке» с коротенькими рукавчиками, а август в Москве в тот год выдался очень холодным. Первую ночь в столице Нонна ночевала на вокзале.

Во ВГИКе выяснилось, что первые отборочные туры уже закончились, шел третий тур. И Нонну, естественно, не хотели до него допускать. И тогда она сказала только одну фразу: «Ну, тогда отдавайте мои документы, я поеду домой». Но как она это сказала! У нее столько переживаний на лице было, столько боли и обиды в глазах, что вот она ехала в товарном вагоне без билетов, без денег в эту Москву! И один человек в комиссии вдруг заинтересовался: «Нет, девушка, подождите!» Ее повели туда, где шел просмотр. Экзаменаторы спрашивают: «Вы что-нибудь подготовили?» Она говорит: «Да, монолог Фамусова». Комиссия просто лежала от смеха. Ее тембр, ее грудной голос сразу им понравились. Потом ее спросили: «А какие-нибудь случаи из жизни вы знаете?» Для Нонны лучшего и придумать было нельзя: байки — ее конек. Дальше все пошло уже как по маслу, ее взяли, потому что талант врожденный.

Со временем, благодаря Нонне, вся наша большая семья перебралась в Москву. Сначала мы с мамой просто приезжали к ним со Славой Тихоновым — они жили тогда на Пироговке в одной комнатке в коммуналке. И Слава, кстати, никогда не был против, чтобы мы у них останавливались. Он и сам приезжал с Нонной к нам в Ейск на каникулы. Мои одноклассники на меня прямо молились, что я каждый день вижу самого Тихонова. Все влюбились в него после фильма «Максимка», и наши девчонки висели на заборе, подглядывали за Славой. 

Нонна Мордюкова с Василием Шукшиным
«Мужчинам с Нонной было интересно, даже тем, с кем она просто дружила» С Василием Шукшиным в фильме «Простая история». 1960 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Потом мама всех нас вывозила в колхоз работать. Тихонов абрикосы собирал, помидорчики, все это в ящички укладывал. Каждая бригада жила в отдельной комнате. Мы — всей семьей: Нонна со Славой, мама, я, младшие брат и сестры. Помню, нарвем душистых цветов: горошек, ромашку, разложим на полу рядочками и сверху стелим белую простыню. И на этой постели все спим. Мама все хотела Славу куда-нибудь переселить, чтобы ему было попросторнее. Говорила: «Слав, что ты будешь в этой куче-мале…» Но он не соглашался: «Я хочу с Нонной дышать одним воздухом». Тихонов такой был счастливый в эти дни! И очень румяный от свежего воздуха, от фруктов, от кубанского изобилия. В эти годы мы стали его настоящей семьей. Он же рос в Павловском Посаде единственным ребенком в семье за высоким забором. Мама его — Валентина Вячеславовна — была очень строгой, она никуда Славу не пускала. Ему хотелось играть с мальчишками, а она говорила: «Нельзя!» И вдруг у Тихонова появилась семья, мы на него вешаемся. 

Он с нами, детьми, и в казаки-разбойники мог поиграть, побегать — любил игры: и детские, и взрослые. Нонна всю жизнь дружила с Лорой Кронберг и ее гражданским мужем шахматистом Михаилом Талем. И Миша Таль, будущий чемпион мира по шахматам, охотно играл со Славой, находя его достойным партнером. А с самой Лорой он играл в джокер-покер…

Надо, наверное, рассказать, как мы перебирались в Москву. Сначала ­уе­хала мама. Сказала мне: «Доченька, я под Москвой устроюсь агрономом и через годик за вами приеду». Видимо, она уже знала, что смертельно больна, ведь мама скончалась в 55 лет. Нонна, чтобы ей помочь, взяла к себе жить среднюю сестру Наташу. А младшие остались со мной, хотя мне самой тогда было всего 12 лет. Я их утром будила, отводила в детский сад и школу, на рынок бегала, хлеб пекла, готовила обед, на мельницу ходила, где зерно мололи, обстирывала себя и их, убиралась. И учиться успевала хорошо. Так и прожили год. Вдруг мама пишет: «Доченька, я еще не устроилась, мне негде жить, еще годик потерпи». И вот наконец она за нами приехала. Я прихожу в школу и говорю: «Отдайте мне документы, мы в Москву уезжаем. Мама за нами едет». — «Откуда едет? А где же она была?» — «В Москве». — «А сколько же вы прожили одни?» — «Два года», — говорю. Тут голос у учительницы пропал, она куда-то убежала, потом привела всех учителей, а у них слезы на глазах. А я думаю, чего они ревут, все же нормально…

Какое-то время мы прожили на съемной квартире под Павловским Посадом. Затем нам дали барак под Люберцами, и там умерла мама. И лишь потом уже нашему старшему брату Гене, он работал в КГБ, дали большую квартиру в Люберцах, мы с братом и сестрой поселились в ней. Там я окончила школу и поступила в институт в Москве. Тут Нонна мне и говорит: «Переводись на вечерний, будешь со мной в киноэкспедиции ездить». И я стала дублировать актеров на съемках, сниматься в массовках.

Нонна Мордюкова с Ольгой Анохиной
С Ольгой Анохиной в фильме «Инкогнито из Петербурга». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Летом 1964 года работа для меня нашлась сразу в трех фильмах, которые снимались в Суздале: «Метель», «Женитьба Бальзаминова» и «Царская невеста». В последнем я дублировала актрису, исполнявшую роль Домны Сабуровой. А в «Метели» не только дуб­лировала Валю Титову в роли Марьи Гавриловны, но еще и гусара сыграла. Я же занималась верховой ездой, на лошади ездить умела. Вот мне приклеили усы, волосы убрали под кивер — и я поскакала в задних рядах среди гусар, пока конь меня не скинул…

На съемках «Женитьбы Бальзами­нова» режиссер Константин Воинов меня спрашивает: «Ты проститутку сыг­раешь?» Я покраснела, говорю: «Нет». И он пригласил на эту роль Наталью Крачковскую. Зато я сыграла барышню в эпизоде в саду Белотеловой (роль Нонны), а еще нищенку и монахиню. Однажды я сорвала дубль. Снимали, как Бальзаминов лезет в сад через забор в костюме трубочиста. Барышням из групповки выдали разноцветные платья на кринолинах, платки, заплели косы. Я там среди прочих сижу и вышиваю на пяльцах, меня хорошо видно в кадре. 

И вот по сценарию мы все должны были испугаться Бальзаминова и с визгом броситься в пруд. Подбегаем мы в этих кринолинах к берегу, и тут я вижу, что в воде полно пиявок. Говорю: «Не полезу». Но из-за того, что до этого я уже попала в кадр, без меня этой сцены нельзя было снимать. Так что мне соорудили деревянный помост, поставили там табуреточку, на лодке меня подвезли, и я на эту табуреточку встала. И когда все прыгнули в воду, я вместе со всеми орала. Смотрелось так, будто я раньше всех прыгнула.

В этом эпизоде была сцена, которую вообще снимали 28 дублей подряд: поцелуй Вицина с Нонной. То Воинову что-то не нравилось, то у операторов шел брак. В итоге почти смену на это потратили, Вицин весь был исцарапан, так как из забора, у которого снималась эта сцена, гвоздь торчал, а лицо его в итоге стало красным от крепких Нонниных поцелуев. Вицину было уже 47 лет, помню, как он все время ходил по городу с тросточкой — репетировал. Еще он тогда йогой занимался и в перерыве всегда где-нибудь уединялся, чтобы сделать упражнения. И Воинов в рупор на весь город кричал: «Гошка — йог проклятый, ты где там опять?»

Все знали, что у Воинова Роман с Лидией Николаевной Смирновой, игравшей сваху. Но хозяйкой на площадке она себя не чувствовала, напротив, режиссер часто был к ней беспощаден. Например, сцену, где она ест пироги, у оператора все никак не получалось снять, плохо работала камера, пришлось сделать 13 дублей. А я в этот момент работала реквизитором и бегала в пекарню докупать эти пироги. В итоге 13 кусков пирога Лидия Николаевна съела, отравилась ими, ей потом очень плохо было. А Воинов еще и кричал на нее при этом. Знаете, как режиссеры порой издеваются над теми, кого они любят…

Нонна Мордюкова с Владиславом Дворжецким
«С Дворжецким у Нонны так ничего и не вышло. Она прямо спросила: «У тебя есть дама сердца?» Он ответил уклончиво: «Ну, там…» Но сестре было достаточно, она в этом отношении очень щепетильная была, никогда не вклинивалась в чужие отношения» С Владиславом Дворжецким в фильме «Возврата нет». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В то лето у всех были какие-то бурные романы. В «Метели» Басов снимал Валентину Титову, в которую был бе­зумно влюблен. И когда она уезжала со съемок, он психовал, просто не мог без нее работать. Нонна же на съемки «Женитьбы Бальзаминова» приехала с Борей Андроникашвили, своим гражданским мужем. Боря был моложе ее на девять лет, но он ее очень сильно любил. И называл Нонну по-грузински «Богиня». А она его за глаза называла «Князь», он действительно был княжеских кровей, его мать из грузинских князей Андроникашвили, и Борис взял ее фамилию, а не отца — репрессированного писателя Бориса Пильняка.

Кстати, у Гурченко Нонна мужа не уводила, Нонна вообще никогда бы себе не позволила разрушить семью: Люся с Борей раньше расстались. Но однажды у нас в квартире (а жили мы тогда вчетвером в 1-м Неопалимовском переулке: Нонна, ее маленький сын Володя, Боря и я) раздался звонок. Нонна была в отъезде, Бори не было дома, я взяла трубку. Оказалось, звонит Гурченко. Спрашивает: «Ты кто?» Отвечаю: «Я не обязана вам представляться». — «Ты что — новая домработница?» Я и на этот вопрос отказалась отвечать. Тогда Гурченко догадалась: «А-а-а, я поняла — ты, наверное, сестра Нонны. А Борька дома?» — «Допустим, нет». — «Он к тебе там не пристает?» Тут уж я не выдержала: «Какие вы вопросы гадкие задаете» — и повесила трубку. Позже, когда мы с Люсей познакомились, мы посмеялись, вспомнив этот разговор…

Долгое время дома у нас была идиллия, Боря с Нонной прожили шесть лет. Газету выпускали, он Володю приучил читать. Я сама перечитала очень многое из его библиотеки, и Нонна тоже, так мы самообразовывались. У нас в доме было очень интересно жить, и все было бы хорошо, если бы только Борис еще и деньги зарабатывал… Он все сценарий писал, да так и не дописал. И при этом он Нонну страшно ревновал. Однажды на каком-то банкете после успешной сдачи фильма в Госкино кто-то из мужчин по-дружески похлопал Нонну по щеке. Все! 

Две недели Андроникашвили потом ее мучил. Уж очень темпераментный был: прибегал домой белого цвета, садился, потом снова бежал на улицу, метался как зверь, опять возвращался, все думал, может, ее кто-то подвезет и он их застукает. У них в комнате сервант стоял зеркальный, и я, когда пробегала по коридору, в его отражении через открытую дверь видела все Борины мучения. Но если ты женщину любишь, так сделай для нее хоть что-то. Ни-че-го! И вот однажды приходит Нонна в Дом кино и встречает свою подругу — Люду Хитяеву в шикарной шубе. А у той был гражданский муж — гонщик, который хорошо зарабатывал. Нонна на Люду посмотрела и в первый раз задумалась о том, что содержит мужчину, который обожает банкеты, вечеринки с друзьями, а ни копейки в дом не приносит. 

Нонна Мордюкова с сыном Владимиром Тихоновым
С сыном Владимиром Тихоновым в фильме «Русское поле». 1971 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Сама-то Нонна постоянно ездила на гастроли от бюро пропаганды, зарабатывала деньги, таскала с собой коробки пленки с фрагментами из фильмов, «колеса», как она их называла. Кормила и поила всю семью. И вот стоило ей ­уехать, как Боря вставал с дивана, собирал пивные бутылки, которые до этого копил, и бежал сдавать, а потом куда-то исчезал на пару дней. Я думала поначалу: не буду вмешиваться, а потом не выдержала и Нонне об этом рассказала. И она опять задумалась. И потихонечку стала его отдалять от себя, а потом резко сказала: «Все, уходи!»

К сожалению, женского счастья Нонна так и не нашла. Все ей попадались какие-то не те мужчины. Слава Тихонов, хоть по характеру был и слабоват для нее, во всяком случае был хорошим семьянином, все нес в дом. Но Нонна тогда была молодая и не оценила, лишь потом пожалела о Славе, когда попробовала строить жизнь с другими. Хотя сестра писала в своих воспоминаниях, что Тихонов ее по-настоящему никогда и не любил. Не знаю, мне так не кажется.

Расскажу про один ее несостоявшийся роман, о котором никто не знает. Были мы с ней в киноэкспедиции картины «Возврата нет», а там играл Владислав Дворжецкий. Жили в провинциальном летнем пансионате, который находился на берегу реки Северский Донец. Помню проявления огромной народной любви к Нонне на тех съемках. Вот подъезжает к нашему домику трактор с прицепом. Я как всегда во дворе что-то готовлю (печь стояла прямо на улице). 

Меня спрашивают: «Здесь Мордюкова живет?» — «Да, в этом доме». — «Ну, тогда здесь разгружаем». И начинают из прицепа выгружать арбузы, целую гору! Нонна с Владиславом возвращаются со съемок, а тут их уже арбузы ждут. В другой раз мужики тащат лодку из реки и кричат: «А Мордюкова тут близко живет?» Я говорю: «Да, вот здесь». Они мешок раков вываливают передо мной. Я — в ужасе! Хорошо, как раз у Дворжецкого был перерыв, и мы с ним давай этих раков собирать, они ж расползаются. Он их так ловко хватал и кидал сразу в кастрюлю.

И вот между Нонной и Владиславом возникла некая симпатия, взаимное притяжение. В этом же фильме снималась Татьяна Самойлова, и, как оказалось, она тоже была тайно влюблена в Дворжецкого. И вот однажды Нонна с Владиславом сидели в домике, она что-то рассказывала, а он все больше молчал. Но если уж что-нибудь скажет, то очень остроумно. И вдруг Татьяна Самойлова открывает окно снаружи и просто как кошка впрыгивает в комнату. Усаживается между Нонной и Владиславом. А перед диваном стоял столик, на нем какие-то закусочки, остатки обеда (я постоянно им кубанский борщ в этой экспедиции готовила в огромной кастрюле. Вся группа мои борщи ела). И вот Самойлова упирается двумя ногами в край стола и опрокидывает его, все летит на пол. Так она ревновала, пока не завела роман с очень молодым парнем, лет восемнадцати. И вот они уже с ним вдоль речки гуляют, яблочками Самойлова его угощает, а сама просто светится от счастья.

Нонна Мордюкова
«После войны Нонна сразу поехала поступать во ВГИК. Это ей Сергей Бондарчук посоветовал, он когда-то с Нонной учился в одной школе. Встретил ее и говорит: «Поезжай в Москву поступать, только маме не говори» В фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

А у Нонны с Владиславом так ничего и не вышло. Поехали они в соседний поселок на машине. И Дворжецкий увидел там в магазине женское платье, купил. Нонна прямо спросила: «У тебя есть дама сердца?» Он ответил уклончиво: «Ну, там…» Но сестре было достаточно, она в этом отношении очень щепетильная была, никогда не вклинивалась в чужие отношения.

Потом у Нонны был еще роман с молодым артистом Юрием Каморным. Он ее очень настойчиво добивался. Я как-то бегу на свиданку и замечаю Каморного недалеко от нашего дома. Он, оказывается, комнатку снял неподалеку, чтобы за Нонной следить и подкарауливать ее. Разница между ними была 19 лет, и Нонна из-за этого очень комплексовала. Помню, пошли мы все вместе в Дом кино, Нонна с Каморным идут под ручку. И вдруг подходит к ним одна актриса и говорит: «Нонн, привет. Ой, Вовочка (на Каморного), как же ты вырос, какой стал хорошенький». То есть приняла Юрия за сына Мордюковой и Тихонова. Нонна своего спутника ткнула в бок: «Понял? Ты понял, что так будет всегда!» Напрасно Юрий ее утешал: «Нонн, ну ладно тебе, поговорят-поговорят и перестанут».

И вот однажды я занималась в комнате с Володей, уроки у него проверяла. А в бывшем Борином кабинете Нонна с Юрием выясняли отношения. Вдруг слышу: бах! И Нонна закричала. Я подумала, может быть, ваза упала. Прибегаю, а у Каморного из руки кровь хлещет. Оказывается, он принес пистолет и сказал Нонне: «Выйдешь за меня? Если ты мне откажешь, я в себя выстрелю». Она ответила: «Нет». Не поверила. Слава богу, пуля прошла навылет, еще и дверь задела. Стали мы перекисью останавливать кровь. «Скорую» вызывать нельзя — выплывет, что в доме у Мордюковой «огнестрел». Жуткий вышел бы скандал. И неприятности брату, служившему в Германии по линии КГБ. Пришлось самим справляться. Юрий сильно побледнел, крови потерял много, губа нижняя дрожит — судорога. И вдруг он говорит: «Нонна, если ты мне откажешь, я и вторую руку прострелю». Она кричит: «Все, уходи, видеть тебя не могу!» Но не выгнала в тот день, оставила у себя — куда же ему идти в таком состоянии. Рука его зажила потом, все обошлось.

Через какое-то время он нам звонит, приглашает куда-то. Нонна говорит: «Ну, давай съездим, слава богу, не к нам домой просится». Приезжаем мы на какую-то квартиру, а там из Большого театра балериночки, такие хорошенькие, молоденькие, стройные. И среди них Юра — один парень. Мы заходим, Нонна очень красивым движением скидывает шаль и говорит: «Здравствуйте, а что молчим? Давайте поговорим о том, о чем вы молчите!» И тут же еще шутку какую-то следом, и уже все смеются, обстановка разрядилась. Помню, как Юра с гордостью и восхищением говорил: «Вот видите, она какая, я же вам говорил». И повторял это весь вечер — так был влюблен мальчишка…

Нонна Мордюкова с Георгием Вициным
«К сожалению, женского счастья Нонна так и не нашла. Все ей попадались какие-то не те мужчины. Слава Тихонов был хорошим семьянином. Но Нонна тогда была молодая и не оценила, лишь потом пожалела о Славе, когда попробовала строить жизнь с другими» С Георгием Вициным в фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Мужчинам с Нонной было интересно, даже тем, с кем она просто дружила. Взять хотя бы Гелю Коновалова. Геля был мулатом: мать русская, а отец — темнокожий, поэтому его взяли в фильм «Баллада о Беринге» играть арапа Петра Великого. Нонна там играла императрицу Анну Иоанновну, и вот у них завязалась дружба. А в фильме снималось несколько лилипутов. И Геля брал в охапку одного лилипута, с которым они тоже подружились, и они втроем такой вот колоритной компанией гуляли по Невскому. Молва потом приписала Геле и Нонне роман, но это неправда.

Ей даже с певцом Юлианом роман приписывали. А ведь он практически заменил ей сына… В последние годы он был одним из немногих, кто регулярно Нонну навещал и кого она допускала к себе. Он никогда не приходил без подарков: то приемничек принесет, то какие-то часы, на Пасху — куличи, яйца. Юлиан был Нонне благодарен — в трудный для него период в жизни она ему очень помогла, приютила. И вот они строили планы, репетировали, собирались вместе ездить с концертами, песню петь дуэтом. Но не успели. Нонна слегла, и Юлиан спел эту песню с Людмилой Зыкиной. Сестра очень переживала, но не обиделась, так как понимала, что сама уже не сможет. Теперь Юлиан Нонну на кладбище навещает…

Очень большая симпатия связывала сестру и с Никитой Сергеевичем Михалковым, еще со времен съемок фильма «Родня». В последние годы Никита опекал Нонну и следил за ее здоровьем, всегда устраивал в больницы, присылал машину с помощником по первому зову. Он настолько проникся к ней, что до сих пор помогает нашей сестре Наташе, которая ухаживала за Нонной.

Уходила она спокойно. Кто-нибудь из родственников все время дежурил в ЦКБ. Я ее спрашивала: «Нонна, скажи, что ты хочешь?» Я все время задавала ей такой вопрос. Один раз она мне сказала: «Я очень хочу прозрачные ажурные перчаточки, чтобы надевать их, когда меня в больницу кто-то навестить приходит». Я ей достала такие, хотя найти ажурные перчатки оказалось не так просто. И Нонна любила их надевать и смотреть на свои руки…

Я бесконечно радуюсь тому, что сестру помнят и любят зрители. Недавно кубанское землячество мне вручило документ, в котором написано, что по опросу жителей Краснодарского края лауреатом в номинации «Духовное имя Кубани» стала Нонна Викторовна Мордюкова. В Ейске Нонне стоит памятник. Скульптор изобразил ее в том самом платьице-«татьянке», в котором Нонна приехала поступать в Москву. Памятник стоит на очень невысоком постаменте, и все желающие забираются к бронзовой Нонне на колени и фотографируются. 

Это уже стало доброй традицией для брачующихся пар и гостей города — сфотографироваться с Нонной Мордюковой. Я один раз прихожу к памятнику, а на ногах ногти покрашены. Кто-то сделал Нонне педикюр. Я побежала, купила целую бутылку ацетона, памятник-то большой, и давай этот лак снимать. Звоню возмущенная сестре Наташе, а она говорит: «Зачем стираешь, оставь, Нонне бы понравилось!» Тут смотрю, на колени к Нонне мужик забирается, а жена его вокруг бегает, фотографирует. И я, уже и так расстроенная, говорю: «Мужчина, вы же сели к женщине на колени, еще и улыбаетесь». А Наташа в трубку услышала и опять меня успокаивает: «Не сгоняй его, Нонна бы довольна была!» Наверное, и правда Нонна была бы довольна…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог