Людмила Шагалова договорилась с мужем не изменять друг другу

О жизни актрисы рассказал близкий друг.
Павел Соседов
|
05 Июля 2020
Екатерина Шагалова с Леонидом Куравлевым
С Леонидом Куравлевым в фильме «Не может быть!». 1975 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«На Аллее славы в Голливуде Андрей Миронов заговорщически предложил Шагаловой: «Ляля, а почему бы нам тоже не оставить тут свои отпечатки? Разве мы не достойны? Есть губная помада? Доставай!» Шагалова приложила ладони к граниту, и Миронов обвел по контуру ее руки помадой. А она обвела следы ног Андрея — и оба расписались!» — рассказывает друг актрисы, шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм», журналист Сергей Капков.

Сергей Капков
Сергей Капков

В жизни все знакомые называли Людмилу Шагалову просто Ляля — так звали ее героиню в дебютном фильме. Она попала в кино очень рано — в 14 лет снялась в картине «Семиклассники» знаменитого Якова Протазанова — патриарха отечественного, еще немого, кино. Существует несколько версий того, как Людмила попала в эту картину. По одной из них режиссер увидел смешную курносую девчонку в кинохронике: Людмилу в числе других детей выбрали, чтобы приветствовать спасенных героев — полярников-папанинцев в Колонном зале Дома союзов. Мне же Людмила Александровна рассказывала вот что: «Как-то после уроков возле школы я подралась с одной девчонкой — уже не помню из-за чего (это было в центре Москвы, семья Шагаловых тогда жила на Никитском бульваре). 

Разняла нас совсем незнакомая тетенька, взяла меня за руку и сказала: «Пойдем со мной». Испугавшись, что поведут к директору, я закричала: «В школу не пойду!» — «Не в школу, а на киностудию «Союздетфильм», — ответила женщина. Услышав это название, я еще больше испугалась и тут же соврала: «Мне нельзя, я на карантине, у меня сестра больна дифтеритом!» Тогда женщина меня отпустила, но записала мой телефон. Через несколько дней нам домой позвонили из съемочной группы Протазанова и меня пригласили на пробы…» На съемках «Семиклассников» Шагалова много импровизировала, смело предлагала режиссеру свои идеи — например, в каких еще сценах может появиться ее героиня. Это Протазанову нравилось, он ей с улыбкой говорил: «Какая ты хитренькая», — но расширял и расширял роль Ляли. Так Яков Александрович открыл Людмиле Шагаловой дорогу в кино, а еще и подарил имя Ляля, которое ей очень шло.

Людмила Шагалова потеряла мать, когда ей не было и трех лет. Отец был военным комиссаром, занимал высокий пост в Красной армии. Служил он в Белоруссии, там и родилась будущая актриса. Когда Людмиле было пять лет, отца перевели по службе в Москву, где воспитанием девочки занялась бабушка. А в самом конце тридцатых годов Александра Шагалова, который тогда занимал должность заместителя нар­кома танковой промышленности, арестовали и отправили в лагерь. Людмила Александровна никогда на это не жаловалась, но фактически она росла одиноким ребенком: мать умерла, отец репрессирован. Словно в утешение в ее жизни появился кинематограф в лице Якова Протазанова с фильмом «Семиклассники». Но едва начавшуюся кинокарьеру прервала война. В эвакуации Людмила Шагалова оказалась в Челябинске, там девушка устроилась на работу на тракторный завод, который был переоборудован под выпуск танков. Она проработала там два с половиной года комендантом охраны. 

Екатерина Шагалова с Георгием Вициным
«Шагалова сделала из матушки Бальзаминова такой шедевр, что после выхода фильма была признана советскими зрителями лучшей актрисой года» С Георгием Вициным в фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Удивительно, но однажды на заводе состоялась встреча рабочих с кинематографистами — Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой, будущими учителями Людмилы. В 1943 году Шагалова вернулась из эвакуации в Москву и стала готовиться к поступлению в институт, но не театральный. В тяжелые для страны дни войны Людмила решила получить серьезную профессию и повезла документы в институт иностранных языков — бабушка обучала ее немецкому и французскому языкам. Ожидая автобус, на остановке она увидела объявление о том, что в Москву из эвакуации вернулся ВГИК и идет прием абитуриентов. Шагалова разорвала заявление в иняз и отправилась сдавать экзамены в институт кинематографии. Так и решилась ее судьба — она стала студенткой мастерской, которую набрали Сергей Герасимов и Тамара Макарова, это был их самый первый набор. Позже этот курс окрестят «молодогвардейским».

Во ВГИКе определилась и личная судьба Людмилы Шагаловой — она познакомилась с будущим мужем Вячеславом Шумским. Получив ранение на фронте, он был комиссован и пришел учиться на оператора. Людмила Александровна говорила, что тогда институт был «зеленым» — в гардеробе ВГИКа висели сплошные шинели. Многим ребятам их поколения пришлось повоевать, а девушкам часто шили пальто из солдатских шинелей. Фронтовиками были и однокашники Шагаловой и Шумского — Станислав Ростоцкий и Сергей Бондарчук. Ростоцкий и Шумский очень подружились. Вячеслав Михайлович оператор самых главных картин Станислава Иосифовича: «На семи ветрах», «Герой нашего времени», «...А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «Доживем до понедельника». Вячеслав Шумский был очень красивым, высоким и обаятельным молодым человеком. Людмила Александровна вспоминала: «Когда впервые его увидела, подумала: какой симпатичный парень и хромает». А Шумскому очень приглянулась задорная и симпатичная студентка Шагалова, и он начал ухаживать за ней. 

Делал это трогательно, вместо цветов приносил бутерброды с маслом, что в голодные послевоенные годы было дороже всяких драгоценностей, а однажды подарил теплые чулки… В их жизни многое было символично. Как потом выяснилось, они могли познакомиться раньше — в день начала войны. 22 июня 1941 года они оба были в кино, в одном кинотеатре, на одном и том же сеансе, но не были знакомы друг с другом. Зрители, выходившие на улицу после окончания фильма, замирали перед репродуктором — по радио сообщалось о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Этот факт своей совместной биографии Шумский с Шагаловой установили много позже. А отсчет супружеской жизни вели от Дня Победы 9 мая 1945 года. Этот день молодые провели вместе и в ту ночь впервые остались наедине. Как в разговорах со мной утверждали супруги, они никогда не были официально женаты. Не знаю, получилось ли у них на самом деле прожить всю жизнь без штампов в паспортах, но говорили они именно так, ссылаясь на суеверность Людмилы Александровны. При этом они были образцовой семьей, имели сына, внуков.

Екатерина Шагалова с Максимом Штраухом и Борисом Битюковым
С Максимом Штраухом и Борисом Битюковым в фильме «Дело № 306». 1956 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Шагалова сыграла свою знаковую роль Вали Борц в фильме «Молодая гвардия», еще учась во ВГИКе. Картину снимал руководитель их курса Сергей Аполлинариевич Герасимов. Валерия Борц была одной из немногих выживших молодогвардейцев. Шагалову с Борц познакомил Герасимов, когда репетировал со студентами спектакль «Молодая гвардия». Людмила рассказывала, что Борц пришла на одну из репетиций и поначалу держалась очень сдержанно. Но Лялино обаяние могло растопить и смягчить кого угодно — со временем они с Борц стали подругами, и этой дружбой Шагалова очень дорожила и гордилась. Во внешности Шагаловой было мало общего с прототипом ее героини. Но Валя многое рассказала Людмиле о своей жизни и событиях тех страшных лет, дала нужные краски для роли — и актриса создала очень точный и запоминающийся образ. В романе и сценарии линия Вали Борц была недостаточно хорошо прописана. Тогда Шагалова придумала, что будет играть влюбленность в Сергея Тюленина. Герасимов и Борц эту идею приняли — так в фильме появилось несколько незапланированных эпизодов. Это оценил даже автор романа Александр Фадеев. Такую трактовку не принял лишь один человек — мать Сергея Тюленина. Она Валерию Борц не любила и категорически отрицала возможность такого романа. 

У этой женщины вообще на все был свой принципиальный взгляд. Например, когда она приехала в Москву смотреть спектакль «Молодая гвардия», прямо во время действия вслух возмутилась: «Почему это мой Сережа босиком бегает, у него всегда ботиночки хорошие были!» Создателям «Молодой гвардии» была присвоена Сталинская премия. Поначалу молодых исполнителей главных ролей в список лауреатов не включили, сославшись на то, что они еще студенты. Но Сергей Аполлинариевич настоял на том, чтобы Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов и Людмила Шагалова разделили премию с другими участниками картины. Герасимову даже пришлось убрать из списка свою жену Тамару Макарову, чтобы одним из лауреатов могла стать Ляля. Сергей Аполлинариевич, как мудрый и тонкий человек, Шагалову этим очень поддержал. Эта награда облегчила и участь отца Людмилы. Представляете, дочь становится лауреатом Сталинской премии, а ее отец, заключенный сталинского лагеря, узнает об этом по радио. Александру Шагалову сразу смягчили условия содержания. Он выжил, вернулся домой после смерти Сталина, но был уже пожилым, нездоровым и «потухшим» человеком.

Екатерина Шагалова с Людмилой Гурченко и Лидией Смирновой
С Людмилой Гурченко и Лидией Смирновой в фильме «Дача». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Сергей Герасимов больше никогда не снимал свою ученицу в кино — возможно, просто не мог найти для нее в своих картинах подходящих ролей. У Людмилы Александровны были огромные голубые, очень красивые глаза. От природы она была темно-русая. Но, окончив институт, перекрасилась в блондинку, и ей это очень шло. Шагалова запомнилась зрителям именно такой — блондинкой, с пышными взбитыми волосами — абсолютно западного типажа. Неудивительно, что в советском кинематографе ролей для актрисы с такой внешностью было немного. Первой работой Людмилы Шагаловой после окончания ВГИКа стала картина «Прощай, Америка!» Александра Довженко, там пригодился западный шарм Шагаловой — она сыграла роль секретарши-американки Сесилии Вонг. Но этот фильм постигла незавидная участь. Его положили на полку, так как в тот период изменилась генеральная линия партии относительно Америки. Фильм увидели зрители лишь в 1996 году — через сорок пять лет после съемок (когда уже и Шагалова закончила свою кинокарьеру) — и он был признан пропагандистским.

Еще одной значительной ролью для Людмилы Александровны стала Катя в комедии «Верные друзья» Михаила Калатозова. Ее партнерами в этом фильме были корифеи советского кино: Василий Меркурьев, Борис Чирков, Алексей Грибов. Молодой актрисе выпала тяжелая и ответственная задача: ей пришлось без дублеров сниматься в сцене, когда буквально по ней бежал табун лошадей. По сюжету ее героиня пытается остановить неуправляемый табун, но кони сбивают ее с ног и несутся дальше. Накануне съемки Василий Меркурьев, как опытный актер, попытался Шагалову отговорить участвовать в опасной сцене. Она послушала его совета и стала отказываться. Но режиссер Михаил Калатозов, известный своей страстью к достоверности, сказал Людмиле: «Я пригласил тебя — актрису из «Молодой гвардии» — в на­дежде на то, что ты не трусиха. Но если боишься, то будем, конечно, снимать куклу». Шагалову заверили, что лошадь никогда на человека не наступит, и актриса согласилась на один дубль. В итоге дублей было пять. 

Страшно представить, что пришлось пережить молодой девушке, над которой пролетал табун лошадей… А при сдаче фильма киноначальники стали настаивать, что сцену с табуном надо вырезать — посчитали ее неуместной в кинокомедии. Но Калатозов, осознававший, какой опасности подверг актрису, отстоял эпизод. Людмиле Александровне всегда было обидно, что имя Михаила Калатозова накрепко связано лишь с картиной «Летят журавли», которая победила на Каннском кинофестивале, а замечательную комедию «Верные друзья», получившую первый приз на фестивале в Карловых Варах, вспоминают редко. Эту награду Шагалова ездила получать вместе с Василием Меркурьевым. После отъезда за границу автора сценария этого фильма Александра Галича «Верных друзей» на много лет запретили к показу. Кстати, с семьей Галича Шагалова и Шумский очень дружили — они жили в соседних домах и часто становились первыми слушателями песен Александра Аркадьевича. Людмила Александровна очень сожалела, что Галич с женой Ангелиной эмигрировали, считала это необдуманным поступком с его стороны: «Да, им было трудно, как и другим поэтам-шестидесятникам, но их никто не выгонял — они сами уехали. А надо было перетерпеть…»

Екатерина Шагалова с Николаем Рыбниковым
С Николаем Рыбниковым в фильме «Дядюшкин сон». 1966 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В «Верных друзьях» Шагалова играет молодую девушку, а спустя всего 10 лет получает предложение сыграть старуху в фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». На тот момент актрисе было лишь 39 лет, и, конечно, такой роли она сперва не обрадовалась, подумав с грустью: «Неужели, я так плохо выгляжу?!» Но все же согласилась сниматься и позднее была очень благодарна режиссеру: «Я поняла, что мне не чужды характерные роли. Это помогло мне безболезненно перейти и к возрастным персонажам». В итоге Шагалова сделала из матушки Бальзаминова такой шедевр, что после выхода фильма была признана советскими зрителями лучшей актрисой года! Самым тяжелым на этих съемках оказалась ежедневная процедура нанесения возрастного грима. Делали его больше двух часов, иногда доходило до трех. Людмила Александровна говорила: «Тут тянут, там рисуют, тут клеят. Все это было болезненно, и порой выдерживать эту процедуру уже не хватало сил, но я терпела. А в зеркало старалась даже не смотреть, чтобы не видеть, кого из меня «лепят». 

Терпела она эти муки не одна — у Георгия Вицина грим тоже был сложный и долгий. Только с обратным эффектом: если из 40-летней Шагаловой делали старуху, то из 46-летнего Вицина — молодого парня. Но на гриме Вицин всегда был спокоен, пребывал в веселом расположении духа и гримеров не торопил. Он занимался йогой и с приближением заката уходил медитировать. «Где Вицин? — кричал возмущенный Воинов в мегафон. — Солнце садится, надо сцену доснять!» — «Ничего страшного, — отзывался Георгий Ми­хайлович, — завтра оно снова взойдет, вот и доснимем». Кстати, с Вициным у Шагаловой были очень хорошие отношения, несмотря на все его странности. Людмила Александровна и Георгий Михайлович часто оказывались партнерами в кино, причем в самых не­ожиданных сочетаниях: в «Женитьбе Бальзаминова» Шагалова сыграла его мать, в картине «Не может быть!» они исполняли роли супругов, а в фильме «А вы любили когда-нибудь?» уже Вицин играл забавную старушку — мать героини Шагаловой».

«Женитьбу Бальзаминова» снимали в Суздале. В перерывах между съемками Людмила Александровна с Екатериной Федоровной Савиновой ходили по городу в гриме и исторических костюмах, так как снимать их было очень долго. Конечно, никто в них не узнавал популярных актрис, и к Шагаловой относились соответственно. Одна местная бабуля даже прониклась к «матушке Бальзаминова» дружескими чувствами и однажды спросила Шагалову, которая вышла из подъезда гостиницы без грима: «Дочка, не знаешь, где моя знакомая? Не заболела ли? Что-то давно ее не видно…» «Зато, когда мы приехали в Суздаль уже после выхода картины, — рассказывала Людмила Александровна, — и я пошла на рынок, все торговки меня узнали — это был настоящий успех! Меня как императрицу встречали, одаривали и звали в гости».

Екатерина Шагалова с мужем Вячеславом Шумским
С мужем Вячеславом Шумским
Фото: Из семейного архива

И во внешности Шагаловой, и в имени Ляля было что-то детское, кукольное. Может быть, поэтому так успешно сложился ее «роман» с детским кинематографом. Свои работы в фильмах для детей она очень любила: «Остров сокровищ», «Пеппи Длинныйчулок», «Сказка о потерянном времени»… Этот фильм снимался практически одновременно с «Женитьбой Бальзаминова», и по иронии судьбы в «Сказке о потерянном времени» молодой актрисе тоже пришлось играть старушку, точнее девочку, которая состарилась из-за козней злых волшебников. Людмила Александровна говорила, что ей нравятся такие сюжетные «перевертыши» и в кино, и в жизни. Но, играя в детском фильме, пришлось серьезно попотеть. Сцену, когда постаревшая девочка Маруся прыгает через веревочку, снимали почти полную рабочую смену! В итоге актрисе пришлось вызывать «скорую» прямо на съемочную площадку!

Екатерина Шагалова
«Людмила Александровна никогда на это не жаловалась, но фактически она росла одиноким ребенком: мать умерла, отец репрессирован. Словно в утешение в ее жизни появился кинематограф» В фильме «Дуэль». 1961 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

И, конечно, в числе любимых фильмов актрисы был детский фильм «Усатый нянь». Фрагменты из него она обязательно показывала на своих творческих вечерах. В фильме есть эпизод, когда говорящий попугай садится к героине Шагаловой — заведующей детским садом — на плечо и «докладывает» ей на ушко обстановку. Сам эпизод — крошечный, а снять его не могли очень долго. Попугая же как-то нужно было заставить прилететь на плечо к актрисе, повернуться к ней, «пошептать» на ушко и улететь из кабинета. Дрессировщики никак не могли с ним справиться, но потом все же кое-как усадили попугая к Людмиле Александровне на плечо. Но заставить его «говорить» героине в ухо никак не могли. И тогда режиссер Владимир Грамматиков придумал фокус: он попросил разрешения у актрисы положить ей в ухо орешек, чтобы привлечь внимание птицы. И Шагалова, конечно, согласилась — была готова терпеть любые неудобства ради дела. Но как заставить попугая вылететь обратно в дверь? Добиться этого так и не смогли. 

В итоге при монтаже применили эффект обратной съемки, поэтому в фильме попугай «вылетает» в дверь хвостом вперед! Шагалова с большой симпатией относилась к своему молодому партнеру по этому фильму Сергею Проханову и режиссеру картины Владимиру Грамматикову. Когда-то она была в жюри вгиковского фестиваля и ей понравилась работа одного начинающего режиссера. Призового места его картина не заняла, но Людмила Александровна имела право вручить ему свой собственный приз, что она и сделала. Принесла из дома бюстик Чехова, украшавший книжный шкаф, и вручила дебютанту. Этим режиссером был Владимир Грамматиков. Через несколько лет он пригласил Людмилу Александровну в свой фильм «Усатый нянь». Шагалова любила молодежь, в Союзе кинематографистов помогала начинающим пробивать сценарии, получать жилье, телефоны. Обожала работать с дебютантами в кино: даже будучи статусной актрисой, соглашалась сниматься в дипломных работах или эпизодах. И часто делала это, чтобы просто помочь своей фамилией в титрах.

Екатерина Шагалова с Олегом Анофриевым
«И во внешности Шагаловой, и в имени Ляля было что-то детское, кукольное. Может быть, поэтому так успешно сложился ее «роман» с детским кинематографом» С Олегом Анофриевым в фильме «Сказка о потерянном времени». 1964 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Она была эдаким «моторчиком» по жизни. Выпускала домашнюю семейную стенгазету, собирала значки, открытки, марки — привозила их из всех стран, куда ездила на кинофестивали или с делегациями кинематографистов. Путешествия и были главным увлечением жизни Людмилы Александровны. За свою жизнь она посетила больше сорока стран. Только в США была два раза. В одной из поездок в Америку в делегации кинематографистов оказался Андрей Миронов. В Голливуде советским артистам показали Аллею славы, где оставляют отпечатки рук и ног знаменитые киноактеры. Андрей с Людмилой Александровной немного отстали от группы, и Миронов заговорщически предложил: «Ляля, а почему бы нам тоже не оставить тут свои отпечатки? Разве мы не достойны?» — «А как?» — загорелась Людмила Александровна. — «Есть губная помада? Доставай!» — скомандовал Андрей. Шагалова приложила ладони к граниту аллеи, и Миронов обвел по контуру ее руки помадой. А она обвела следы ног Андрея — и оба расписались!

Другая удивительная история случилась с Шагаловой во Вьетнаме, куда она поехала представлять картину «Дело № 306», фактически первый советский детектив. Лишь только Людмила Александровна сошла с поезда на перрон в Ханое, как ее окружила толпа женщин. Она подумала, что, наверное, это встречающие, как вдруг женщины потянули руки к ее голове и стали буквально рвать на актрисе волосы. От боли и неожиданности она присела, обхватив голову руками. Тут подоспели стражи порядка и разогнали толпу. Оказалось, что для местных жителей блондинка с европейской внешностью — как инопланетянка. Во Вьетнаме Шагалова заказала себе национальное платье у уличных портных. А к платью купила традиционную азиатскую конусовидную шляпу. И когда в этом наряде Шагалова вышла на встречу со зрителями, которая проходила на десятитысячном стадионе, все как один дружно встали и принялись скандировать! «Я снова почувствовала себя «молодогвардейкой», — вспоминала Шагалова. — Ведь после «Молодой гвардии» нас с однокурсниками зрители встречали как настоящих героев, буквально носили на руках. На встрече в Иваново даже подняли машину, в которую мы сели после выступления!»

Людмила Александровна была очень трезвым по отношению к себе человеком. При всех своих позитивности и легкости она очень четко, и даже иногда жестко, оценивала себя и свою жизнь. Наверное, поэтому и из кино ушла преждевременно, когда была еще в полном здравии и прекрасной форме. Дала себе слово, что не будет сниматься после семидесяти лет. Но ушла даже чуть раньше, не хотела на экране выглядеть молодящейся и нелепой, как некоторые коллеги. Ее очень сильно ранило, когда в поликлинике врач, к которой она пришла на прием, вдруг сказала с сожалением: «Ой, Людмила Александровна, как вы изменились…» Возможно, это и стало поводом: актриса решила — надо остаться в памяти зрителей такой, какой была в лучших своих фильмах.

Екатерина Шагалова с Татьяной Васильевой и Елизаветой Никищихиной
С Татьяной Васильевой и Елизаветой Никищихиной в фильме «Пеппи Длинныйчулок». 1984 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Последняя ее картина «Ссуда на брак» вышла в 1988 году, а мы познакомились в начале девяностых. Мне было слегка за двадцать, и я был начинающим журналистом. Обожал советские кино и мультипликацию, брал интервью у любимых артистов. Телевизионным журналистам Шагалова категорически отказывала, так как дала слово не появляться на экране, а на разговор со мной для газеты согласилась. У нас с первой встречи установился хороший человеческий контакт, и я стал периодически бывать у них с Вячеславом Михайловичем. Жили они в квартире на втором этаже ко­оперативного «актерского» дома у метро «Аэропорт». Квартира Шагаловой и Шумского была двухкомнатной, уютной и элегантно обставленной руками Людмилы Александровны. Соседями по подъезду были знаменитые кинематографисты, например, Леонид Гайдай с Ниной Гребешковой, правда они жили весьма обособленно. А остальные соседи охотно общались семьями и ходили друг к другу в гости: Всеволод и Лидия Санаевы, Майя Булгакова, Любовь Соколова, Георгий Юматов и Муза Крепкогорская (однокурсница Шагаловой). 

Вячеслав Михайлович ушел из кино еще раньше супруги — стали сказываться фронтовые травмы, и стоять за камерой было уже тяжело. Наконец, они смогли посвятить себя друг другу и семье — наверстать то время, которое провели порознь в киноэкспедициях. С удовольствием общались и занимались с внуками, Людмила Александровна ими гордилась и говорила, что они ей очень помогают. Единственный сын Шагаловой и Шумского Геннадий пошел по родительским стопам, после школы поступил во ВГИК, но на режиссерский факультет. Он снял интересную дебютную картину «Голубой портрет». Геннадия приглашали в кино и в качестве артиста. Например, он сыграл одну из главных ролей в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель» по Пушкину. Но по каким-то неизвестным мне причинам его кинокарьера не сложилась, и со временем Геннадий Шумский ушел из кино и сменил профессию.

Когда Людмила Александровна ослепла и перестала выходить из дома, у супругов совершенно поменялся уклад жизни. Раньше это был хлебосольный дом, в котором гости были желанны. Шагалова всегда хорошо выглядела, внимательно относилась к своему внешнему виду, ухаживала за лицом, тщательно укладывала волосы в своем фирменном стиле, умело делала себе макияж и модно одевалась. А тут все изменилось… Она перестала видеть свое отражение в зеркале, и это заставило ее отказаться от живого общения с друзьями и закрыться дома. Когда супруга потеряла зрение, все хозяйственные дела Вячеслав Михайлович взял на себя: ходил в магазин, готовил, стирал, убирался. И это при том, что он был старше Людмилы Александровны, с войны имел незаживающую рану и ходил с палочкой. Вячеслав Михайлович навсегда выключил в доме телевизор. 

Екатерина Шагалова с Александром Панкратовым-Черным и Николаем Парфеновым
С Александром Панкратовым-Черным и Николаем Парфеновым в фильме «Где находится нофелет?». 1987 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

С тех пор они оба слушали только радио. В девяностые я года три работал на радио, поэтому у них ассоциировался с радио в целом. И когда супруги бывали недовольны чем-то услышанным, не важно на какой волне, звонили мне: «Сережа, вы передайте там своим коллегам…» Вячеслав Михайлович стал много читать жене вслух — он приносил свежую прессу и покупал книжные новинки. Людмила Александровна внимательно слушала и иногда звонила кому-нибудь, чтобы поделиться впечатлениями. Например, мне: «Сережа, мы прочитали детектив Акунина (Борис Акунин* стал ее любимым писателем последних лет) про Эраста Фандорина. Вы тоже должны обязательно прочитать эту книгу, чтобы мы могли с вами ее обсудить…» Так, через общение по телефону, Шагалова поддерживала свою активность, к которой привыкла. А номера друзей и близких она помнила наизусть.

Екатерина Шагалова
«Шагалова запомнилась зрителям именно такой — блондинкой, с пышными взбитыми волосами — абсолютно западного типажа. Неудивительно, что в советском кинематографе ролей для актрисы с такой внешностью было немного» В фильме «Дача». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Воспоминания о Людмиле Александровне и Вячеславе Михайловиче, об их невероятных образцовых супружеских взаимоотношениях меня очень греют. Была у них одна шутка, которую они испытывали на мне. Людмила Александровна говорила: «Я была очень привлекательной, известной, за мной пытались ухаживать многие. Вячеслав Михайлович тоже был красавцем, знаменитым оператором. В своих фильмах он всегда с мастерством и нежностью снимал женщин. Взять хотя бы «...А зори здесь тихие» — фильм, где в кадре сразу столько молодых красивых актрис. Поэтому и у него, и у меня соблазнов было много. Мы оба это прекрасно понимали, и, когда начали жить вместе, дали друг другу слово, что... не больше двух раз». Дальше наступала пауза, в которую оба супруга, сдерживая улыбки, ждали моей реакции. А я, не понимая юмора, пребывал в растерянности и лишь отводил глаза. Насладившись моим смущением, Людмила Александровна добавляла: «И мы сдержали слово!» Зная их безупречное отношение друг к другу, я уверен, разговоры об изменах были лишь шуткой.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог