Людмила Иванова: «Влюбляться Ефремову было необходимо для того, чтобы быть на подъеме»

«Театр, который создавал Олег, был не похож ни на что, существовавшее раньше», — вспоминает актриса Людмила Иванова.
«Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.) «Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.) Фото: Мосфильм-инфо

— Сколько часов он провел в кабинетах чиновников, убеждая, умоляя, угрожая, — не сосчитать. Однажды к 50-летию Октября Ефремов подготовил пьесу о революционерах — «Большевики». Работа была проведена огромная: Олег прочитал много книг, водил актеров по музеем, они без конца смотрели документальные фильмы о съездах партии… И вот накануне главного прогона Ефремов узнает, что председатель Главлита Романов уже подписал запрет на постановку. Но пока ему официально об этом не сообщили, можно действовать. Олег бросился за помощью лично к министру культуры Фурцевой. Он поехал к ней в министерство, добился приема и пригласил на прогон. А если честно, со слезами уговорил, умолил приехать, вытащив ее с совещания.

Фурцева посмотрела спектакль и, когда в финале актеры запели «Интернационал», поднялась и подпела. После этого мы поняли: пьеса спасена. Это было за три года до ухода Ефремова из театра…

Сейчас говорят, что Ефремов ушел потому, что к 1970 году в «Современнике» начался кризис. Да, многое изменилось. Уже у актеров были семьи (и совсем не обязательно — внутритеатральные), дети... Мало кто был готов по-прежнему работать не только день, но и ночь. Наверное, поуменьшилось и атмосферы братства. Но я думаю, что Олег ушел не из-за этого. Еще будучи студентом Школы-студии, он мечтал работать в главном театре страны — МХАТе. А его туда почему-то не взяли, хотя ефремовская яркость всегда была очевидна.

Рассказывали, что, выйдя с товарищами за двери МХАТа, Олег крикнул: «Я буду здесь главным режиссером!» И вот теперь МХАТ надо было спасать. Старые актеры сами приняли такое решение, они сами пригласили Ефремова.

О том, что ведутся такие переговоры, Олег предпочитал не распространяться. И когда во время гастролей «Современника» в Алма-Ате он на три дня отлучился в Москву, никто и не подозревал, что это может означать. Как позже выяснилось, Ефремова вызывала Фурцева, чтоб сообщить: приказ о его назначении во МХАТ подписан. В Алма-Ату Олег вернулся очень взволнованным. Собрал в своем гостиничном номере ядро труппы — Волчек, Квашу, Евстигнеева, Толмачеву, Козакова… Сказал: «Такие дела…

«Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.) «Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.) Фото: Валерий Плотникова

Мне предложили возглавить МХАТ, и я уже дал согласие». Как мы потом поняли, Ефремов был уверен, что основные актеры «Современника» пойдут за ним. Но они отказались наотрез: «Олег, МХАТ — это труп. Мы и сами не пойдем туда, и тебе не советуем». Олег был просто потрясен, что верные люди, которые шли за ним столько лет, ему отказали. Поднялись споры: «Я обещаю, что вы там будете главными!» — убеждал Ефремов. «Зачем тебе это надо? — кричали и Евстигнеев, и Козаков. — Зачем ты согласился? Ты с ума сошел!» Этот тяжелый для всех разговор затянулся за полночь, а на следующий день после спектакля все опять собрались и спорили. Никто из ведущих актеров «Современника» в те дни не согласился идти за Олегом. Но и как театр будет теперь без него — тоже не очень понимали.

Актрисы плакали...

Вернувшись в Москву, Олег даже ездил к Фурцевой, в отчаянии пытался что-то переиграть. Но она на него закричала: «Это что вам, игрушки? Вас уже утвердили, и вы согласились!» И вот Олег ушел из театра, а горе актеров «Современника» постепенно сменилось решимостью выживать самостоятельно. Что театром должна руководить Волчек — это еще Ефремов предложил, и все поддержали. Хотя сама она не рвалась занять пост главного режиссера. Даже говорила: «Меня приговорили к этой должности». Но главное — она справилась. И для «Современника» началась новая страница — по-своему не менее прекрасная, чем первая...»

Секс-символы из Голливуда. Кто вам нравится больше?
Хью Джекман
3215
38%
Генри Кавилл
841
10%
Бен Аффлек
1385
16%
Крис Эванс
603
7%
Джейсон Момоа
949
11%
Крис Хемсворт
993
12%
Эдриан Броуди
474
6%



ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • Хомка

    #
    Я не поняла, что там на стр. 7? Кто пришёл после армии и оказался старше всех? Людмил Иванов? Вы уж поправьте, пожалуйста, кому принадлежат эти слова, но уж точно не женщине и не Людмиле Ивановой.
  • Хомка

    #
    <<> Я не поняла, что там на стр. 7? Кто пришёл после армии и оказался старше всех? Людмил Иванов? Вы уж поправьте, пожалуйста, кому принадлежат эти слова, но уж точно не женщине и не Людмиле Ивановой.>> Всё прояснилось ближе к концу, это Л. Эрдман. Но всё же, уважаемый автор материала, надо обозначить яснее, что воспоминания здесь не только Л. Ивановой.
  • roda

    #
    Первый на первом фото Валентин Никулин, а последняя девушка ну просто не верится , что Толмачева.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Нюша Нюша автор песен, актриса, композитор, певица
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.




    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...