Людмила Иванова: «Ради Ефремова мы были готовы на все»

Актриса, сыгравшая множество ярких ролей, вспоминает о Ефремове, Дале, Евстигнееве и других великих современниках, с кем связала ее судьба.
Записала Анжелика Пахомова
|
29 Октября 2015
Людмила Иванова
Людмила Иванова в роли Шурочки в фильме «Служебный роман». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Кашпировского пригласили в «Современник», актеры расселись в зрительном зале. Ефремов — в первом ряду. Ребята надеялись, что после сеанса гипноза он избавится от вредной привычки. Я надеялась похудеть, мой муж хотел, чтоб у него пропала седина… Ну а общий результат превзошел все ожидания!» — вспоминает актриса Людмила Иванова.

Двадцать шестого ­октября 1977 года была ­премьера «Служебного романа», и на следующее утро все мы — Немоляева, Ахеджакова, я — проснулись знаменитыми (я не называю Фрейндлих, Мягкова и Ба­силашвили, потому что они и раньше были известными актерами). Славу я почувствовала странным образом: старший сын, Ваня, пришел из школы недовольный. Спрашиваю: «Что с тобой?» — «Мне в школе говорят: «У тебя что, мать правда такая дура?» Вот это доигралась! Я его постаралась утешить: «А ты гордись! Что я так сыграла, что все поверили, что я — дура!» Сын согласился: «Хорошо, мама. Но все-таки ты пока лучше не появляйся в школе...»

Для многих я тогда навсегда стала Шурочкой из «Служебного романа». Знаю, есть актеры, которые ненавидят ту свою роль, по которой их все узнают. А я не отказываюсь, не стесняюсь! Жаль только, что роль маленькая, она могла быть и больше, и интереснее. Рязанову очень нравилась сцена, когда Шура приколачивает к стене траурный портрет Бубликова, и вдруг тот живой и невредимый появляется на проходной. Когда мы это снимали, Эльдар Александрович расшалился. Отвел меня в сторонку и говорит: «Давай в этом дубле отступим от сценария, но никого не станем предупреждать. Просто когда Бубликов, то есть Щербаков, пойдет на тебя с кулаками, ты кричи ему в ухо: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!» Посмотрим, что он будет делать». Рязанов любил импровизировать на съемочной площадке. Ну, я так и сделала. В нужный момент я как взвилась, как закричала... Все актеры по ходу сориентировались и зааплодировали, а Бубликов — Щербаков стал кланяться, как на собрании: «Спасибо, товарищи, спасибо!» Мне тоже надо было как-то доигрывать импровизацию, и я упала Щербакову на грудь...

Олег Ефремов
«Когда я создавала свой театр, вспоминала годы, проведенные с Олегом... И даже попросила в холле театра установить памятник Ефремову, единственный в России!»
Фото: RUSSIAN LOOK
Нина Дорошина, Людмила Иванова
С Ниной Дорошиной в спектакле «Традиционный сбор». 1967 г.
Фото: Фото из личного архива Людмилы Ивановой

Когда камеру выключили, я говорю Рязанову: «У Шурочки же может быть роман с Бубликовым! Это же начало романа!» Эльдару Александровичу идея понравилась, но нам просто не хватило пленки. Ее следовало экономить. Тем более что и так материала наснимали гораздо больше, чем надо было, — его хватало на три серии, а фильм-то двухсерийный. Так что при монтаже пришлось многим пожертвовать: например, сценами Ахеджаковой-секретарши с мужем, от которого в итоге остался только голос по телефону.

Помню этот удивительный подъем, атмосферу творчества на площадке. Всем миром делали из красавицы Фрейндлих «мымру». Алиса не жалела себя, говорила гримерам: «Нет, прическу надо еще больше прилизать» или «Вот этот костюм будет пострашней». Она не боялась быть некрасивой, а это ведь такая редкость для актрисы. Долго она не могла найти подходящие очки для «мымры». И вот однажды к нашему оператору зашел на съемки отец, и его очки представляли собой такие уродливые «фары» в толстой оправе. Алиса тут же у него их попросила: «Ой, дайте, пожалуйста! Это то, что надо!» Пока искали детали для образа Калугиной, был выбран, наконец, актер на роль Новосельцева. Его ведь мог сыграть вовсе не Мягков, а Басилашвили. Вообще много было претендентов. Например, пробовался Петр Вельяминов. Помню, Рязанов объяснял им всем: «Вы красивые, холеные… А мне не такой нужен. Новосельцев должен быть… никакой!»

Ну а мне роль Шуры сыграть сам бог велел. В те годы общественная деятельность была частью нашей жизни. И в каждом советском учреждении имелась такая вот «Шурочка», которая постоянно кричала: «Собираем по десять копеек!» — то на похороны, то на новорожденного. В театре «Современник» я тоже занималась общественной работой, потому что Олег Николаевич сразу же предложил мне стать секретарем правления.

Ирина Муравьева, Людмила Иванова
«Когда-то я думала, что мне будут давать роли героинь, красавиц. А всю жизнь играла всяких Шурочек, Клав, Васют... Но свои роли я люблю» С Ириной Муравьевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 г.

То, что «Современник» — мой театр, я поняла сразу, когда сидела в зале в качестве зрительницы на знаменитом самом первом их представлении в апреле 1956 года. Тогда у «Современника» не было ни своей сцены, ни названия, ни ясных перспектив. Просто группа энтузиастов, которым на время МХАТ разрешил занять сцену своей школы-студии. Они показали спектакль «Вечно живые» (по той самой пьесе Розова, по которой позже был снят фильм «Летят журавли»). И я просто заливалась слезами... Вскоре я подошла к Олегу Ефремову и попросила принять меня в труппу. При этом я покидала театр Наталии Сац, где у меня были и роли, и успех. Мало того, со мной к Ефремову ушел и мой первый муж, Леонид Эрман. Он стал первым директором театра «Современник». Мы шли в никуда, но я чувствовала, что это нужно сделать.

Евстигнееву мы подарили кота в мешке

Сколько бы сейчас ни снимали сериалов про «оттепель», думаю, люди не почувствуют то, что чувствовали тогда мы. Постоянное счастье! На площади Маяковского, где сначала находилось здание нашего театра, у памятника поэты читали свои стихи. Нередко заходили и к нам, в артистический подвал, и тоже читали стихи, бывало, что и только что написанные — так мы становились первыми слушателями. Вознесенский, Рождественский, Евтушенко... И с Высоцким мы дружили, и тоже случалось, что первое исполнение его песен было для нас. А как-то раз на Новый год Ефремов пригласил в театр Солженицына. Олег мечтал поставить его пьесу «Олень и Шалашовка», но на такой размах «оттепели» не хватило. Пьесу Ефремов смог поставить только в 1991 году, уже во МХАТе. Помню, Солженицын поразил нас своей памятью. Олег только один раз, по очереди, назвал ему каждого из нас, когда знакомил, причем по просьбе Солженицына нас представили по имени-отчеству. Так весь вечер потом Александр Исаевич обращался к нам, ни разу не перепутав, как кого зовут. Помню, разговаривая, он смотрел человеку прямо в глаза, он действительно был в этот момент со своим собеседником... И он никуда не спешил…

Андрей Попов, Людмила Иванова
«Основная идея «Современника» была — все делать вместе! Олег Николаевич даже хотел, чтобы наши актеры женились только на своих». Андрей Попов и Людмила Иванова в фильме «Учитель пения». 1972 г. С Андреем Поповым в фильме «Учитель пения». 1972 г.
Фото: Fotodom.ru

А потом актеры «Современника» подружились с Александром Галичем. Они с Ефремовым загорелись поставить его пьесу «Матросская тишина». Работали над ней полгода. Немыслимая идея, но Олег верил в нее до самого прогона. А на прогоне, когда одна дама из горкома партии заявила: «Это так не жизненно… Никакой связи с реальностью!» — Галич встал и громко произнес: «Дура!» Разумеется, спектакль не разрешили, но вовсе не из-за этого. Просто каждую пьесу приходилось с огромным трудом пробивать... Был подобный случай и с Александром Володиным, с пьесой «Назначение». На прогоне министр культуры РСФСР Попов сказал: «Надо многое переделать, вам еще работать и работать. В общем, в этом сезоне не успеем». Тогда Володин — обычно скромнейший человек — встал и ушел. Но как ни странно, именно этот жест отчаяния заставил Попова задуматься, и он смягчился, сказал: «Ну хорошо, Олег Николаевич, приходите, поработаем с пьесой. Только вот этого… Автора не берите с собой».

Насчет характера Володина: это был скромнейший человек! Когда мы отмечали его юбилей в театре, в складчину купили ему хороший велосипед, зная, что такой дорогой подарок он не примет. Тогда мы устроили лотерею, сами сделали лотерейные билеты. Разумеется, все артисты выигрывали разные мелочи, а Володин — хорошие вещи: то пижаму, то часы, и, наконец, велосипед. Он был счастлив! В те годы мы уже могли позволить себе купить хорошие подарки на день рождения любимому драматургу. А вот когда только начинали… Я помню, что на творческий вечер Евстигнееву мы подарили кота в мешке, которого поймали в подворотне. Котик был спокойный, миролюбивый, мы повязали ему голубой бант. Но как только вынесли его на сцену, он стал мяукать и царапаться. Евстигнеев испугался: «Уберите его!» Потом все пошли на банкет, а мы с Валентином Никулиным под дождем поехали в тот двор, чтобы отпустить кота на волю.

Людмила Иванова
«Однажды мне захотелось что-то создать самой. Когда началась перестройка и многое, чего раньше было нельзя, стало можно, родился мой театр «Экспромт»
Фото: Фото из личного архива Людмилы Ивановой

Собственного свободного времени у нас вообще не было — его следовало целиком посвящать делу. С утра встал, оделся и пошел в театр. А там — до ночи. То репетиция, то собрание, то спектакль… Бывало, что и после спектакля Олег Николаевич объявлял: «Мне надо показать вам новую пьесу. А когда? Завтра с 12 часов репетиция… Давайте сейчас, что ли?» И до четырех ночи читка. А как выходной подойдет, он спрашивает: «Как проведем вместе свободный день?» Новый год — Ефремов дает мне задание: «Мила, что придумаем на праздник?» Он буквально не отпускал от себя актеров, ненавидел пропуски, если человек без причины не явился в театр — сердился… Ввел штраф три рубля за опоздание. Лиля Толмачева любила опаздывать, и вот ей приходилось платить. Правда, эти деньги потом шли на конфеты нашим же женщинам.

Я не знаю, чем объяснить нашу тогдашнюю преданность театру — это нынешнему поколению будет сложно понять. Как такой коллектив вообще мог существовать? На основании чего тридцать взрослых людей отказывались от всего, забывали про личную жизнь?.. Как согласились работать на износ, не думая даже о здоровье? Вот я играла Старуху в пьесе «Без креста» и должна была каждый день присутствовать на длинных репетициях. И независимо от того, в массовке ты или в главной роли, должен быть в театре от начала до конца. Чувствую, падаю с ног! В перерыве присела на диван и провалилась в сон. Слышу сквозь дрему, помреж кричит: «Иванова! На сцену!» Я рванула и упала на лестнице. Кстати, на этих трех ступеньках, ведущих на сцену, многие падали. Олег Николаевич тоже как-то на спектакле пошел в темноте, поскользнулся и, промазав мимо входа, упал в зал. Приземлился на колени зрительнице в первом ряду, сломав ей палец…

Людмила Иванова
В фильме «Небеса обетованные». 1991 г.
Фото: KINO-TEATR.RU

Короче, я тоже упала на этой роковой лестнице и сломала два ребра. Привозят меня в больницу, а я, как в горячке, твержу только одно: «Через четыре дня прогон спектакля! Я не могу отсутствовать! Не кладите меня!» Положили, конечно. Но к прогону я встала и явилась в театр с перебинтованными ребрами, доехала на такси. Ефремов даже не удивился. Сказал: «Так! Поставьте ей раскладушку, пусть после выходов на ней отдыхает». А мне: «Кстати, твою роль Старухи мы сняли. Ты теперь играешь Доярку. Боевую такую, симпатичную, поняла?» Поняла! Что ж, я сыграла Доярку. Плясала даже со сломанными ребрами…

Кашпировский с Ефремовым не справился

Мы, конечно, относились к неизбалованному поколению — ведь детьми пережили войну... Мне исполнилось восемь лет, когда она началась: у меня день рождения 22 июня. Помню, как мы с мамой пошли покупать конфеты к столу, потому что ожидались гости. И вдруг из громкоговорителя понеслось что-то страшное… Больше всего меня тогда поразила тишина… Люди даже не плакали, а подавленно молчали. Мама молча развернулась и повела меня обратно. Я говорю: «Мама, а как же конфеты?» — «Какие теперь конфеты?» Потом мы еще месяц жили на даче, начались воздушные тревоги. Всех обязали вырыть бомбоубежище, это называлось «щель». В нее мы бросались, когда начинала выть сирена. Помню, меня сразу начинало тошнить от этого воя... До сих пор такая реакция на громкие звуки. Мы хотели эвакуироваться, но если человек не числился на крупном заводе или в театре, было невозможно достать билеты, вокзалы ведь осаждали толпы. Но у нас дед работал слесарем на Ярославском вокзале, и он нас записал в очередь за билетами. Мы в ней еще стояли три дня… Что там творилось — не передать! Многие пытались взять с собой перины, патефоны, подушки... Хотя существовало распоряжение: на каждого человека не более 20 килограммов вещей. Моя законопослушная мама оказалась одной из немногих, кто это условие выполнил...

Людмила Иванова, Жерар Депардье
Во время совместных съемок у Ивановой сложились дружеские отношения с Жераром Депардье, звездой с мировым именем. Людмила Иванова и Жерар Депардье в фильме «Зависть богов». 2000 г. В фильме «Зависть богов». 2000 г.
Фото: EAST NEWS

Мы сели в теплушку с одним чемоданом. Ехали к папиному брату в Чкалов (сам папа был в это время в экспедиции, он работал геологом). Оттуда — в Челябинск, потом в село Кундравы на Урале, потому что там продолжал стоять с геологической партией наш папа. Конечно, все это в ужасных условиях — в дороге ели только хлеб, спали на третьей полке. Люди в провинции на толпу москвичей-беженцев смотрели без особенного удовольствия, поэтому мы несколько раз переезжали, пока не приехали в Миасс. В этом городке папа нашел нам временное жилье, а сам он работал в тайге, на добыче циркония, он был нужен для строительства самолетов. Я частенько приезжала к отцу, жили мы там в «балагане». Знаете, это такой домик, врытый в землю, а внутри только нары и печка, пол земляной... Так что к спартанским условиям я привыкла с детства!..

Да и когда в Москву вернулись, в сытости не жили. Пошла я в школу, а там дети — кто в чем, в калошах на шерстяной носок, в перелатанных отцовских шинелях. Тетради у нас были сделаны из газет, учебников не достать... Но вы не поверите, у меня все равно было счастливое детство! Я уже тогда мечтала о театре. И в шестом классе единственный раз в жизни я играла красавицу, героиню — в «Снегурочке» по Островскому. Мне дали роль Весны, для которой мама сшила мне удивительное нежно-розовое платье, украшенное цветами. Я была уверена, что и дальше так пойдет. В результате всю жизнь играла всяких Шурочек, Клав, Васют...

Людмила Иванова, Валерий Миляев
«Сейчас думаю: ведь это чудо, что при таком образе жизни, при фанатичной преданности работе я нашла своего мужчину. В этом нет моей заслуги. Просто везение» С мужем, физиком Валерием Миляевым. 2008 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

И все же, несмотря на то что я не играла героинь, мне хотелось быть в форме. Тогда как раз пошла мода на гипноз, и Ефремов договорился об общем сеансе у гипнотизера. Ну а как иначе, если мы круглосуточно были вместе? И сеанс — общий! И вот к нам приехал Кашпировский — тот самый, которого через двадцать с небольшим лет узнала вся страна... Мы сели в зале. Я — в первом ряду! Так хотела похудеть. И муж рядом, он хотел избавиться от седины. Там каждому надо было задумать, что он хочет. Результат: у меня стали расти черные волосы, но я не похудела. Что же касается Ефремова, он к этой затее с самого начала отнесся скептически. Но ребята надавили на него, сказали, что это хороший шанс избавиться от вредной привычки. И он согласился. Но выяснилось, что на Ефремова гипноз вообще не действует! Все уже поддались, в зале спячка, а Олег сидит хоть бы хны! Смущается, что гипнотизер старается, но ничего сделать не может. Так ничего и не вышло... Но я не люблю, когда Олега Николаевича ругают за его образ жизни. Он вообще особенный, к нему нельзя подходить с общими мерками.

Свадьбу с Далем Дорошина сыграла назло

Как я уже говорила, Олег Николаевич хотел, чтобы вся наша жизнь протекала внутри театра. Он даже хотел, чтобы наши актеры женились на своих. На­пример, как Олег Табаков и Люся Крылова. Но в случае с Дорошиной и Далем все закончилось плохо. Я все хочу рассказать правду об этой свадьбе, потому что много пишут небылиц. Даль, конечно, был в Нину влюблен, называл исключительно Нина Михайловна. Но что она согласится выйти за него замуж, это для всех была неожиданность. Ведь все знали, что у Нины роман с Ефремовым. Но тут у Ефремова сын родился, и Нина сказала: «А я вот возьму и выйду за самого красивого, самого молодого актера в театре! Назло!» Платье себе сшила умопомрачительное… Весь театр был приглашен. Мы пришли с угощением, расстелили афиши на полу, разложили еду. А подарков было! И пледы, и часы, и посуда… Кто-то подарил шесть серебряных ложечек, которые сразу куда-то исчезли... Гости кричали: «Горько!» — все как полагается. Только Ефремов, который пришел позже всех, сидел и молчал. А потом он пригласил Нину танцевать, и она так раскраснелась, так похорошела…

Людмила Иванова, Андрей Мягков, Светлана Немоляева
«Славу я почувствовала странным образом: старший сын пришел из школы недовольный. Спрашиваю: «Ты что?» — «Мне в школе говорят: «У тебя мать правда такая дура?» Вот это доигралась!» С Андреем Мягковым и Светланой Немоляевой в фильме "Служебный роман".
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

И хотя они только танцевали, все это выглядело очень выразительно. Даль не выдержал, хлопнул дверью. Все притихли… Потом кто-то сказал Тане Лавровой: «Уведи ты, ради бога, Ефремова отсюда!» И она его увела — да так, что в тот же вечер у них завязался роман. А Нина рыдала, лежа на полу… Вот как закончилась эта свадьба. Еще дней пять потом Нина искала Даля, все беспокоилась: «Что он с собой сделает?» Нашла. Стали они жить вместе, но недолго прожили. Нина потом сказала: «Не нужно ничего делать назло другим!» Вообще, Дорошина многим нравилась. Знаете, какая она была тогда красавица? У нее были ноги, наверное, самые красивые в Москве! Ходила на огромных, высоченных каблуках. Мужчины сворачивали шеи! Неудивительно, что Олег Николаевич с таким трудом ее отпустил… Да, он увлекался... Он вообще был увлекающимся и жил на полную катушку. Ничего не боялся! За это и женщины его обожали, и публика. И на всех нас падал отсвет этого всеобщего обожания.

Помню, с одним из самых смелых наших спектаклей — «Голый король» — летом 1962 года мы отправились в Грузию. Помню давку. Перед спектаклем на входе в театр толпа буквально заблокировала вход. Никто не разбирал, с билетом, без билета, — люди валили внутрь. А когда увидели артистов (мы как раз подъехали), совсем обезумели: стали нас хватать, качать. Я чудом проскользнула внутрь театра, выглядываю в окно — вижу: у Нины Дорошиной, Миши Козакова перепуганные лица, их буквально давят! Я высунулась и как закричу: «Товарищи! Расступитесь! Пропустите артистов сейчас же! Иначе спектакля не будет! Спектакля не будет!» Как по волшебству вход расчистился, и ребята прошли. Это было самое страшное для людей — что спектакля не будет.

Алиса Фрейндлих, Людмила Иванова
«Из красавицы Фрейндлих делали «мымру» всем миром. Алиса не боялась быть некрасивой, говорила гримерам: «Прическу надо еще больше прилизать» или «Вот этот костюм будет пострашней»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

На тех гастролях я праздновала свой очередной день рождения. И узнала, что такое миллион алых роз. Я, конечно, не считала... Но местные зрители подарили мне буквально небольшой садик. Больше я таких букетов в своей жизни не видела, хотя цветов мне дарили немало...

Письмо мужа стало моим оберегом

С первым мужем мой брак был недолгим. А потом я познакомилась с человеком, с которым прожила всю свою жизнь, — физиком Валерием Миляевым. Сейчас думаю: ведь это чудо, что при таком образе жизни, при фанатичной преданности работе я нашла своего мужчину. В этом нет моей заслуги. Просто везение.

Я тогда была приглашена в их институт. Фи­зики хотели поставить спектакль, обратились в «Современник», меня послали помочь. Стала я их разыскивать, иду по Ленинскому проспекту, а там какой-то пустырь. Такая метель поднялась! Я со страхом подумала: «Если меня тут заметет, найдут только весной!» Москва-то была еще не такая, как сейчас, не застроенная... И вдруг какой-то молодой человек вышел меня встречать. Говорит: «А я так и думал, что вы заблудитесь» — и достает из кармана мандарин. Это был Валера… Вот и все! Нам просто повезло, что мы нашли друг друга. В любви каждую минуту муж мне не признавался, но раз я услышала, как он сказал кому-то по телефону: «Мне никогда, ни одной минуты не было с Милой скучно!» У меня много лет хранится одно письмо мужа, которое я считаю своим оберегом. Оно начинается так: «Милая, любимая моя, ромашка моя, колокольчик мой, лютик, мое любимое сено, мое любимое небо, мое восходящее солнце…»

Людмила Иванова, Иван Миляев
«Все, что у меня теперь есть — мой театр и мой старший сын Ваня с семьей. И я понимаю, что это немало...» Людмила Иванова с сыном Иваном

Нас с Валерой объединили и сыновья, которые у нас родились, и общее дело — бардовская деятельность. А получилось все так: в театре нужна была песня для Толмачевой, для володинских «Пяти вечеров». Ну, я писала тогда что-то в стенгазету… И Женя Евстигнеев стал меня уговаривать: «А может, ты, Мила, напишешь? У тебя же получается!» Я попробовала. И пошло! Потом уже Ефремов стал мне специально заказывать песни к спектаклям. Мы тогда всем «Современником» любили петь. Причем с увлечением пели все, независимо от того, есть голос или нет. Мы устраивали посиделки, а потом разбредались по домам, обязательно с гитарой. Тогда песни звучали отовсюду, прямо на улицах. Это было нормально, что молодежь идет и поет. По стране прокатилась бардовская волна…

И мы с Валерой стали приходить на разные вечера, пели мои песни — «Улицу Горького», «Весну». Один раз вышел смешной случай: я ехала в электричке и слышу — студенты поют мое. Я им говорю: «Это моя песня!» А они: «Нет! Это песня Ады Якушевой». Люди даже не знали, кто автор. Песни эти были уже как народные. Мне довелось и на знаменитых вечерах в Политехническом выступать. Но я не считала себя профессиональным поэтом или композитором. Я не сочинитель, просто слышу музыку или стихи — и тогда пишу их. Тем не менее мои песни исполняли Анночка Герман, Гелена Великанова, Валентина Толкунова, Таня и Сережа Никитины, Людмила Гурченко...

Людмила Иванова
«Для многих я навсегда стала Шурочкой из «Служебного романа». Есть актеры, которые ненавидят роль, по которой их все узнают. А я не отказываюсь, не стесняюсь! Жаль только, роль маленькая, она могла быть и больше, и интереснее»
Фото: PERSONASTARS.COM

Когда из «Современника» ушел Ефремов, я сделала выбор в пользу родного театра, осталась с Волчек, своей однокурсницей. Но главных ролей у меня по-прежнему не было. Правда, я долго репетировала роль Айша-Апы в спектакле «Восхождение на Фудзияму». Фактически это была моя первая большая роль в театре. Но потом Волчек у меня ее забрала и отдала старенькой Любови Добржанской, которая все месяцы наших репетиций болела и не появлялась в театре. Это было тем удивительней, что я ее помнила еще молодой, в спектакле «Давным-давно», и всегда ее очень любила. Может быть, это и уберегло меня от похода в кабинет Волчек. Я отступила и стала ждать. И дождалась! Роль в итоге вернули мне, когда Любовь Ивановна стала себя плохо чувствовать.

Актер — человек подневольный. И однажды мне захотелось организовать что-то свое. Когда началась перестройка и многое, чего раньше было нельзя, стало можно, я создала московский детский музыкальный театр «Экспромт». У нас особая атмосфера — смею надеяться, похожая на «Современник» 50-х годов. Потому что, когда я создавала свой театр, я все время вспоминала то счастливое время, проведенное с Ефремовым. Не зря я попросила установить в холле театра памятник Олегу Николаевичу, единственный в России. Мы — семья, актеры здесь работают по много лет. Причем театр у нас не только для детей, но и для взрослых, мы ставим и Чехова, и Мольера... Сейчас на носу премьера спектакля «Снег» по Паустовскому, еще мы готовим детский спектакль «Щелкунчик и мышиный король»... После ухода младшего сына и мужа меня это здорово поддерживает. В сущности, это все, что у меня теперь есть. Как человек благодарный, я понимаю — это уже немало. И каждый свой день начинаю с девиза: «Не унывать! Не сдаваться!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Свистать всех наверх! Не упустите шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» в Египет
Совсем скоро слушатели «Ретро FM» станут участниками фантастического путешествия за четыре моря на комфортабельном лайнере Astoria Grande в компании звёзд отечественной и зарубежной эстрады. Шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» есть у каждого — благодаря эфирной суперигре, которая завершится 29 марта.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог