Ия Саввина со скандалом отказалась сниматься у Кончаловского

Откровенное интервью актрисы.
Павел Соседов
|
08 Августа 2020
Ия Саввина
Ия Саввина 1967 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Голос и манеру речи Беллы Ахмадулиной Ия очень точно воспроизвела, озвучивая Пятачка в знаменитом мультфильме про Винни-Пуха. Это был аттракцион! Мы все, знавшие Беллу лично, очень забавлялись. Ахмадулина же не обиделась, отнеслась с юмором, лишь сказала Ие: «Спасибо, что вы подложили мне такого милого поросенка, а не свинью», — рассказывает подруга Ии Саввиной Татьяна Макулова.

В конце пятидесятых годов вся культурная Москва стремилась попасть в Студенческий театр МГУ, в том числе на спектакль «Такая любовь» в постановке Ролана Быкова. Главные роли там играли студентка факультета журналистики Ия Саввина и молодой гидрогеолог Всеволод Шестаков — тогда муж Ии. Я училась в Щукинском училище на режиссерском факультете и, конечно, тоже ходила смотреть «Такую любовь». Без преувеличения могу сказать — постановка была гениальная! Но особенно меня потрясла исполнительница главной роли. После спектакля я пришла за кулисы, чтобы выразить благодарность и восхищение актрисе, поразившей меня. Это была наша первая встреча с Ией Саввиной.

Через несколько лет, когда я уже преподавала в Щукинском училище, а Ия стала известной актрисой, нас в общей компании познакомила моя подруга Алла Борисовна Покровская. Однажды с Саввиной мы случайно столкнулись у моего дома на Тверской улице. Узнали друг друга, поздоровались. И вдруг Ия говорит: «Ты только посмотри, известная артистка идет по Москве в рваных чулках!» Приподнимает юбку, а у нее действительно пополз чулок — чем-то зацепила. Я говорю: «Пошли ко мне домой». Поднялись в мою квартиру, зашили чулок, разговорились — и так началась наша дружба, не прерывавшаяся до конца жизни Ии Сергеевны.

Интересно, что успех на сцене Студенческого театра МГУ не поменял планы Ии на жизнь — она не собиралась идти в актрисы. После окончания факультета журналистики ее ждала редакторская работа в издательстве. Но тут спектакль «Такая любовь» пришел посмотреть Алексей Баталов. Игра Ии Саввиной так впечатлила его, что он порекомендовал ее, непрофессиональную актрису, Иосифу Ефимовичу Хейфицу, готовившемуся к съемкам «Дамы с собачкой». Главная мужская роль уже была закреплена за Баталовым, а поиски героини активно велись. Когда Саввину спросили, хотела бы она поработать в кино, она честно ответила, что нет. Но, узнав, что ее приглашают на пробы в экранизацию любимого чеховского произведения, сразу изменила мнение. Хейфиц ее утвердил, и результат превзошел все ожидания. Успех фильма «Дама с собачкой», личный успех актеров Алексея Баталова в роли Гурова и Ии Саввиной в роли Анны Сергеевны был триумфальным! При этом в ответ на комплименты ее актерской работе Ия смущалась и отнекивалась: «Ну какая я актриса...»

Ия Саввина с Алексеем Баталовым
«Ия знала наизусть огромное количество стихов. На «Даме с собачкой» они с Баталовым устраивали состязания: один начинал наизусть читать стихотворение, а другой должен был продолжить. Ия обычно выигрывала» С Алексеем Баталовым в фильме «Дама с собачкой». 1960 г.
Фото: Архив «7 Дней»

Через много лет дочь Исаака Бабеля Лидия обратилась к Ие Саввиной с просьбой подготовить ее сына в театральный институт. Ия была растеряна. Она не знала, как это делается, потому что сама не имела актерской школы. Ее дар был от Бога. У Саввиной были очень хорошие работы в театре, но кино раскрывало ее дар еще сильнее. На экране каждый зритель мог увидеть и оценить внутреннюю жизнь ее героинь. Ие нужен был крупный план! Она без слов, только глазами могла рассказать все — это шло у нее изнутри.

После «Дамы с собачкой» Ию пригласили в труппу Театра имени Моссовета и сразу ввели на главную роль в спектакль «Нора» — эту роль много лет с успехом исполняла Любовь Петровна Орлова. Казалось бы, какие чувства к молодой коллеге, кроме ревности, мог­ла испытывать Любовь Петровна? Но в день первого спектакля — дебюта на прославленной сцене Театра Моссовета — Ия получила корзину с запиской: «Внуково, 1 декабря 1960 г. Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Актрисы подружились. Спустя несколько лет у Ии стал пропадать голос. Любовь Петровна в этот период была на съемках, а когда вернулась в театр и узнала о проблеме, даже накричала на Ию, что было совершенно не свойственно обычно сдержанной Орловой. Любовь Петровну возмутило, что Саввина не принимает никаких экстренных мер по спасению «рабочего инструмента» и так равнодушно относится к своему здоровью. На другой день Орлова позвонила со словами: «Я обо всем договорилась, вас будет смотреть лучший специалист в этой области. Что он скажет, то мы и сделаем». И Ие успешно провели операцию.

Саввина как талисман носила подарок Раневской

Очень трогательные отношения связывали Саввину и с другой легендарной актрисой Театра имени Моссовета — Фаиной Раневской. Фаина Георгиевна ценила Саввину не только как партнера, но и как человека, хорошо знавшего и любившего литературу. Кроме того, они обе были остроязыкими — никогда за словом в карман не лезли. За глаза в театре Раневскую все, в том числе и Ия, называли Старухой, но произносили это с уважением и пиететом. А Фаина Георгиевна дала Саввиной знаменитую характеристику: «Смесь гремучей змеи со степным колокольчиком». При этом дома у Ии была картина, подаренная Раневской, с подписью: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской» — и акварельный пейзаж, нарисованный самой Фаиной Георгиевной. Ия часто как талисман носила перстень-печатку, подаренный Фаиной Георгиевной. У Раневской была привычка дарить тем, кто ей дорог, любимые вещи. Поэтому в ее доме к старости практически не осталось никаких ценностей, и Фаина Георгиевна шутила: «Если ко мне заберутся воры, они удивятся. Из стоящих вещей они найдут только мою вставную челюсть».

Ия Саввина  с Семеном Фарадой, Георгием Бурковым, Валентином Гафтом, Светланой Немоляевой, Глебом Стриженовым и Игорем Костолевским
«В ответ на комплименты Ия смущалась и отнекивалась: «Ну какая я актриса...» Однажды ее попросили подготовить юношу в театральный институт. Ия не знала, как это делается, потому что сама не имела актерской школы. Ее дар был от Бога» С Семеном Фарадой, Георгием Бурковым, Валентином Гафтом, Светланой Немоляевой, Глебом Стриженовым и Игорем Костолевским в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Кстати, я сама один раз была у Раневской: Ия попросила отнести ей лекарство. «Танечка, проходите, — пригласила Фаина Георгиевна. — А почему вы без собаки? Иечка сказала, что у вас есть собачка!» Я говорю: «Ну как вы себе представляете: я впервые прихожу к Фаине Георгиевне Раневской — и с собачкой?» — «Именно так и нужно было сделать!» Она пригласила меня на кухню, приготовила чай. В разговоре посетовала на здоровье и на то, что плохо выглядит. Я возразила: «Вы замечательно выглядите, не наговаривайте на себя». На что Фаина Георгиевна ответила: «Мое лицо похоже на авоську, из которой вынули продукты».

Раневскую с Саввиной связывала и общая страсть к поэзии. Ия была энциклопедически образованна и знала наизусть огромное количество стихов. На «Даме с собачкой» они с Баталовым устраивали состязания: один начинал наизусть читать стихотворение, а другой должен был продолжить, и Ия обычно выигрывала. Однажды телевизионщики сняли уже немолодую Саввину у нее дома скрытой камерой, неприбранную, излишне откровенную. И эта съемка вышла в эфир. Посмотрев, я позвонила: «Ия, надо подавать в суд». Подруга же мне ответила: «Знаешь, это ничего не решит, только хуже будет». И прочитала длинное-длинное стихо­творение Поля Верлена по поводу злых языков. Она знала наизусть почти всего Бродского, Левитанского, Лермонтова, Есенина и так далее.

Ахмадулина на пародию не обиделась

Однажды в путешествии по Соловкам мы с Ией Саввиной и Аллой Покров­ской пошли в баню. Ия ушла раньше готовить уху, а мы с Аллой остались. И я угорела — потеряла сознание. Когда пришла в себя, увидела рядом Ию. Всю соловецкую белую ночь они с Аллой просидели возле моей постели, и Саввина до утра читала для меня наизусть стихи Лермонтова. Это было потрясающе! Ия дружила и с поэтами-современниками: Вознесенским, Ахмадулиной, Высоцким. Голос и манеру речи Беллы Ахмадулиной она очень точно воспроизвела, озвучивая Пятачка в знаменитом мультфильме про Винни-Пуха. Это был, конечно, аттракцион! Мы все, знавшие Беллу лично, очень забавлялись. Ахмадулина же не обиделась, отнеслась к этому с юмором, лишь сказала Ие: «Спасибо, что вы подложили мне такого милого поросенка, а не свинью».

Алла Покровская, Ия Саввина и Татьяна Макулова
Алла Покровская, Ия Саввина и Татьяна Макулова в путешествии по Соловкам. 1979 г.
Фото: из личного архива Татьяны Макуниной

А какие праздники устраивала Ия для друзей! В ее день рождения, 2 марта, дверь в квартиру не закрывалась, потому что гости шли нескончаемой чередой: Наталья Тенякова и Сергей Юрский, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Алла Покровская и Олег Ефремов, Игорь Ясулович, Юрий Богатырев, Любовь Стриженова, Тамара Кокова и многие-многие другие. Мы говорили о театре, играли, пели. Однажды речь зашла о театральной паузе, и Наталья Тенякова продемонстрировала, как можно эту паузу держать. Она молчала минут пять (огромный отрезок сценического времени), а все сидели и наблюдали за ней, чуть ли не раскрыв рты, такая внутренняя жизнь отражалась на ее лице. Еще мы гадали по книге. Например, Олег Ефремов мог сказать: «Седьмая строка седьмой страницы...» Читали стихи, обсуждали поэтов. Кстати, в гостях у Ии с удовольствием бывал легендарный поэт Павел Антокольский. Родившийся в XIX веке, он рассказывал такие интересные истории из своей жизни, что не хотелось его прерывать. А Игорь Ясулович, например, гениально рассказывал анекдоты — не знаю равных ему в этом умении. А как Ия с Любочкой Стриженовой пели романсы! Саввина ведь ни в театре, ни в кино практически никогда не пела, а голос у нее был прекрасный. Не могу забыть, как однажды на день рождения Ии пришел оператор Георгий Рерберг (они подружились на съемках фильма «История Аси Клячиной…») и широким жестом бросил на белый кухонный стол двух черных тетеревов с ярко-красными «гребешками». Получился такой красивый натюрморт, как будто ожила картина Рубенса. Ия этих тетеревов потом ощипала и приготовила.

Она была необыкновенной хозяйкой — обожала стряпать и стремилась всех накормить. И когда мы с Аллой Покровской гуляли и нас настигало чувство голода, мы говорили: «Пошли к Ие». У Саввиной вкуснейший обед был гарантирован. Она моментально могла приготовить что-то изысканное.

Однажды звонит мне откуда-то из Сибири: «Ты можешь меня встретить в Домодедово?» — «Могу». — «Только надо подать машину прямо к трапу». В те годы это было возможно... Это Ия привезла огромный мешок опят — ей их подарили перед отъездом. Мы приехали к ней домой, вывалили грибы в ванну и всю ночь чистили. Потом Ия их замариновала и засолила. Вообще, грибы занимали в жизни Ии особое место. Она их и готовила, и собирала феноменально. Я говорила: «Ия, по-моему, ты даже на заасфальтированном тротуаре можешь найти гриб!» Бывало, мы рано утром садились в ее красные «Жигули», выезжали на Пятницкое шоссе, оставляли машину на обочине и отправлялись в лес. Идем вместе, одной дорожкой: я ничего не вижу, а Саввина то и дело нагибается за очередным грибом.

Ия Саввина с Владимиром Высоцким
«На экране каждый зритель мог увидеть и оценить внутреннюю жизнь героинь Ии. Ей нужен был крупный план! Она без слов, только глазами могла рассказать все — это шло у нее изнутри» С Владимиром Высоцким в фильме «Служили два товарища». 1968 г.
Фото: Мофильм-Инфо

Как-то сидим мы с Аллой Покровской у Ии. Дело к лету, обсуждаем планы. Я говорю: «Моя приятельница из Харькова, руководитель местного театра, приглашает поехать на Северский Донец с палатками». — «А там рыба и грибы есть?» — спрашивает Ия. Иду к телефону, звоню приятельнице: «А у вас там есть рыба и грибы?» — «Да, да, полно!» Ия сразу решает: «Поехали!» Мы приготовили палатку. Купили пятнадцать палок сухой колбасы (достать ее в те годы было непросто, но для Ии Саввиной колбаса нашлась). Заготовили другую еду, матрасы, белье, сапоги — все это горой сложили в центре Ииной комнаты. Проводить нас на вокзал попросили знакомого с машиной. Когда он зашел, чтобы забрать наши вещи, не смог скрыть изумления: «А сколько человек едет?!» Кое-как загрузились мы в поезд и доехали до Краматорска. Там нас на машине встретили замечательные ребята — сотрудники театра, которым руководила моя приятельница. Отдых получился на славу: у меня есть фотография, как мы с Ией на четвереньках собираем землянику — за три часа набирали по трехлитровой банке. И грибы, конечно, собирали. Идешь через поле, а кругом шампиньоны. Местные их не брали, называли «турками», потому что сами же их и «туркали» — сбивали ногами шляпки. А мы сумками эти шампиньоны приносили в лагерь. Ия их жарила, варила. А из сырых шампиньонов делала изысканнейший салат. Однажды пришли в местное сельпо купить ржавой кильки, которую Ия очень любила. Стоит очередь — человека три-четыре. Подходит Саввина в кедах, в простом сарафане, без косметики, в косынке, повязанной по-крестьянски. И какая-то женщина в очереди щурится на нее — присматривается. Говорит: «Ой, что-то лицо у тебя знакомое. Ты с Изюму?» (Недалеко был город Изюм.) Ия отвечает: «Нет». — «Ой, а где ж я тебя видела?» — «Не знаю…» Просто Саввина никогда не наряжалась как актриса. Конечно, у нее имелись вечерние наряды, но надевала она их исключительно на сцену или на какие-то приемы. А в повседневной жизни не пользовалась макияжем, гладко зачесывала волосы, делала пучок-шишечку на затылке и бежала по делам. Правда, все это только подчеркивало ее прекрасное лицо и необыкновенные голубые глаза.

Ия Саввина с Татьяной Догилевой
«Она была необыкновенной хозяйкой — обожала стряпать и стремилась всех накормить. У Саввиной вкуснейший обед был гарантирован. Она моментально могла приготовить что-то изысканное» С Татьяной Догилевой в фильме «Частная жизнь». 1982 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

А еще Саввина была заядлой рыбачкой. Именно эта страсть свела ее со вторым мужем, актером и режиссером Анатолием Васильевым. Это произошло в нашей совместной поездке. Нас пригласили на Соловки. В Архангельске народным театром руководил Виктор Петрович Панов — мой ученик. Я курировала этот театр, ездила в Архангельск, занималась с его студийцами. Как-то Виктор предложил: «Татьяна Леонтьевна, пригласите, пожалуйста, своих знаменитых подруг-актрис к нам в гости. А Алла Борисовна Покровская пусть приезжает вместе со своими студентами. Познакомим архангельскую молодежь с московской и все вместе съез­дим на Соловки». Конечно, все с удовольствием откликнулись: поехали Алла Покровская с сыном Мишей Ефремовым и со своими студентами (Димой Брусникиным, Ромой Козаком, Сашей Феклистовым и другими), Ия Саввина, режиссер Николай Скорик, супруги-драматурги Александр Гель­ман и Татьяна Калецкая с сыном Па­шей, я с мужем и сыном и Ана­толий Ва­силь­ев, работавший тогда над фильмом по сценарию Татьяны Ка­лецкой. На корабле мы обошли почти все острова и достопримечательности Соловецкого архипелага в Белом море, а параллельно занимались с ребятами режиссурой и другими театральными науками — сегодня бы это назвали «выездными мастер-классами». Конечно, Ия ходила удить рыбу, а Анатолий Васильев тоже оказался заядлым рыбаком. Они стали рыбачить вместе, разговаривали о жизни, о театре и подружились. Эта дружеская связь перешла в Москву, а потом случилась любовь. Саввина и Васильев съехались, и эти отношения продолжались до конца дней Ии.

Толя заботливо относился и относится и к сыну Ии от первого брака — Сереже Шестакову. Сережа родился с синдромом Дауна, и Ие приходилось много заниматься его здоровьем и образованием. Сережа увлекался и увлекается живописью, у него очень радостные акварели, чистые краски. Друзья Ии помогли ему организовать две персональные выставки. Еще Сережа обучался иностранным языкам, игре на фортепиано, к каждому своему дню рождения учит стихи. День рождения у него

Ия Саввина  с Олегом Ефремовым
«В первый же день ее работы во МХАТе одна известная актриса с ехидством поинтересовалась: «Ия Сергеевна, а вы не боитесь? Вас же тут съедят!» — «Меня? Не съедят. Подавятся!» — мгновенно отреагировала Саввина» С Олегом Ефремовым в спектакле «Утиная охота». 1979 г.
Фото: Архив «7 Дней»

27 марта, в Международный день театра. Поэтому я, например, ни разу в этот день не была на посиделках и капустниках в Доме актера — всегда праздновала с Ией и Сережей. И до сих пор мы, старые друзья Ии, приезжаем 27 марта к Сереже в квартиру в Большом Власьевском переулке (теперь на этом доме установлена мемориальная доска народной артистке СССР Ие Саввиной). Надо отдать должное Толе Васильеву — он поддерживает эту традицию и вообще достойно ухаживает за Сергеем, в этом ему помогает помощница Елена. А я помню, как Сереженька был еще маленьким, жил на Фрунзенской набережной у бабушки Янины Адольфовны — матери Всеволода Шестакова. Бабушки Сережу обожали. Летом мальчик гостил у мамы Ии Веры Ивановны в подмосковной Опалихе, мы часто с Ией ездили туда — навещали сына и маму. Вера Ивановна пережила свою старшую дочь. Она скончалась несколько лет назад на 102-м году жизни. За ней ухаживала младшая дочь Алла и ее дочери.

Саввина обожала Олега Ефремова

Был у Саввиной еще один друг — Петр Штейн, режиссер. Он всегда очень помогал Ие и замечательно общался с Сережей, привозил ему краски для рисования. Петр Штейн для Ии Саввиной, Наташи Теняковой, ее дочери Дарьи Юрской и Евгения Киндинова поставил во МХАТе спектакль «Рождественские грезы». В этом спектакле подруги Саввина и Тенякова играли мать и дочь. Все было замечательно, кроме одного: спектакль с таким названием обязательно ставили в театре в афишу в Новый год, Рождество и другие зимние праздники. Конечно, это доставляло Ие массу неудобств, потому что она привыкла проводить праздники с близкими и сыном, устраивать семейные и дружеские застолья.

Олег Ефремов много лет настойчиво звал Ию Саввину во МХАТ. Она обожала Олега Николаевича как человека, как артиста и как выдающегося театрального деятеля. А Ефремов очень ценил Саввину как актрису и единомышленницу. И когда ушел из жизни Юрий Александрович Завадский, главный режиссер Театра имени Моссовета, Ия приняла приглашение Олега Ефремова.

Ия Саввина с Николаем Гринько и Мариной Влади
С Николаем Гринько и Мариной Влади в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». 1969 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В первый же день ее работы во МХАТе в очереди театрального буфета состоялся такой диалог. Одна известная актриса с ехидством поинтересовалась: «Ия Сергеевна, а вы не боитесь? Вас же тут съедят!» — «Меня? Не съедят, — мгновенно отреагировала Саввина, — подавятся!» Во МХАТе она сдружилась с Иннокентием Смоктуновским и Вячеславом Невин­ным. Со Смоктуновским они травили анекдоты — Иннокентий Михайлович был чрезвычайно смешливым. А со Славой Невинным Ия постоянно обсуждала кроссворды — они оба были кроссвордистами.

Конечно, характер у Ии был нелегкий. Она могла быть резкой, вспыльчивой, прямолинейной. Чего стоит случай с Андроном Кончаловским! Фильм «История Аси Клячиной…» по сценарию Юрия Клепикова был очень дорог Саввиной. Андрей Кончаловский покорил ее своим режиссерским чутьем, умом и харизмой, атмосфера в группе была доброжелательная. Ия была очень довольна своей работой. Но в 1967 году, когда фильм был снят, мало кто сумел его увидеть — слишком честный и в чем-то нелицеприятный для советской власти фильм на

20 лет угодил на полку. В 1987 году запрет был снят, и картина стала культовой. Даже Государственной премии в итоге удостоилась! Видимо, окрыленный этим успехом, Андрон Кончаловский решил снять продолжение с теми же героями 25 лет спустя. Совместно с Виктором Мережко написал сценарий «Курочка Ряба» и, конечно, предложил главную роль Саввиной. Прочитав сценарий, Ия не просто отказалась, а сделала это очень резко, со скандалом — досталось и Кончаловскому, и Мережко. Она сочла историю оскорбительной и уничижительной по отношению к русскому народу. Разгневавшись, Ия могла и матом приложить. Мы, ее друзья, называли это «Ия дает свечу».

Ия Саввина
«Никто из тех, кто хорошо знал Саввину, на нее не обижался — такой уж у нее был темперамент. В актерской среде редко встретишь настоящую дружбу. А вот у Ии было много настоящих и верных друзей» 1983 г.
Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

Я всегда удивлялась, глядя на ее маму: в кого Саввина такая? Вера Ивановна была сельским врачом. Не­многословная, но всегда приветливая и мягкая в общении женщина. Наверное, свой характер Ия унаследовала от отца. Правда, Ия о нем никогда не рассказывала. Он не вернулся в семью после войны. Саввина маму очень любила, я ни разу не видела, чтобы они ссорились. Да и мы с Ией ни разу не поссорились за более чем 45 лет нашей дружбы. Хотя она, бывало, гневалась даже из-за копеечного проигрыша в карты (мы с ней, Наташей Теняковой и Сергеем Юрским любили сыграть на деньги, правда, ставили копеек по десять. Мой самый большой выигрыш составил примерно два с половиной рубля). Ия не любила проигрывать и, если такое случалось, мог­ла «дать свечу». Но никто из тех, кто хорошо знал Саввину, на нее не обижался — такой уж у нее был темперамент. В актерской среде редко встретишь настоящую дружбу. А вот у Ии было много настоящих и верных друзей.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог