Ирина Мирошниченко: «Когда зритель тебя понимает... словно крылья вырастают»

Накануне Нового года Ирина Петровна дала эксклюзивное интервью «7Д».
Анжелика Пахомова
|
19 Декабря 2019
Ирина Мирошниченко
Ирина Мирошниченко
Фото: Russian Look

— Ирина Петровна, это интервью выйдет в канун Нового года, обычно в это время подводят итоги и строят планы. Давайте с этого и начнем!

— Очень рада, дорогая Анжелика, что мы в очередной раз встречаемся, я полюбила ваш журнал за прошедшие годы. Знаете, бывает, выйдешь из дома — солнце светит, небо синее, люди вокруг улыбаются, и ощущение радости жизни мгновенно заполняет вашу душу. А случается наоборот: встретишь человека мрачного, злобного, который говорит гадости про всех и все, что его окружает, и начинает казаться, что и у тебя в жизни все плохо. Так вот, ваш журнал — это первый вариант. И это прекрасно! Уверена, что наша сегодняшняя встреча доставит радость и нам, и вашим читателям, тем более что ощущение праздника уже, можно сказать, висит в воздухе. На улицах появились елки, все кругом красивое… (Улыбается.) А мы по традиции подводим итоги года. Хочу сказать, что у меня в этом году было много разного и очень много хорошего. Одно из хороших событий: мы сыграли 150-й спектакль «Немного нежности» на сцене МХТ. Разве это не праздник? 150 раз!

— Не могу себе представить, как вообще можно спектакль сыграть 150 раз — снова и снова находить в себе силы и новые эмоции...

— Анжелика, когда я училась в Школе-студии МХАТ, а как ты понимаешь, это было очень давно, у меня были совершенно прелестные педагоги. Василий Петрович Марков, Василий Осипович Топорков, Владимир Николаевич Богомолов и молодой тогда выпускник Всеволод Шиловский. Так вот, они все говорили: «Каждый раз надо выходить играть роль, как будто играешь ее в первый раз, заново». Другие интонации, другие взаимоотношения на сцене между героями, немножко другой взгляд на эту пьесу и новые ассоциации с сегодняшним днем. И, конечно, поиск контакта с аудиторией, которая меняется с каждым годом, с эпохой. Чувствуешь безмерную радость, когда такой контакт происходит. Зритель откликается и чувствует, «про что» ты играешь сегодня, и это придает сил. Словно крылья вырастают! Невероятное чувство… Так что приглашаю всех читателей «7 Дней»: приходите на спектакли. И знайте, что в этот вечер мы будем играть для вас, будто впервые.

Мама Ирины Мирошниченко Екатерина Антоновна
Мама Ирины Мирошниченко Екатерина Антоновна
Фото: из личного архива Ирины Мирошниченко
Мама Ирины Мирошниченко Екатерина Антоновна
«Моя мамочка в новогодние дни особенно много работала на елках. Была такая специальность — массовик и ведущий концертных мероприятий»
Фото: из личного архива Ирины Мирошниченко

— Это истинная правда! Совсем недавно была на моем любимом спектакле — «Моя дорогая Матильда». И, как всегда, он меня взволновал и очень тронул. А что еще у вас было интересного в этом году?

— Да? Спасибо! Что интересного? Работа! И пока она есть, пока ты можешь этому радоваться, на это жаловаться и этим гордиться — значит, ты живешь.

— Как вы сейчас встречаете праздник? И как его отмечали раньше?

— Если говорить о детстве, это было очень необычно… Моя мамочка в новогодние дни особенно много работала на елках. Была такая специальность — массовик и ведущий концертных мероприятий. Эти елки, как правило, проходили в Колонном зале Дома союзов, а потом в Кремле. С начала декабрьских школьных каникул по три елки в день и вечерний бал. И на Новый год то же самое. И поэтому у нас в доме к Новому году все было приготовлено заранее. Хотя жили мы очень скромно, всегда была елочка, красиво накрыт стол, пироги… Я помню, как иногда и папа помогал маме, даже пек сам эти пироги. Я тоже что-то там готовила. Потом мама убегала на бал, отрабатывала его и приходила домой уже ближе к ночи. И тогда мы садились отмечать наш, домашний Новый год — папа, мама, брат, я, кошка и собака… А утром, 1 января, у мамы уже снова была елка… Замечательное было время. Для меня праздник Нового года, конечно, с тех пор связан с общностью людей: много детей, много музыки, красоты, ощущение сказки. Маленькой, мама всегда брала меня с собой на елку. А как я подросла, уже сама стала принимать участие и даже чуть-чуть играть.

Ирина Мирошниченко с  Александром Калягиным
С Александром Калягиным в фильме «Старый Новый год». 1980 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Были Снегурочкой?

— Нет, ну что ты! Снегурочкой была профессиональная актриса, а я была Лисичкой, встречала детей.

— А когда были девочкой, мечтали о чем-то особенном, дорогом и красивом, в подарок на Новый год?

— Нет, нет. Мы жили бедно. Мама всегда старалась мне купить что-то полезное, практичное. Что-то новенькое из одежды. Обязательно ведь нужно было все новое надеть на праздник — новое белье, какую-то свежую кофточку, новые туфли… А я всегда старалась купить что-то сладкое для родителей и брата. В то время был очень красивый и вкусный шоколадный вафельный торт с шоколадным зайцем или оленем. Большой был дорогой, но такой же маленький, как сейчас помню, стоил два рубля двадцать копеек. Вот на этот тортик хватало моих денежек. А уж маме я выбирала какую-нибудь красивую помаду. Она у меня была красавица, всегда накрашенная, ухоженная. Мы все ее очень любили и гордились ею.

— Я поняла, что вы с детства любите встречать Новый год не дома, у телевизора, а на публике, шумно и весело.

— Абсолютно верно! Шумно, весело, красочно и празднично. Когда я вышла замуж, а это произошло достаточно рано, мы всегда ходили встречать Новый год в ЦДЛ, поскольку мой муж был драматургом (Михаил Шатров — советский драматург и сценарист. — Прим. ред.). Там были изумительные вечера! Позже, когда я вступила в Союз кинематографистов, была безмерно счастлива, что могу отмечать Новый год в Доме кино. Как правило, вели эти вечера Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова. Среди гостей было много кинозвезд. Танцы, шутки, капустник, который вели Аркадий Инин и Аркадий Арканов, а под утро обязательно показывали какой-нибудь иностранный фильм, который нигде больше нельзя было посмотреть. Именно там я впервые увидела знаменитый фильм американского режиссера Джорджа Роя Хилла «Афера».

Ирина Мирошниченко
«Я счастливая вернулась домой. Счастливая оттого, что мне хватило сил...» Кадр из фильма «Страх высоты». 1975 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— А какой у вас был самый необычный Новый год?

— Да их было много. Что-то могу рассказать, а что-то нет. (Смеется.) А когда я стала работать не только в театре и кино, но и на эстраде, появилась своя сольная программа и свой репертуар, стали приглашать на концерты. Приблизительно в 1995 году мне мой директор предложил пять концертов за новогоднюю ночь, на разных площадках, с вопросом: «Сможете? Осилите?» У меня был абсолютный азарт и желание сделать это. «Конечно!» — сказала я. Мама, узнав о моем праздничном расписании, попросила: «Возьми меня с собой». Еще с нами поехала моя лучшая подруга Татьяна с супругом. Первая площадка — клуб Валерия Сюткина в Камергерском, «Оранжевый галстук». Там я начала петь после 23 часов, и там же мы за столиком встретили Новый год. Потом другие площадки — гостиницы, корпоративы… К последнему, пятому мероприятию моя команда уже не выдержала, мамочка и подруга поехали по домам. А я приблизительно в 6 утра приехала в Шереметьево, где выступала для сотрудников. Народ еще веселился — серпантин, шампанское, подарки… Короче, я счастливая вернулась домой. Счастливая оттого, что мне хватило сил отработать все эти концерты, доставить радость людям и моим близким. Получила массу подарков, положительных эмоций, заработала деньги. И мне не было одиноко. Это был замечательный Новый год.

— А во МХАТе, в котором вы работаете всю жизнь, наверное, тоже были какие-то свои новогодние традиции?

— Конечно. Во МХАТе во время школьных каникул всегда шел прекрасный спектакль, поставленный еще Константином Сергеевичем Станиславским по пьесе Метерлинка «Синяя птица». Из поколения в поколение дети и взрослые приходили его смотреть. Кстати, это первый спектакль во МХАТе, на который мама меня сводила девочкой. Я была в полном восторге и под сильным впечатлением. А позже, когда я только пришла в театр, моя первая роль была в этом спектакле — в массовке мы играли «черных людей». В черных костюмах ходили по сцене, создавали особую сказочную атмосферу из летающих огней и других предметов. Начинала я с «черного человека», а потом сыграла в этом спектакле Фею. Надо сказать, что во МХАТе всегда была строгая дисциплина. Наказывали за любую провинность. И вот как-то, когда я уже стала известной киноактрисой и фильмы с моим участием были раскуплены по разным странам мира, мне предложили очень интересную поездку на Неделю советского фильма на Цейлон, прямо перед Новым годом. Мне, конечно, очень захотелось. Я никогда там раньше не была, экзотика… 

Ирина Мирошниченко
«Единственная дорога». 1974 г.
Фото: из личного архива Ирины Мирошниченко

На острове должна была состояться премьера фильма «Их знали только в лицо», посольство ждет, паспорт оформлен. Осталось дело за малым — получить разрешение в театре. И мне его дали, но только на три дня. Я согласилась, и Госкино тоже. И вот я лечу на Цейлон тьму времени, что-то около двенадцати часов, с пересадками. Долетела. Жара! Меня встречает господин посол, сотрудники посольства, представители «Совэкспортфильма», пресса, телевидение. Очень все торжественно. Везут в отель. А через несколько часов торжественная премьера в кинотеатре, с представителями посольств разных стран мира. Я сижу в машине, на заднем сиденье, спать хочется жутко. Я на секунду закрываю глаза, открываю, машина стоит, и вижу за окном что-то серое, большое-большое! Смотрю ввысь, а… это слон, который идет параллельно с нашей машиной. Можно было даже высунуть руку и ущипнуть его за ногу. Но я этого не сделала. 

Уж очень непривычно и страшно. После премьеры — прием в посольстве. И тут меня наш посол спрашивает: «Вы на сколько дней приехали? Мы тут для вас подготовили целую программу. Вы должны увидеть весь Цейлон и выступить в нескольких городах. Это будет для вас очень интересно». Я аж задохнулась: «Что вы?! Я завтра должна лететь обратно в Москву. У меня через день спектакль». — «Нет-нет, мы вас не отпустим! Позвоним в театр. Этого не может быть. Нельзя прилететь на Цейлон на один вечер, это невозможно». И вот рано утром звонок в театр, в репертуарную часть. Посол Советского Союза звонит Роману Иосифовичу Фертману, который в то время заведовал репертуарной частью, с Цейлона и говорит: «Ваша артистка нам нужна здесь еще на несколько дней». 

Ирина Мирошниченко
«В Рождество наша маленькая комнатка была заполнена родными и друзьями дома, которых тогда было очень много. По ним я сейчас очень скучаю». Кадр из фильма «Миссия в Кабуле». 1970 г.
Фото: Legion-media

На что Роман Иосифович отвечает: «Это невозможно, она должна играть «черного человека». Если она не выйдет и не сыграет, то будет уволена, так ей и передайте». И вешает трубку. В посольстве были в шоке и спросили меня: «Что вы там такое играете, что без вас просто никак не возможно?» Я не знала, как реагировать. Обманывать было стыдно. Объяснить как есть — просто смешно. И на следующий день я с чемоданами села в самолет и отправилась в Москву. Самолет прилетел вовремя, и в 10 утра я, уже вся одетая в черное, была на сцене МХАТа. А перед моими глазами плыли слоны, пальмы, гости премьеры в вечерних туалетах, ужин в посольстве, иностранные послы... Короче, другой мир, мир настоящей кинозвезды… Но театр я не подвел­а.

— Ирина Петровна, за новогодними праздниками следуют рождественские. В вашем детстве, наверное, было не принято их отмечать?

— Ну почему же! Мама у меня родилась до революции и была очень верующим человеком. Она, ее сестры, все ее близкие жили с верой, с Богом в душе и в сердце. Но папа был членом партии, поэтому мы особенно это не афишировали. И меня, девочкой, не крестили, это было нельзя. Я покрестилась уже сама намного позже. Но с детства ходила с мамой в храм и отмечала Рождество. Мама всегда готовила что-то вкусное в этот праздник. И наша маленькая комнатка была заполнена родными и друзьями дома, которых тогда было очень много. По ним я сейчас очень скучаю.

Ирина Мирошниченко
«Учитесь быть счастливыми. К сожалению, это умение не всем дано, но надо стараться находить хорошее в жизни»
Фото: Арсен Меметов
Ирина Мирошниченко с Никитой Михалковым
С Никитой Михалковым
Фото: Starface.ru

— Раньше многие театры к праздникам выпускали премьеры...

— Да и во МХАТе была традиция к Новому году выпускать какой-то премьерный спектакль. Более того, часто к Новому году заканчивали и фильмы. Например, картину «Старый Новый год» начали снимать летом, и ее премьера состоялась 1 января. В этом году премьеры в театре у меня нет, но, наверное, по привычке я начала думать: а что бы такое мне сделать? Очень захотелось именно к Новому году мобилизоваться и устроить какой-то праздник. Буквально месяц назад, сидя с друзьями, я высказала свою мечту, что хочу сделать концерт. И сразу же нашлась замечательная площадка — театральный центр «На Страстном», при СТД. Мне дали дату — 27 декабря. Будет оркестр, живой звук, обязательно сюрприз — песня, которую вы еще нигде не слышали в моем исполнении… И еще мне захотелось показать зрителям то, что многие не могли увидеть. У нас в МХТ замечательный режиссер Марина Брусникина часто делала вечера, посвященные какой-то теме, — Рождеству, 8 Марта… 

Это было абсолютно по-домашнему, искренне, тепло. Потому что актеры проявлялись с какой-то неожиданной стороны. И вот я пригласила на свой вечер оркестр, который играл на этих вечерах. Помимо тех вещей, которые уже знакомы, готовлю две абсолютно неизвестные песни. Не говоря уже о том, что будут и проза, и стихи. Ставит этот концерт замечательный режиссер МХТ Михаил Рахлин. Согласился провести его заслуженный артист России Игорь Золотовицкий — прекрасный актер, мой коллега и друг. Примет участие в вечере писатель-сатирик Аркадий Инин. Кстати, он написал сценарий фильма «Не сошлись характерами», в котором я снималась. Вы увидите шоу-балет «Идеал», с которым я сотрудничаю много лет… Очень рада, что закончу этот год встречей со своими любимыми зрителями. И с читателями журнала «7 Дней». Пусть жизнь радует вас. И сами учитесь быть счастливыми. К сожалению, это умение не всем дано, но надо стараться находить хорошее в жизни. Я вам желаю веры и добра.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог