Александр Збруев: «Гамлета я подарил Янковскому»

Режиссеры, когда им нужен был «верняк», всегда хватались за Збруева. И «верный» Збруев охотно шел им навстречу, иногда в силу своей врожденной ин­теллигентности «наступая на горло собственной песне».
Раиса Скрыган, Вера Алешина
|
22 Апреля 1996
Александр Збруев
Александр Збруев
Фото: Михаил Клюев

Его знают практически все. И что характерно — даже те, кто не может назвать ни одной его роли, кроме Алешина из «Двух билетов на дневной сеанс» или Ганжи из «Большой перемены», убеж­дены, что он — Збруев — «классный» актер и «мужик хороший». В те неве­роятно далекие времена, когда ныне покойный Олег Янковский только «прописывался» в Театре имени Ленинского комсомола, а скончавшийся в 2008 году Александр Абдулов даже не начинал учиться в ГИТИСе, восторженные по­читательницы Саши Збруева терпели­во ожидали своего кумира после каж­дого спектакля.

Его имя никогда не вызывало шум­ных споров, некоторых его «положи­тельность» раздражает — актер же, пусть выкинет какое-нибудь коленце, ан нет, не выкидывает. Он даже зло­деев никогда не играл. Режиссеры, когда им нужен был «верняк», всегда хватались за Збруева. И «верный» Збруев охотно шел им навстречу, иногда в силу своей врожденной ин­теллигентности «наступая на горло собственной песне».

— Честно говоря, я никогда не был первым. Не знаю, отчего это происходит. С детства так повелось — меня всегда «придерживали». Может, поэтому я шпанил на род­ном Арбате, всячески проявляя юношескую агрессию, — пытался вырваться из амплуа.

Александр Збреув и Наталия Богунова в фильме «Большая перемена»
С Наталией Богуновой в фильме «Большая перемена»
Фото: Kinopoisk

Помню, в сочинском «Актере» мы отдыхали вместе с Глебом Пан­филовым. Как-то разговорились, и он предложил мне сыграть Гамлета. Я подумал: «Боже мой! Это роль, о которой мечтает каждый актер!» А Глеб продолжает: «Ты сыграешь Га-млета а Янковский — Клавдия». «Олег никогда на это не согласится!»— воскликнул я. Приехали в Моск­ву. По просьбе Глеба я звоню Олегу Янковскому: «Есть такая идея — по­ставить «Гамлета». Он, не дослушав, сразу: «Кто Гамлет?» Ну, я попытал­ся отшутиться, говорю: «О, это в принципе не важно...» А он: «Кто Гамлет?» Это правильно, Олег — ак­тер. И я вдруг сдался: «Ну, ты Гам­лет». А мне остался Клавдий... Это не значит, что Клавдий — плохая роль. Я сыграл ее с удовольствием...

— Неужели так и не пожалели о Гамлете?

— Я всегда самого себя отклады­вал на потом. Может, потому, что я — москвич. У нас своя особая жизнь, некое государство в государ­стве. Люди приезжие врываются в наш мир, чтобы завоевать его, сде­лать карьеру. Они умеют пользо­ваться тем, с чем я давно свыкся и даже перестал замечать. А может, у них больше энергии и нахальства.знает, европеец он или азиат. И ка­кова его история. Деникин — хоро­шо или плохо? Чапаев был герой или бандит — я не знаю!

Александр Збруев и Олег Янковский
Александр Збруев и Олег Янковский
Фото: Михаил Клюев

— Вам дискомфортно в сегодняш­ней жизни ? Но вы же актер. Лицедей! Зачем усложнять? Сыграйте еще од­ну смешную роль!

— Нет, не смогу. Мне сейчас не смешно. Впрочем... Если сегодня всерьез углубиться в существо любого вопроса — завтра это покажется смешным. Великие писатели, назы­вая свои произведения комедиями, доходили в них до трагедийного фар­са. Но мы ведь говорим о самых обыкновенных людях — о вас, обо мне. Ведь актеры — самые обыкно­венные люди. Просто составная часть профессии — быть честолюби­вым и желать, чтобы тебя все любили.

— Я люблю находиться в компа­нии, но мне нравится публичное одиночество: быть среди людей, но обособленно. В компании я тот, ко­торый молчит и слушает. Во-пер­вых, я не знаю анекдотов, а если слышу — тут же забываю. Во-вто­рых, я не уверен, что темы, мною предложенные, заинтересуют всех. Не люблю обсуждать свою личную жизнь. Пусть мое останется внутри меня. Так лучше.

Может, поэтому у абсолютно «не­нахального» Збруева хватило на­хальства открыть свой собственный клуб-ресторан.

— Мы стали очень разобщенны­ми. Нет уверенности в том, что, ес­ли произойдет что-то плохое, нам кто-то поможет. Распался круг. Стало меньше друзей и в жизни, и в профессии.

Когда нашлись люди, готовые дать денег на актерский клуб, я вы­ступил в роли энтузиаста — мне очень нравился проект. Я отношусь к театру, как к родному дому, и мне хотелось, чтобы в клубе «ТРАМ» (так раньше назывался театр, а сей­час — ресторан) собирались акте­ры, генерировались идеи. Сейчас по-настоящему нас может объеди­нить только новая творческая идея.

— Почему бы вам самому не по­ставить спектакль?

— Я — актер. В моей жизни все подчинено эмоциям. Кто-то может согласиться с моими чувствами, а

кто-то — посме­яться. Я никогда не просчитываю ситуацию. Даже играя в шахма­ты, не могу дол­го усидеть за до­ской. Но я все время окружен суетой и сам на­чинаю суетить­ся. Чтобы сде­лать спектакль, нужно от всего отстраниться, сосредоточить­ся, нужен ду­шевный покой. А сниматься в кино, играть в театре, работать на телевидении (я ведь по-прежнему являюсь веду­щим передачи «Фабрика грез» на ОРТ, и это отнимает довольно мно­го сил), заниматься «ТРАМом» и между делом ставить спектакль? Я так не могу.

Александр Збреув и Михаил Козаков  в спектакле «Гамлет»
В роли Клавдия в спектакле «Гамлет». Полоний - Михаил Козаков. 1986 год
Фото: Морковкин Анатолий/ТАСС

Лет до пятидесяти Збруев (хотя бы для окружающих) излучал мальчише­ское обаяние и оптимизм. Но в ожи­дании предстоящего шестидесятиле­тия (31 марта актеру исполнилось 58 лет) Збруев заметно погрустнел.

— Не хочу стареть. Хочу вливать­ся в сегодняшнее время, ощущать его движение. Я больше не мечтаю. Потому что в молодости слишком много мечтал, наверное, и знаю, к чему приводят эти мечты. Остались желания, осталась надежда на их исполнение. Раньше ведь все было по-другому — можно было с люби­мой девушкой гулять ночью по почти не освещенной Москве. Бы­ло чувство, а чувство все преобра­жает. Мне интересна молодежь — они сейчас в 25 становятся миллио­нерами, среди них встречаются ум­нейшие люди!

Мое же поколение, последнее поколение тысячелетия, не ориен­тируется в сегодняшнем мире. Мы, как вирус, получили от своих бабу­шек старые мерки. Я не понимаю, кто я такой!

Александр Збруев
«Я никогда не был первым. Не знаю, отчего это происходит. С детства так повелось — меня всегда «придерживали». Может, поэтому я шпанил на род­ном Арбате, всячески проявляя юношескую агрессию, — пытался вырваться из амплуа»
Фото: Михаил Клюев
Александр Збруев и Инна Чурикова
Александр Збруев и Инна Чурикова на репетиции
Фото: Михаил Клюев

— Ну уж вас, наверное, народная любовь стороной не обошла?

— Мне мучительно слышать, что я все сделал и «сполна получил». Это далеко не так! Да, подходят люди, улыбаются, говорят «здрассьте». Но я знаю, что меня помнят по одной-двум ролям.

— А вы сыграли в каком-нибудь эпохальном фильме?

— Я даже рядом не стоял. В теат­ре мне повезло куда больше. Арти­сту всегда нужна победа. Без тще­славия невозможен творческий че­ловек. Профессия актера мучитель­но прекрасна. Ты мучаешься, дела­ешь роль. И вот спектакль кончился

— наступает момент пустоты и стра­ха... Так важно почувствовать, что тебя поняли, что все не зря!

— Что вас отвлекает? Чтение, видео?

— Сейчас я ничего не читаю и ви­део не смотрю. Не могу. Как-то су­ществую внутри себя. Могу заинте­ресоваться фильмом или книгой, если кто-то очень порекомендует. Но редко. Детективы читать не могу — сразу подсматриваю конец. А скучные книги не соответствуют моему внутреннему темпо-ритму.

— Если так все не нравится, мо­жет, бросить все это ? Представить себя этаким Индианой Джонсом и отправиться в дальние края на поис­ки чудес?

— Сегодня я бы уже не смог. Ког­да-то во мне было столько авантю­ризма! Сейчас же меня держат обя­зательства — не только перед собой, но и перед другими. Бросить все бы­ло бы эгоистично.

Момент распутья трудно пережить каждому. И никого я не удивлю, ска­зав, что труднее Збруеву, потому что он лучше многих. «Бабий век», если вы помните, — сорок лет. У мужчин, наверное, другая точка отсчета. Тог­да, по аналогии, буквально через не­сколько лет можно ожидать, что Збруев «станет ягодкой опять»: встряхнется, обретет потерянный бы­ло оптимизм, помолодеет.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог