Федор Бондарчук о «Сталинграде», дорогих китайских актерах и покорении Голливуда

Официальная российская премьера «Сталинграда» состоялась 2 октября, полноценный прокат начинается 10-го.
11 Октября 2013
Федор Бондарчук
Федор Бондарчук
Фото: Дмитрий Пленкин

Официальная российская премьера «Сталинграда» состоялась 2 октября, полноценный прокат начинается 10-го, формально фильм еще не вышел на экраны страны, тем не менее новая совместная работа режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского* уже получила право представлять Россию в борьбе за американский «Оскар». «Сталинград» — первая отечественная картина, снятая в формате IMAX 3D, ее продвижением по миру занимается Sony Pictures, только для Китая планируется отпечатать более трех тысяч цифровых копий.

Словом, в ближайшие месяцы Федору Бондарчуку будет не до отдыха: мало снять фильм, важно правильно его показать…

— Зачем вам, Федор, этот мужчина с мечом между ног?

— Вы сейчас о чем?

— Об «Оскаре».

— Не знаю, что и сказать... Нам кажется, картина имеет шанс побороться за награду, российский оскаровский комитет рекомендовал «Сталинград» в конкурс, но это лишь первый шаг, всерьез рассуждать о чем-либо сейчас попросту нелепо.

— Тем не менее вы даже премьеру передвинули, чтобы попасть в список претендентов.

— По регламенту Американской киноакадемии до конца сентября должно было состояться не менее десяти коммерческих показов картины. Требование мы выполнили, однако это не отразилось на российской премьере, она прошла в намеченные сроки. Все идет по плану.

— Почему спрашиваю? У папы вашего есть «Оскар» 1969 года за «Войну и мир», вот я и подумал: Федор пустился по стопам отца…

— Это вопрос? Ответа не будет. Сегодня меня волнует не то, что гипотетически может случиться в марте 2014 года, а события ближайших недель. Начинается прокат картины, есть четкий график и невероятное количество деталей, вопросов по выходу фильма. Мы связаны контрактом с IMAX, должны строго соблюдать технические параметры. Я занят этим, а не абстрактными мечтами.

— Еще раз про «Оскар», и более о нем ни слова.

Обещаю. Где сейчас статуэтка, полученная Сергеем Федоровичем?

— У мамы дома. Кстати, отец не ездил на церемонию в Голливуд, награду ему потом передали.

— В последние три года мы пытаемся удивить заокеанских киноакадемиков масштабными полотнами о войне: сначала был Никита Михалков с «Предстоянием», потом Карен Шахназаров с «Белым тигром», теперь, значит, вы… Все силимся дать асимметричный русский ответ Стивену Спилбергу и его «Рядовому Райану»?

— Объясняю. Первое. Приступая к съемкам, никогда не думаю о наградах.

В конце сентября съемочная группа посетила места боевой славы города Сталинграда (ныне Волгоград), жители которого стали первыми зрителями блокбастера. На фото: продюсер Александр Роднянския, актриса Янина Студилина и Федор Бондарчук
В конце сентября съемочная группа посетила места боевой славы города Сталинграда (ныне Волгоград), жители которого стали первыми зрителями блокбастера. На фото: продюсер Александр Роднянския, актриса Янина Студилина и Федор Бондарчук
Фото: Sony Pictures

Ни об отечественных, ни о зарубежных. Даже мыслей подобных не возникает. И второе. «Сталинград» я снимал не из желания кому-либо ответить или что-то доказать. Это не моя профессия — поучать или наставлять. Давно хотел сделать такой фильм о войне и о любви, которого еще не было, и рад, что смог увлечь идеей всю команду, работавшую на проекте. Иначе ничего не получилось бы.

— Принято считать, что блокбастер и Великая Отечественная — две вещи несовместные. Почти как гений и злодейство.

— Знаете, подобные разговоры я слышал еще на «9 роте». Нам предсказывали оглушительный провал в прокате, с умным видом объясняя, что в кино ходят девочки, которые берут за руку мальчиков и ведут за собой.

Мол, какая нормальная барышня выберет фильм об Афгане? Это звучало как приговор. Тем не менее бокс-офис «9 роты» составил свыше двадцати пяти миллионов долларов при бюджете в девять с половиной. Шел, напоминаю, 2005 год.

— Следующий тезис, Федор. IMAX 3D, как ни крути, аттракцион, развлекаловка. А тут, понимаешь, священная война…

— И это проходили. Пример: в 1979 году Коппола привез в Москву «Апокалипсис сегодня», гениальную картину о вьетнамской войне. Начало показа задерживали из-за технических проблем. Фильм был снят в формате Technovision анаморфотными объективами плюс специально для кинопоказа — впервые в СССР! — установили Dolby Stereo: режиссер хотел, чтобы советские зрители увидели все именно так, как он задумал.

А о звуке Dolby в ту пору говорили, как сейчас о 3D… Понятно, я не застал эпоху перехода от немого кинематографа к звуковому, как и от черно-белого к цветному, но размышления Чаплина о смерти Великого немого читал и присутствовал во ВГИКе на занятиях по теории операторского мастерства у покойного Вадима Ивановича Юсова, который детально разбирал эксперимент Эйзенштейна с трехцветным «Иваном Грозным» и расписанным вручную флагом в «Броненосце «Потемкине». Так повелось, что любое новшество поначалу вызывает скепсис и сомнение. Упреки в развлекательности, якобы идущей вразрез с высоким искусством, вообще милое дело! И энтертейнмент — готовое ругательство. Между тем IMAX — совершенно другая планета. Ну вот совсем! Да, пока это территория, где властвуют супермены и смурфы, да, мы идем на определенный риск, предлагая в таком формате полноценную военную драму.

Если слушать добрых советчиков, лучше вовсе ничего не снимать. Мне так уж точно. Сидеть тихонько и не высовываться. Но я привык считать, что мы — часть большого кинематографического мира…

— Какая именно?

— Если говорить о фестивальном кино, весьма значимая. Российские картины стабильно участвуют в основных международных конкурсах, наши кинематографисты входят в жюри Берлина, Венеции, Канна... Да, мейнстримовскому кино мешает языковой барьер, и в качестве примера широкого проката в США фильмов из России можно привести, пожалуй, лишь «Дозоры» Бекмамбетова. В этом смысле мы находимся в положении остального неанглоязычного мира. Но штука в том, что все стремительно меняется.

Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук уверен, что студия должна сохранить кинематографический коллектив и стать творческой лабораторией, а не только сервисно-студийным комплексом
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук уверен, что студия должна сохранить кинематографический коллектив и стать творческой лабораторией, а не только сервисно-студийным комплексом
Фото: ИТАР-ТАСС

В этом году в Америке вышло десять картин с бюджетом свыше ста миллионов долларов, в 2014-м таких картин будет уже двадцать. Суммы астрономические, зритель все молодеет, мультфильмы и фантастика властвуют на экранах. Еще и поэтому нам жутко интересно, как примут за пределами страны военную драму «Сталинград», снятую в России в IMAX 3D. Особенно любопытна реакция в Китае.

— Слышал, вы планировали занять в картине актеров из Поднебесной, чтобы повысить ее привлекательность на азиатском рынке.

— Была такая мысль. Не потянули по деньгам. Китайские артисты очень дорого стоят.

— Зато вашим промоутером выступил министр культуры Мединский, лично агитировавший коллегу из Пекина за «Сталинград».

— Кино в Китае жестко квотировано.

Скажем, октябрь и декабрь полностью закрыты для иностранных картин, их попросту не пускают на экраны, которые отданы местным фильмам. Кроме того, большую силу имеет мнение министерства культуры КНР и комитета по цензуре, многое, если не все, зависит от их позиции. Вот я и присутствовал на встрече Владимира Мединского с главой комитета по телерадиовещанию и кинематографии, где было подтверждено, что мы можем выйти в китайский прокат 1 ноября на 3200 копиях.

— Однако!

— Да, в два раза больше, чем дома. Сегодня под «Сталинград» в России расписаны 930 площадок и 1500 цифровых копий.

— А сколько всего у нас современных кинотеатров?

— Около трех с половиной тысяч экранов.

И тридцать два зала IMAX. На все СНГ.

— Сразите китайской цифрой.

— Там цифровых экранов семнадцать тысяч, и каждую неделю добавляется по три новых. Плюс сто одиннадцать залов IMAX. Вот такая арифметика… Поэтому американские мейджоры и ломятся в Китай, соглашаются на любые условия и ограничения, готовы платить высокий процент отчислений. Где еще найдешь такой рынок? России крайне важно на него попасть. «Сталинграду» удалось это сделать первым.

В ближайшее время Бондарчук-продюсер представит телезрителям канала СТС 40-серийный сериал «Молодежка»
В ближайшее время Бондарчук-продюсер представит телезрителям канала СТС 40-серийный сериал «Молодежка»
Фото: ИТАР-ТАСС

— И Америку открывать будете?

— До конца года должны выйти в прокат. Точную цифру копий пока не скажу. Но у нас есть большой плюс: в фильме используется закадровый голос, читающий текст от автора. Он же переводит и немецкую речь, что в сумме составляет процентов сорок экранного времени. Это важно. В Северной Америке не смотрят дублированные картины, пишут титры. А так значительная часть диалогов пойдет сразу на английском. В русской версии авторский текст читаю я, американцы предлагают нам для озвучания большую голливудскую звезду, имя которой не могу назвать, переговоры не завершены, в Китае тоже будет известный местный актер, для Германии хотим просить Тиля Швайгера.

— Томас Кречман, играющий капитана Петера Кана, уже снимался в фильме под названием «Сталинград».

Было это в ФРГ в 1989-м. И у вас вроде бы есть подобный опыт?

— Удивительное совпадение, выяснившееся случайно! Как-то мы заговорили с Томасом о его первой роли на Западе после бегства из ГДР, и он рассказал о своем «Сталинграде». А я вспомнил, что в том же 89-м вместе с Ваней Охлобыстиным и Тиграном Кеосаяном, такими же студентами ВГИКа, проходил практику в качестве ассистента режиссера на одноименной картине моего учителя Юрия Озерова. Словом, у нас с Кречманом три «Сталинграда» на двоих.

— Любопытно, Голливуд название фильма не смущает?

— Проверяли: радует. Знакомое слово, стопроцентная узнаваемость.

— И прямые ассоциации с вождем народов не напрягают?

— Это у нас без конца проводят какие-то параллели, ищут повод для рефлексий, а для США Сталинград — место величайшей битвы в истории человечества, город, где рождалась новая сверхдержава. На Западе нет благоговейного трепета из-за обращения к теме Второй мировой, там оценивают качество фильма. В России приходится держать в уме множество дополнительных факторов. Да, наш «Сталинград» разрушает привычные стереотипы художественных картин о войне. Ваш украинский коллега после премьеры в Киеве назвал наш фильм Fata Morgana. Мне определение очень понравилось. Хотя, с другой стороны, картина снята по канонам старой школы киноповествования, это возврат к традициям. 3D-изображение предполагает внутрикадровый монтаж — клиповая капуста из секундных кадров исключена.

Для меня подобная манера нехарактерна, я так раньше не монтировал.

— Тем не менее сняли «Сталинград» за 79 дней, а с «Обитаемым островом» возились втрое дольше.

— Там было два фильма, которые дались очень тяжело. А тут я прожил лучшее время своей жизни. Уверен, если бы спросил на «шапке» у съемочной группы: «Ну что, коллеги? Завтра выходим? Надо еще кое-что доснять», — все двести человек с радостью согласились бы.

— Значит, что-то все же недоделали, есть ощущение незавершенности?

— Нет-нет, точки в нужных местах расставлены, все закончено. Далее — суд зрителя. Ни слова не скажу в оправдание, мол, не успел, не дали, чего-то не хватило.

Таких отговорок не услышите. Что мог, сделал.

— В интуицию верите? Что подсказывает?

— На время отключил ее. Предвкушение хорошее, поэтому не хочу сглазить.

— К негативной реакции критиков готовы?

— Всегда! Другое дело, что чаще говорят не о моих фильмах, а конкретно о Федоре Бондарчуке. Ну тут уж ничего не попишешь. Привык.

— Правда, что ваш iPhone взломали хакеры?

— Да, но история эта не имеет никакого отношения к картине.

— Объясните хотя бы, о чем речь.

— Погуглите в Интернете, там все есть. Люди хотели денег, пытались шантажировать… Что об этом говорить? Прожитая ситуация. То ли дело «Сталинград». Или, скажем, сериал «Молодежка», который скоро пойдет на СТС.

— Там ведь сорок серий? Когда успели-то настрогать?

— Надеюсь, все же сделать, а не настрогать... Горжусь тем, что получилось в итоге. Надеюсь, и зритель оценит работу режиссера Сергея Арланова.

— Вы ведь выступаете в двух ипостасях — сопродюсера и актера?

— Роль у меня маленькая, но жутко юморная. Колоритный персонаж из девяностых, случайно доживший до наших дней.

Съемочный момент фильма «Сталинград»
Съемочный момент фильма «Сталинград»
Фото: AFP

Он смог заработать денег и очень любит хоккей.

— А вы?

— Если вопрос относится ко второй части моей фразы, то я не спортивный болельщик.

— Получается, удачно сели на хвост «Легенде № 17»?

— У нас съемочный период длился год, столько же занял подготовительный. Если бы попытались пристроиться в фарватер к «Легенде», еще не скоро закончили бы работу над сериалом. Другое дело, что я посчитал долгом поблагодарить коллег из «ТРИТЭ», повысивших интерес аудитории к теме хоккея. А Леонид Эмильевич Верещагин годом ранее сказал нам спасибо за Данилу Козловского, который вышел на первый план после успеха «ДухLess».

— Зато вы перебежали «Легенде» дорожку с «Оскаром».

— Послушайте, что у вас за жаргон: сели на хвост, настрогали, перебежали дорожку… Где вы этого набрались? И потом: мы ведь, кажется, договорились не возвращаться к «Оскару».

— Виноват, исправлюсь. Тогда еще о «Молодежке». Вы ведь презентовали ее в Питере?

— В том числе. Вскоре после Москвы.

— И «Сталинград» впервые показали широкой публике в Петербурге на выставке «Кино Экспо»?

— Так и было. Куда клоните?

— Плавно подвожу к мысли, что Питер вам теперь вроде бы как не чужой.

— Родной! Важнейший город и для российского кинематографа, и для меня лично. Постоянно там бываю. На днях мы с Эдуардом Пичугиным открыли на Петроградке кинотеатр «Великан Парк». Не думаю, что в Питере есть второй такой же. Там, кстати, и «Сталинград» представителям кинорынка показывали.

— На «Ленфильм» время остается?

— В обязанности председателя совета директоров не входит оперативное управление студией, этим двадцать четыре часа в сутки занимается гендиректор Эдуард Пичугин. У него все хозяйство в руках — от канализации до долгов прежнего руководства. За мной другие вопросы и задачи. Вы же знаете, какие конфликты и страсти бурлили еще недавно… «Ленфильм» должен сохранить кинематографический коллектив и стать творческой лабораторией, а не только сервисно-студийным комплексом.

Регулярно общаюсь со Светланой Кармалитой, главным редактором студии. Обсуждаем планы. Рад, что на питчингах в Министерстве культуры проекты «Ленфильма» получили поддержку. Теперь важно, чтобы намеченное свершилось. Студия по-прежнему остается государственной, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Есть кредит ВТБ под госгарантии, нужно многое реконструировать, что-то отстроить заново.

— В какие сроки рассчитываете уложиться?

— Думаю, за два года управимся.

— В Питере не утихли страхи, что на месте студии появится район коммерческой застройки с элитным жильем и офисами, а от «Ленфильма» останется лишь вывеска.

— Об этом шумели и до нас, но сплетни продолжаются.

Привык, что мое имя, куда бы ни зашел, связывают с девелоперами. Правда, никто не может привести реальные примеры. Писали, будто на месте «Главкино» на Новой Риге я коттеджный поселок построю… Смешно!

— Еще питерская пресса упрекает вас в снобизме и надменности.

— Наверное, посмотрели смонтированный из моих пауз и выложенный в Интернет ролик с пресс-конференции в Питере? Да, не отвечал на вопросы, не имевшие отношения к заявленной теме. Мы говорили о «Молодежке» и канале СТС, но беседу так и норовили перевести в иную плоскость.

Кадр из фильма «Сталинград»
Кадр из фильма «Сталинград»
Фото: Sony Pictures

Обычные журналистские хитрости. Вроде бы первая фраза про кино — и тут же без перехода: «А вот свадьба вашего сына…» Всё, спасибо, до свиданья!

— Жаль. Хотел про внучку спросить.

— Маргарита пока ничего не сказала мне о своих политических взглядах.

— Скрывает! В ее-то годы…

— Не приписывайте девушке лишнего: ей только деcять месяцев.

— В любом случае, дед Федор, не дорабатываете с потенциальным партактивом «едросов».

— Есть алиби: временно занят другим делом.

— Вроде бы даже в болота Исландии планируете забраться?

— Опоздали. Уже выбрался. Три недели назад режиссер Дмитрий Грачев и съемочная группа фильма «Вычислитель» вернулись в Москву.

— Вы вновь продюсер проекта?

— Вместе с Дмитрием Медниковым и Антоном Златопольским.

— Ближе болот не нашли?

— Там реально дешевле, а у картины скромный бюджет — сорок миллионов рублей. На всем старались экономить. Здесь пришлось бы снаряжать целую экспедицию, Исландия же приспособлена для съемок. Видели «Прометея» Ридли Скотта? Это не компьютерная графика, а тамошние пейзажи. Выглядят фантастически. Другая планета! Фиолетовые горы, желтые разливы рек, снежные вершины, гейзеры… То, что мы и искали.

— Скоро закончите?

— Через три месяца.

— Когда снова в режиссера переквалифицируетесь?

— Я и не бросал профессию. В апреле начну снимать новый фильм. «Код Дурова».

— Про создателя «ВКонтакте»?

— Да. Не байопик, а рассказ о времени, история феноменального успеха молодого человека.

— Знакомы с Дуровым?

— Не близко. Встречались?

— Он вроде бы в бегах?

— Уже нет.

— А актера на главную роль назовете?

— Пока рано.

— Интригуете, Федор!

— Приходите через полгодика, все выложу как на духу...

* Признаны иностранными агентами по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог