Возвращение легенды
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, до 14 марта.
К 265-летию первого фарфорового завода в России – Императорского – музей представляет уникальную выставку из частных коллекций Москвы и Петербурга. В экспозиции представлены более 200 предметов, по которым можно составить подробное представление об истории завода: со времени его основания императрицей Елизаветой Петровной и до наших дней. В многочисленных чашечках и
тарелочках искуснейшей работы с легкостью можно проследить эпохи раннего и позднего классицизма, николаевскую и александровскую, русского модерна рубежа XIX-XX веков и постреволюционных 20-х годов.Большой раздел выставки посвящен современному авторскому фарфору. Даже если вы не знаток, вам все равно будет любопытно посмотреть, например, на посуду из презентационных сервизов: «Петергофский» (украшавшего торжественный прием глав государств в честь 300-летия Санкт-Петербурга), «Прогулка по Петергофу» (подарок В.В. Путину от губернатора Санкт-Петербурга), «Волжский утес» (изготовленного к Саммиту Россия-ЕС в Самаре). И помните, что фарфор – это не только посуда. Фарфор – это качество и стиль жизни, какое-то хрупкое прошлое и красивое будущее. В рамках выставки запланировано проведение мастер-классов по росписи фарфора, а для коллекционеров и ценителей будет организована продажа эксклюзивных изделий и сувениров.
Туркестанский авангард
Музей искусства народов Востока,
до 18 апреля.
Знакомое название, которого нет на карте, означает значительную часть Средней Азии.
Музей Востока предлагает взглянуть на художественный процесс, который шел в Средней Азии в 1920-30-х годах, как на художественный феномен и вводит в научный оборот термин «туркестанский авангард», обозначающий одно из художественных направлений в искусстве ХХ века. Кураторы и авторы выставки придумали дополнить собственно художественные экспонаты: живопись, графику, плакаты, картины из папье-маше, эскизы настенных росписей – традиционными мужскими халатами из ярких восточных тканей, бекасаба и адраса.
Смысловой центр выставки – залы с картинами Александра Волкова и других мастеров того времени – Н.Карахана, У.Тансыкбаева, П.Щеголева, А.Подковырова, В.Еремяна и другие. Разными судьбами эти художники оказались в Туркестане, где их заворожили азиатские краски, монументальность архитектуры и старинные орнаменты. Европейская школа авангардной живописи и восточная художественная традиция взаимно обогащали друг друга. Молодые московские и петербуржские художники обновили и трансформировали древнее народное искусство, приобщили к профессиональной художественной деятельности мастеров чеканки, ткачества и пр.На выставке можно будет посмотреть и уникальные кадры кинохроники 30-х годов: женщины-паломники, поднимающиеся на священную ошскую Сулейман-гору, сбор хлопка вакуумным методом, партийное собрание на тему освобождения женщины Востока и еще много интересного.
Игорь Мухин.
Сопротивление
Центр современного искусства «ВИНЗАВОД», галерея «XL»,
до 28 февраля.
Документально-художественная выставка Мухина необычно оформлена. Классическая экспозиция – пятьдесят больших, напечатанных вручную, фотографий и широкая трехуровневая лента по периметру галереи из так называемых контролек – маленьких карточек. Интересная выставка, рассказывающая о том, как мы жили последние двадцать лет.
400 снимков – это своеобразная летопись «Сопротивления». Митинги, демонстрации, «марши протеста», молодежь и старики, флаги и костры под проливным дождем, перед милицейскими кордонами. На снимках – жанровые сценки и портреты, молодежь и старики, старый и новый город во всех смыслах.
Михаил Одноралов. Ретроспектива
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, до 28 февраля.
Это первый показ работ одного из наиболее активных участников нонконформистского движения 1960–1980-х годов в России после его эмиграции в США в 1980 году. В своем творчестве Одноралов, как и многие другие представители неофициального искусства, апеллирует к русскому авангарду и модернизму начала XX века, а также использует опыт концептуализма и поп-арта.
Он был одним из организаторов многочисленных квартирных выставок и знаменитой «бульдозерной» в Беляево в 1975. В том же году совместно с Оскаром Рабиным инициировал показы работ художников андеграунда в павильоне «Пчеловодство» и в Доме культуры ВДНХ. Одноралов начинал как мастер городского пейзажа и натюрморта, и эти жанры определили все его дальнейшее творчество. Натюрморт же и стал полем для художественно-пластических экспериментов. В американский период художник начал развивать тему кукол и статуй, «статичных людей». Его персонажи живут в холодных геометрических плоскостях. Ничего лишнего. Метафизика в чистом виде. В экспозиции 60 живописных работ, созданных с начала 1960-х годов, из музейных и частных коллекций, а также объект «Пальто Одноралова», в первый и последний раз показанный на выставке в Доме культуры ВДНХ в 1975 году.