Выставки 15-21 марта

«Метрокомната», документальные картины и позитивная выставка о «коллективном человеке».
Дмитрий Пирогов
|
15 Марта 2010
Владимир Любаров. Едоки. Живопись и графика
Владимир Любаров. Едоки. Живопись и графика
Фото: Фото предоставлено Галереей «Дом Нащокина»

Владимир Любаров. Едоки. Живопись и графика

Галерея «Дом Нащокина», до 11 мая.

Герои живописных серий Владимира Любарова «Город Щипок» и «Деревня Перемилово» стали уже для многих хорошими знакомыми. Эти веселые русские люди живут такой бурной жизнью, что остается только позавидовать. Особенную зависть вызывает их аппетит. В новой серии «Едоки» все едят. И у каждого едока на столе, стуле, газетке, травке натюрмортом разложена вся его история. Художник не ставит себе

целью изобразить только еду.
Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!»
Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!»
Фото: Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Для него главное – мысли и чувства едоков, их мечты и желания. Еда на картинах Любарова становится историей жизни человека, его характером и даже образом мыслей. По еде и питью героев картин легко читаются их судьбы. Так, сиротские бумажные стаканчики с непонятной жидкостью – это трудные понедельники граждан, весело проведших выходные («Понедельник»). Нелепо гигантский, с барочными розочками, торт очень смахивает на несбывшееся женское счастье («У Петровны юбилей»). Бесконечно длинны – как мотаемые сроки – серые макароны, которые с энтузиазмом заталкивает себе в рот человек, который явно побывал в местах не столь отдаленных («Макароны по-флотски»). Кроме прекрасных жанровых картин полюбуйтесь и натюрмортами – на каждом какой-то один фрукт, овощ или продукт.

Прекрасны «Летающие перцы», «Лук», «Кабачки», «Яблоки-груши», «Вишня». На всех натюрмортах – продукты «с характером», вернее, со значением. Каждая картина вызывает массу ассоциаций и необязательно все они связаны с едой. Так же и сами едоки на картинах думают не только и даже не столько о еде, сколько о каких-то важных вопросах бытия. Еда становится как будто продолжением или источником этих мыслей, которые написаны на удивительно чистых лицах героев. На этой выставке стираются различия между пищей духовной и физической…

Александр Дейнека «Работать, строить и не ныть!»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, до 23 мая.

«1812 год в картинах В.В. Верещагина»
«1812 год в картинах В.В. Верещагина»
Фото: Фото предоставлено Государственным Историческим музеем

Масштабная экспозиция, приуроченная к 110-летию со дня рождения художника, проходит в рамках проекта «Александр Дейнека. Исследования. Книги. Выставки. 2009–2011». Дейнека – один из самых ярких и значительных мастеров в истории русского искусства ХХ века. Лидер группы ОСТ (Общество станковистов), живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, спортсмен, лауреат Ленинской премии, автор книг. Дейнеку называли человеком будущего. Его позитивное мироощущение выражалось и в работах. Важнейшими в своем творчестве художник считал «большие насущные темы» и их «выражение языком новой художественной формы». Он во многом расширил границы живописи, обогатив ее художественными средствами фотографии и плаката. Главные мотивы в его творчестве – авиация, спорт и труд – легли в основу большеформатных картин, на которых художник изображал «коллективного человека».

В экспозиции почти две сотни работ: живопись, графика, мозаика, рельефы и скульптура в бронзе, камне и дереве, а также эскизы витражей.

Масштабный раздел выставки посвящен работам военного периода – «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя», рисунки тех лет. Впервые после длительной реставрации экспонируются крупноформатные полотна из собрания Третьяковской галереи «Никитка – первый русский летун» (1940), «Бой амазонок» (1947), «Купальщица» (1951) и «Запорожцы» (1939–1940), выставлявшиеся лишь однажды, при жизни художника, в 1941 году. Между прочим, Дейнека был одним из мастеров, создававших «лицо» Москвы в 1930–1950-е годы. Он много работал для оформления строящихся в то время зданий: МГУ, Дворца Съездов, ВСХВ (ныне ВВЦ) и Московского метро.

Для сводов станционного зала «Маяковской», открытой в 1938 году, по эскизам А.Дейнеки были созданы мозаики «Сутки Страны Советов». Архитектурный проект станции был удостоен Гран-при на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. На выставке мозаики воспроизведены в размерах натуры в мультимедийной инсталляции «Метрокомната».

«1812 год в картинах В.В. Верещагина»

Государственный Исторический музей, до 10 мая.

Василий Верещагин считается великим русским баталистом, и мало кто знает, что художник был категорически против насилия и войны, и все свои полотна считал противовоенными манифестами.

Знаменитую серию из двадцати полотен (на выставке представлено восемнадцать, так как одна картина была передана в Ереванский музей, а одна утеряна) Верещагин писал 14 лет и с большим трудом сумел продать царскому правительству. На экспозиции картины демонстрируются так, как задумывал в свое время художник – при специальном освещении, в музыкальном и шумовом сопровождении, вместе с его литературными комментариями. Верещагин очень переживал насчет того, чтобы его замыслы были поняты верно, и не поленился собственноручно изложить свои тезисы в письменном виде. На эту выставку хорошо привести детей, чтобы объяснить им, что жестокие картины знаменитого художника – это не воспевание войны, а протест против войны. Верещагин участвовал во всех военных действиях, но его полотна были криком человека, вся сущность которого противится насилию.

В 1895 году Верещагин публично показал первые десять холстов из своего проекта, и все они были приняты с большой неприязнью. Французский посол в России счел его холсты оскорбительными, а наши сановники выступили в защиту Наполеона, чей образ они сочли приниженным и почти карикатурным. Высочайшие критики сошлись во мнении, что картины вредные и они извращают историю. Окончательное признание этого проекта на родине произошло только в 1912 году, на выставке к 100-летию победы над Бонапартом. Эту выставку надо смотреть как документальную, внимательно читая комментарии художника, тогда все станет на свои места.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
3 лучших спектакля в Театре им. Моссовета в апреле
Три прекрасные постановки по пьесам Шекспира, Бергмана и Арбузова



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог