(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(152622, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
Легенды и суеверия Пермского края:
какие местные предания легли в основу сериала «Территория»

Легенды
и суеверия
Пермского
края:

какие местные предания
легли в основу сериала
«Территория»
Мистический сериал-путешествие «Территория», основанный на суевериях и фольклоре Пермского края, стал первым проектом на российском телевидении, использовавшим коми-пермяцкую мифологию.
Сюжет
19-летний Егор Чудинов вместе со своим дядей Николаем приезжает в Пермский край, чтобы найти родителей, пропавших во время этнографической экспедиции где-то в окрестностях Кудымкара. По дороге они встречают двух студенток-филологов Таню и Надю, которые присоединяются к поискам. Чем дальше герои продвигаются вглубь территории, живущей по особым законам и обычаям коми-пермяков, тем отчетливее понимают, что оказались здесь вовсе не случайно.
19-летний Егор Чудинов вместе со своим дядей Николаем приезжает в Пермский край, чтобы найти родителей, пропавших во время этнографической экспедиции где-то в окрестностях Кудымкара. По дороге они встречают двух студенток-филологов Таню и Надю, которые присоединяются к поискам. Чем дальше герои продвигаются вглубь территории, живущей по особым законам и обычаям коми-пермяков, тем отчетливее понимают, что оказались здесь вовсе не случайно.
Интересный факт
Студенты, приезжающие на Урал, чтобы изучать местный фольклор — это не вымысел сценаристов. Молодые филологи ежегодно отправляются в деревни на севере Пермского края, чтобы изучать истории коми-пермяков.
Интересный факт
Студенты, приезжающие на Урал, чтобы изучать местный фольклор — это не вымысел сценаристов. Молодые филологи ежегодно отправляются в деревни на севере Пермского края, чтобы изучать истории коми-пермяков.
В первом сезоне «Территории» главным героям довелось столкнуться с ожившими мифами и поверить в существование колдовства.
«В первом сезоне Егор осознает, что он особенный: в нем есть сила, которой он не знает, как воспользоваться. Во втором сезоне он наконец пытается применить ее, вытащить друзей из тьмы, а выбор у него, как нарочно, — пожертвовать кем-то»

Автор сценария Ирина Накарякова

Второй сезон вышел в онлайн-кинотеатре PREMIER 19 января: в продолжении истории герои продолжают путешествовать по мистическим местам и оказываются в параллельном мире, где обитают духи.

Съемки сериала прошли в Прикамье среди уникальных природных объектов — в Каменном городе, Кунгурской ледяной пещере, на Усьвинских столбах. Получился интересный маршрут по Уралу.
Второй сезон вышел в онлайн-кинотеатре PREMIER 19 января: в продолжении истории герои продолжают путешествовать по мистическим местам и оказываются в параллельном мире, где обитают духи.

Съемки сериала прошли в Прикамье среди уникальных природных объектов — в Каменном городе, Кунгурской ледяной пещере, на Усьвинских столбах. Получился интересный маршрут по Уралу.

В первом сезоне Егор осознает, что он особенный: в нем есть сила, которой он не знает, как воспользоваться. Во втором сезоне он наконец пытается применить ее, вытащить друзей из тьмы, а выбор у него, как нарочно, — пожертвовать кем-то»


Автор сценария Ирина Накарякова

Актер Андрей Мерзликин:
«Урал не просто так называют местом силы. Земная энергия бьет тут ключом».
Актер Андрей Мерзликин:
«Урал не просто так называют местом силы. Земная энергия бьет тут ключом».
«Культура коми-пермяков крепко легла в основу нашей „Территории“. Мы пытаемся разложить мифологию на понятную нам логику»

Креативный продюсер

Тимофей Шарипов

Согласно сериалу, местные жители верят в шаманов, колдунов, ведьминские наговоры, знахарские лечебные обряды и обереги. По словам краеведов и этнографов, именно так современные коми-пермяки и живут: сложно определить, кто они — православные или язычники. Утром они могут помолиться Христу, днем пойти по грибы и задабривать лесного духа, а вечером доить корову и читать заклинание, чтобы она дала больше молока.

Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии — их стремление следить за балансом в природе, защищать ее богатства и наказывать жадных охотников и рыболовов.
Согласно сериалу, местные жители верят в шаманов, колдунов, ведьминские наговоры, знахарские лечебные обряды и обереги. По словам краеведов и этнографов, именно так современные коми-пермяки и живут: сложно определить, кто они — православные или язычники. Утром они могут помолиться Христу, днем пойти по грибы и задабривать лесного духа, а вечером доить корову и читать заклинание, чтобы она дала больше молока.

Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии — их стремление следить за балансом в природе, защищать ее богатства и наказывать жадных охотников и рыболовов.

«Культура коми-пермяков крепко легла в основу нашей „Территории“. Мы пытаемся разложить мифологию на понятную нам логику»


Креативный продюсер Тимофей Шарипов

«Первый сезон открыл зрителям самобытный мир пермяков и заставил их поверить даже в икотку»

Автор сценария Ирина Накарякова

«Первый сезон открыл зрителям самобытный мир пермяков и заставил их поверить даже в икотку»


Автор сценария Ирина Накарякова

Персонажи коми-пермяцкого фольклора, фигурирующие в сериале
«Территория»
Икотка
Икотка стала самым популярным мифом из всех, что легли в основу сериала. По легенде это бес, который овладевает телом и волей человека. Он способен контролировать, что человек ест, куда он перемещается, препятствовать религиозным ритуалам — мешать молиться и креститься.

При этом носитель икотки обретает дар ясновидения. Так, например, водитель автобуса рассказывает главным героям, что обращался к одержимой икоткой, чтобы она помогла ему найти того, кто украл его колеса.

Сведения о внешнем виде икотки в коми-пермяцкой мифологии разнятся. Кто-то описывает это существо похожим на плесень, другие утверждают, что оно напоминает черную жижу. Согласно поверьям, достаточно нецензурно выругаться на улице, чтобы подхватить икотку. А еще она передается через пену в напитке, так что современные коми-пермяки сдувают пену перед питьем.
Икотка стала самым популярным мифом из всех, что легли в основу сериала. По легенде это бес, который овладевает телом и волей человека. Он способен контролировать, что человек ест, куда он перемещается, препятствовать религиозным ритуалам — мешать молиться и креститься.

При этом носитель икотки обретает дар ясновидения. Так, например, водитель автобуса рассказывает главным героям, что обращался к одержимой икоткой, чтобы она помогла ему найти того, кто украл его колеса.

Сведения о внешнем виде икотки в коми-пермяцкой мифологии разнятся. Кто-то описывает это существо похожим на плесень, другие утверждают, что оно напоминает черную жижу. Согласно поверьям, достаточно нецензурно выругаться на улице, чтобы подхватить икотку. А еще она передается через пену в напитке, так что современные коми-пермяки сдувают пену перед питьем.
Ворса
Еще один знаменитый персонаж коми-пермяцкого фольклора, фигурирующий в «Территории», — это хозяин леса Ворса.

В сериале верно описывается ритуал обмана Ворсы — если человек заблудился в лесу (местные жители верят, что это Ворса заводит их в чащу), то нужно вывернуть всю одежду и надеть ее наизнанку. Тогда сможешь найти верную дорогу. А Надя перед тем, как переодеться, еще и задобрила Ворсу конфетами.

В сказках Ворса чаще всего принимает облик медведя, но может появляться и в человеческом — великаном ростом с дерево. В ряде легенд упоминается, что у лесного духа есть собака, с которой он обходит свои владения, и у ее лая нет эха. Это объясняется тем, что Ворса живет в параллельном мире — том самом, куда попадают герои во втором сезоне «Территории».
Еще один знаменитый персонаж коми-пермяцкого фольклора, фигурирующий в «Территории», — это хозяин леса Ворса.

В сериале верно описывается ритуал обмана Ворсы — если человек заблудился в лесу (местные жители верят, что это Ворса заводит их в чащу), то нужно вывернуть всю одежду и надеть ее наизнанку. Тогда сможешь найти верную дорогу. А Надя перед тем, как переодеться, еще и задобрила Ворсу конфетами.

В сказках Ворса чаще всего принимает облик медведя, но может появляться и в человеческом — великаном ростом с дерево. В ряде легенд упоминается, что у лесного духа есть собака, с которой он обходит свои владения, и у ее лая нет эха. Это объясняется тем, что Ворса живет в параллельном мире — том самом, куда попадают герои во втором сезоне «Территории».
Пам
В сериале также часто упоминается некий Пам — этим именем Егора называет отшельница Шура еще при самой первой встрече.

Согласно местному фольклору, Пам — это языческий жрец, могущественный колдун, способный творить чудеса, но также в его силах и наказывать порчей.

В древних коми-пермяцких легендах упоминается языческий волхв Пам-сотник, который считался антагонистом проповедника Стефана Пермского, прибывшего в край Коми, чтобы христианизировать местных жителей — приверженцев язычества.
В сериале также часто упоминается некий Пам — этим именем Егора называет отшельница Шура еще при самой первой встрече.

Согласно местному фольклору, Пам — это языческий жрец, могущественный колдун, способный творить чудеса, но также в его силах и наказывать порчей.

В древних коми-пермяцких легендах упоминается языческий волхв Пам-сотник, который считался антагонистом проповедника Стефана Пермского, прибывшего в край Коми, чтобы христианизировать местных жителей — приверженцев язычества.
Суседко
Во втором сезоне «Территории» появился еще один неотъемлемый персонаж коми-пермяцких мифов — суседко (домовой), прозванный так за охотное соседство с людьми.

По словам автора сценария Ирины Накаряковой, ради нескольких секунд в кадре актера гримировали не один час.

Согласно легендам Пермского края, по размеру суседко совсем маленький. Это доброжелательный дух, он оберегает жилище и старается предупредить хозяев дома о надвигающейся беде, для чего может превратиться в кошку или собаку. Люди всегда относились к нему с почтением и специально оставляли под печкой угощение.
Во втором сезоне «Территории» появился еще один неотъемлемый персонаж коми-пермяцких мифов — суседко (домовой), прозванный так за охотное соседство с людьми.

По словам автора сценария Ирины Накаряковой, ради нескольких секунд в кадре актера гримировали не один час.

Согласно легендам Пермского края, по размеру суседко совсем маленький. Это доброжелательный дух, он оберегает жилище и старается предупредить хозяев дома о надвигающейся беде, для чего может превратиться в кошку или собаку. Люди всегда относились к нему с почтением и специально оставляли под печкой угощение.
Чудь
Чудь
Прозванный Памом Егор носит говорящую фамилию Чудинов, отсылающую к понятию «чудь» и легендам о чудском народе. С чудью напрямую связан и финал первого сезона.

Чудь белоглазая — это древний мифический народ, по своему значению близкий к европейским эльфам и гномам. Жители Пермского края верят, что на их землях в стародавние времена жили эти наполовину люди, наполовину сверхъестественные существа.

Согласно легендам, они были маленького роста, ни с кем не общались, не понимали ни русского языка, ни языка коми. Когда в их краю появился христианский проповедник Стефан Пермский, чудские люди вырыли глубокие норы и ушли под землю. По другой версии, используя двоякость своей природы, народ поселился в параллельном мире. Их нельзя увидеть, но игнорировать невозможно, поэтому среди коми распространен обычай «поминать чудь» в Семицкую неделю.
Прозванный Памом Егор носит говорящую фамилию Чудинов, отсылающую к понятию «чудь» и легендам о чудском народе. С чудью напрямую связан и финал первого сезона.

Чудь белоглазая — это древний мифический народ, по своему значению близкий к европейским эльфам и гномам. Жители Пермского края верят, что на их землях в стародавние времена жили эти наполовину люди, наполовину сверхъестественные существа.

Согласно легендам, они были маленького роста, ни с кем не общались, не понимали ни русского языка, ни языка коми. Когда в их краю появился христианский проповедник Стефан Пермский, чудские люди вырыли глубокие норы и ушли под землю. По другой версии, используя двоякость своей природы, народ поселился в параллельном мире. Их нельзя увидеть, но игнорировать невозможно, поэтому среди коми распространен обычай «поминать чудь» в Семицкую неделю.
Жанр: фолк-хоррор
Количество сезонов: 2
Онлайн-кинотеатр: PREMIER
Производство: Good Story Media, Premier
© АО «Издательство Семь Дней», 2023.
Все права защищены.
Над проектом работали: Марина Яковлева, Евгений Смагин.
Промо-материалы предоставлены Good Story Media, Premier.
В работе использованы фотоматериалы с сайта 123RF/legion-media.ru.
16+
РЕКЛАМА
ООО «Премьер»