«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко, фото
«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко
Фото: Кадр из фильма

«Асфальтовое солнце»: «середина 90-х» про советских подростков

Юношеская драма получила приз зрительских симпатий на кинофестивале «Окно в Европу».
Иван Афанасьев
|
06 Сентября 2021

1982-й год. Еще жив (пока) Леонид Брежнев, железный занавес хоть и гремит над головами людей из страны вредных Советов, но уже не может справиться с потоком хлынувшей через границу импортной «запрещенки»: от пластинок AC/DC до американских журналов. Главный герой – подросток Артем, играющий в Фила Радда на кастрюлях и ведрах и мечтающий завоевать внимание понравившейся одноклассницы. Когда любимый отец мальчика уезжает на гастроли в Лондон и остается там навсегда, чтобы «стать тем, кем мечтал всю жизнь», Артем понимает, что праведный гнев, направленный на папу-битника, требует вымещения. Он соглашается состязаться с местным «мажором» Гордеем, которому отец привез из-за границы диковинный для СССР скейтборд. Для Артема это новый опыт, но он решает освоить загадочную «доску с колесиками», чтобы выиграть – хотя бы в своих глазах.

«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко, фото
«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко
Фото: Кадр из фильма

Илья Хотиненко, сын знаменитого советского и российского режиссера Владимира Хотиненко, известен своей совершенно сумасшедшей плодовитостью – 4-5 проектов в год (в основном для ТВ), и это наверняка еще не предел. Самый заметный из них – драма «Одиссея 1989» с молодым Петром Федоровым, в которой тоже обыгрывались разочарования молодости, хотя и в более экспрессивном ключе через наркотики и беспробудную жизнь. «Асфальтовое солнце» полегче будет и наследует настроенческую гамму советского кино про подростков от «Ста дней детства» до «Курьера», но не бездумно копирует ее (как, например, было в другом фильме с «Окна в Европу» – «Искренне ваша!»), а превращает в стилистическую примочку: юность – это рок-н-ролл! Даже в железной авоське Советского Союза в своей финальной стадии.

«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко, фото
«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко
Фото: Кадр из фильма

«Асфальтовое солнце» наполнен позитивным, но не слащавым вайбом, от которого фильм светится, как дискошар: это про детство тех людей, что еще помнят, какое волнительное удовольствие приносил белый танец на школьных танцульках. Критики фильма отмечают, что это очередное кино «про соперничество в детской среде»; пожалуй, нет, потому что соперничество не носит какой-то сугубо прагматичный характер. Для Артема доска – не средство накопления авторитета, он достаточно уверенно себя чувствует, но испытывает кризис из-за предательства родного человека. Новое увлечение выводит его из деструктивной атмосферы озлобленности на мир и питающие его несправедливости. Позже в это дело вклинивается любовная линия – кто не пытался доказать понравившейся девочке (или мальчику), что ты круче всех? Но даже через это бахвальское испытание Артем проходит с высоко поднятым козырьком.

«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко, фото
«Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко
Фото: Кадр из фильма

Это хорошее, доброе и честное кино, которое, с одной стороны, показывает реалии времени, как есть – отсюда и кринжеватый эпизод с таксистом, который в ответ на вопрос, что есть, любовь, отвечает: «Это когда баба дура, но бросить не можешь» (зачем было красивую и чистую историю поганить этим бесполезным сексизмом?). С другой, это кино слегка мечтательное, идеалистическое – но без идеологии. Скейтборд, велосипед, дартс, «сотки», в конце концов – какая разница, в чем соревноваться? Главное, чтобы во всем остаться человеком и не превратить юношеские амбиции в вопросы жизни и смерти. Все пройдет, а впереди – и солнце на асфальте.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров