Режиссер Алексей Герман-младший рассказал, о чем его новый фильм «Дело», который включен программу Каннского кинофестиваля, стартовавшего во вторник, 6 июля.
По словам режиссера, у героев ленты нет реальных прототипов. А сама идея появилась шесть лет назад, когда он много ездил по России и бывал в городах, до которых властям нет дела. В интервью «РГ» он рассказал:
«Помню, к нам подходили люди и жаловались на различные местные беды. Тогда я подумал: а как там живет интеллигенция, которая воспитана на хорошей советской литературе, на наследии русской культуры?.. В итоге возникла история преподавателя провинциального вуза, который борется за, как ему кажется, лучшее будущее».
По сюжету преподаватель провинциального вуза вступает в открытую конфронтацию с мэром маленького городка. Он борется за свои идеалы, за имя и даже за жизнь. Режиссер отмечает, что одна из заложенных в кино мыслей касалась недопустимости разговора между властью и народом на языке ультиматумов. Автор картины считает, что это приведет к социальному взрыву.
«В перспективе это приводит к социальному взрыву с огромным количеством крови. А еще одной революции мы не переживем – страна распадется. Общество в любом случае должно иметь право на обратную связь с государством», – отметил Герман.
Режиссер подчеркивает, что его «Дело» не является манипуляцией или провокацией, наоборот, цель – пригласить к диалогу, а не искать врагов. Фильм ставит множество вопросов, но не дает на них ответов.
«Дело» – в том числе и про корневые русские вопросы. Может ли у нас народ взять на себя ответственность за свою судьбу? Где пределы распущенности чиновников? Или вопрос: где грань между революцией и распадом и совершенствованием общества путем открытого нормального диалога? Фильм не дает ответы, но ставит вопросы. И я даже не знаю, сможем ли мы когда-нибудь на них ответить и их разрешить», – сказал режиссер.