В театре «Прогресс-сцена Армена Джигарханяна» – блистательная премьера спектакля «Балалайкин и Ко»

История, описанная еще Салтыковым-Щедриным, оказалась очень современной и поучительной.
Елена Валеева
|
24 Ноября 2021
Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

Премьерный спектакль театра «Прогресс-сцена Армена Джигарханяна» «Балалайкин и Ко» – это, по словам Сергея Чонишвили, сыгравшего одну из главных ролей, «история о выживаемости русского человека». Спектакль поставлен по пьесе Сергея Михалкова, который написал ее по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». 50 лет назад постановка с успехом шла на сцене «Современника» (реж. Г. Товстоногов), а сейчас в интерпретации Сергея Газарова идет в театре «Прогресс-сцена Армена Джигарханяна». Премьера сразу стала заметным явлением в нынешнем театральном сезоне.

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"
Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

Это вечная и жестокая история, рассказанная языком сатиры, – о том, как приспособиться к изменяющимся условиям бытия. Она – практически пособие, как укротить свое любопытство и обрести благонамеренность и опрятность чувств, и никуда не лезть во избежание проблем. История о том, как выживать среди собственных страхов. Страхи, кстати, в этом спектакле – реальные действующие лица, живо реагирующие на каждое слово и поступок. А герои действуют в прямом смысле с оглядкой на них. Глумов (Сергей Чонишвили) говорит: «Мудреное нынче время! Такое мудреное, что и невинный за виноватого сойдет».

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

Роман Салтыкова-Щедрина, вышедший в 80-х годах XIX века, был посвящен либералам, которые поначалу восхищались переменами, в том числе отменой крепостного права, а спустя недолгое время принялись доказывать свою лояльность установившемуся полицейскому режиму. И эта способность себя укротить (лишь бы чего не вышло) и в XIX веке, и в XXI-м выглядит одинаково смешно. Сатира писателя бьет без промаха, показывая «путь оподления» героев истории, в которой есть и пикантный сюжет: Балалайкину (не только ему) за энную сумму предлагается заключить фиктивный брак с любовницей старого купца. И здесь начинается еще одна история – о том, что те, кто требует от окружающих «опрятности чувств», сами ведут себя совсем иначе.

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

«Глумов. Чем мы только не восторгались!

Рассказчик. А теперь как же?

Глумов.  Забыть.  Забыть и не вспоминать. Живи в свое удовольствие и не рассуждай!

Рассказчик. Что же это за рецепт такой: живи в свое удовольствие!

Глумов (резко).Ну,ешь! Надоест есть пей! Надоест пить – дамочки есть!

Рассказчик. День прошел - и слава богу?

Глумов. Именно. Именно. Победить в себе всякое буйство духа. Жить – вот и все. Удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью чувств... Нужно только в первое время на себя подналечь, а остальное придет само собою».

Кстати, Глумов, в итоге, поступает «на содержание к содержанке», и, кажется, доволен тем, как устроил судьбу…

Среди первых зрителей был и президент Московского академического театра Сатиры, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт. Месяц назад Сергей Газаров сменил его на посту худрука этого театра (так что теперь Газаров возглавляет два коллектива: театр Сатиры и театр «Прогресс-сцена Армена Джигарханяна»). Ширвиндт остался доволен увиденным: «Тема и само произведение замечательные. Этот спектакль Газаров должен был ставить у нас, в «Сатире», так что я очень в материале».

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

В нынешнем сезоне с приходом на пост худрука Сергея Газарова случилось возрождение театра Армена Джигарханяна. У Газарова большие планы, о которых он рассказывал накануне своих первых премьер в этом театре, и свой метод подачи спектаклей. Если своими словами, это командный подход, при котором блистательно играли бы все и каждый, взаимодействуя и подхватывая реплики друг друга. Так его учил Олег Табаков, и Газаров этот принцип успешно воплощает. В «Балалайкине» что ни роль, то новая краска в общую картину, которую действительно мастерски пишут все. Такое полотно перед зрителями развернули! Помимо уже названного Сергея Чонишвили (Глумов, в другом составе в этой роли Анатолий Кот), это Сергей Климов (Рассказчик), Альберт Хасиев (Балалайкин), Андрей Анкудинов/Петр Ступин (Очищенный), Сергей Серов (Иван Тимофеевич), Иван Гордиенко (Парамонов), Светлана Макарова/Надежда Филиппова (Фаинушка), Алексей Анненков/Михаил Железнов (Редедя), Станислав Эвентов/Виталий Четков (Кшепшицульский), Кирилл Анисимов (Прудентов), Артемий Савостьянов (Молодкин), Максим Финогенов (Юноша), Моряна Анттонен-Шестакова и Кристина Исайкина  (Девушки). Весь спектакль героев преследуют страхи – идеально сыгравшаяся группа актеров: Дмитрий Володин, Роман Керн, Тимур Тихомиров, Егор Сазыкин, Станислав Буров, Денис Кириллов, Евгений Марков.

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"

В спектакле много музыки, танцев, оригинальные декорации и сценография. Первые зрители оценили премьеру очень высоко: после показа не смолкали аплодисменты и крики «Браво!»

Ближайшие спектакли «Балалайкин и Ко» на основной сцене театра «Прогресс-сцена Армена Джигарзаняна» (Ломоносовский пр.) идут 28 ноября и 4 декабря.  

Фото: пресс-служба театра "Прогресс-сцена Армена Джигарханяна"
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Что посмотреть в театре Моссовета в мае
4 интересных спектакля для просмотра.



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог