Выход фильма «Довод» ждут с большим нетерпением. Во многом это заслуга Кристофера Нолана. Действительно, это один из самых популярных современных режиссёров с самыми полярными мнениями о нём. Одни его называют гением и чуть ли не новым Спилбергом или Кубриком, а другие псевдо-интеллектуалом, чьи работы весьма претенциозны.
Как бы там ни было, этот режиссёр и сценарист является одним из самых интересных и обсуждаемых, чьи работы всегда делают много шума, привлекают огромное внимание киноманов и зарабатывают большие деньги в международном прокате. А для фильмов, основанных на оригинальных идеях, а в наши дни подобное большая редкость.
Впрочем, картины Нолана не только исключительно его заслуга. Часто сценарии или идеи преподносит ему брат Джонатан, в продвижении помогает его жена Эмма Томас, а актёрский состав состоит из проверенных режиссёром лиц (например, в фильме «Довод» появился актёр Майкл Кейн, который снимается практически во всех его лентах). Поэтому Нолана смело можно назвать коллективным человеком, который создаёт свои фильмы в тесном сотрудничестве с остальными участниками проекта.
Начал Нолан с камерных работ. Первый фильм «Преследование» остался незамеченным, хоть и получил признание критиков. Ныне его помнят лишь ярые фанаты режиссёра. Но вот второй его проект «Помни» не только понравился критикам, но и был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а со временем стал культовым и даже попал 17 лет спустя в Национальный реестр фильмов, в который входят картины, больше всего повлиявшие на кинематограф.
Дальше карьера Нолана шла исключительно вверх. Сначала ему дали перезапустить «Бэтмена». И он не только успешно его перезапустил, но и впоследствии снял ещё более удачные сиквелы — две части «Тёмного рыцаря», которые собрали огромную кассу. Затем он выпустил неожиданный хит «Начало», головокружительный космический эпос «Интерстеллар», а в 2018-м Нолан впервые получил номинацию на «Оскар» как лучший режиссёр за военную драму «Дюнкерк».
По этой фильмографии можно смело судить, что у режиссёра уже накопился немалый опыт и его можно назвать настоящим профессионалом своего дела. Именно поэтому у него появилась собственная база фанатов, причём довольно обширная.
И вот на экранах скоро появится новый фильм Нолана, получивший название «Довод». Ещё задолго до выхода картина активно обсуждалась в социальных сетях. Фанаты предполагали, что Кристофер снимает нечто очень интересное и необычное. По словам самого Нолана, сценарий писался более 10 лет. Фильм снимался в семи разных странах (Эстония, Великобритания, Индия, Дания, Норвегия, Италия и США). В его сценах содержится по минимуму цифровых эффектов и максимум натурных съёмок, что в наши дни большая редкость для блокбастера.
В итоге на съемки было потрачено 200 с лишним миллионов долларов, что для кинопроекта с оригинальным сценарием в наши дни опять-таки большая редкость. Обычно такую сумму тратят на фильм, у которого есть надёжный первоисточник, например, книга или комикс. Сам Нолан, выступивший режиссёром, сценаристом и продюсером проекта говорит о своём фильме так: «Сюжет строится на том, как мы ощущаем время, и смешивает научную фантастику с элементами шпионского триллера».
Дата премьеры неоднократно переносилась из-за всем известной ситуации с пандемией. Сначала премьеру назначили на середину июля, затем на конец июля, потом на начало августа, и в результате остановились на 3-м сентября. Пусть и с небольшой задержкой, но фильм таки доберется до кинотеатров, потому что сам режиссёр очень этого хотел.
Ведь какое-то время ленту предлагали показывать на стриминговых сервисах, а не на большом экране. Нолан посчитал, что для блокбастера подобное недопустимо и сумел-таки настоять на своём. Для многих «Довод» стал самым ожидаемым фильмом года, не только потому, что это первый высокобюджетный блокбастер в кино за долгое время, но и потому, что сам Нолан неоднократно называл его своим самым амбициозным проектом.
Сюжет фильма нереально описать без спойлеров, но можно лишь заметить, что большая его часть строится вокруг понятия «инверсия». Что именно это означает и как именно работает – сказать очень трудно, но немалую часть своего творения Нолан как раз посвящает раскрытию этого понятия. Вообще, это одна из главных фишек режиссёра – пытаться в самом фильме всё объяснить, «разжевать» простому зрителю то, что он без подсказок навряд ли бы самостоятельно понял.
Кому-то это покажется слишком нудным и запутанным, но если вас это заинтересует, то потом вы втянетесь в просмотр и потратите немало времени, чтобы разгадать смысл. «Довод» проще всего охарактеризовать как «фильм-головоломку».
Отдельного внимания заслуживают персонажи. Многие свои проекты Нолан создаёт в строжайшей секретности даже для актёров. «Довод» не стал исключением. Практически никто на съёмочной площадке не понимал, каковы отношения между персонажами, их характеры и в чём вообще суть происходящего. Так же и зритель до последнего не понимает, как именно связаны герои.
Эта интрига сохраняется до конца. Хотя некоторые моменты истории понятны сразу, например кто в фильме главный злодей, но одновременно зритель не получит ответа, как имя главного героя (оно так и останется загадкой).
«Довод» действительно является тем кинособытием, которое хочется обсуждать много и долго. Это интересный блокбастер, который явно отличается от других. Кому-то он действительно покажется сложным, а кто-то скажет, что со временем этот фильм станет культовым, как другие наиболее известные творения Нолана. Гениален ли фильм или же чересчур претенциозен и непонятен — решать вам.