Улетная рыбка

Добрая и пронзительная сказка об одиночестве, настоящей дружбе и тайнах природы способна очаровать любого зрителя.
Анна Федорова
|
04 Сентября 2009
Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

К аниме все относятся по-разному. Одни не выносят малейшего упоминания, другие готовы смотреть эту разновидность мультипликации круглосуточно. Оба лагеря, конечно, и не подозревают, что у них есть нечто (или, скорее, некто) объединяющий и примиряющий их. Это Хаяо Миядзаки. О его творениях киноманы СССР узнали лет 30 тому назад, когда в страну привезли японский фильм «Корабль-призрак». Тогда мы впервые познакомились с непривычным жанром, который привычно обозвали «мультиком». На самом деле «Летающий корабль-призрак» был одним из первых аниме, попавших в советский прокат, а дизайном, раскадровкой и анимацией в нем заведовал конечно же господин Хаяо.

За последние десятилетия Миядзаки превратился из аниматора в сценариста, режиссера, продюсера и основателя студии «Studio Ghibli», создавшего десятки мультпроектов.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

А мир окончательно раскололся на любителей и противников аниме. И лишь выход очередного фильма от Миядзаки-сан способен на некоторое время примирить непримирых. Как, например, «Рыбка Поньо на утесе», стартующая на этой неделе на экранах России.

Сюжет мил, очарователен и обречен напоминать сказку «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена. Некогда у колдуна и прекрасной морской богини родилась дочка, способная очаровать любого смертного. Был, правда, у домашней и послушной рыбки Поньо один небольшой порок – она оказалась безмерно любопытной.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

И, как ни тряслись над малышкой ее родители, любознательность вынудила Поньо уплыть из родного дома, чтобы понаблюдать за жизнью непонятных существ — людей.

Любопытство погубило не только кошку, но и рыбку. Поньо застревает в банке, которую выбросило на берег. Конечно, ее подобрал пятилетний Сооскэ, отец которого пропадал в бесконечных плаваниях, а мать была так строга, что он боялся обратиться к ней лишний раз. И малыши подружились так крепко, насколько это возможно для мальчика и рыбы. Но только девочке из глубин океана Поньо этого оказалось недостаточно. Так скромная дочь волшебников обрела мечту стать девочкой. А, как известно, осуществление желаний всегда связано с преодолением испытаний, уверен Миядзаки, придумавший детям и взрослым подвиги по силам, но бесконечно поражающие зрителей.

Кажется, что с возрастом, приблизившись к 70-летнему рубежу, режиссёр стал очень ответственно подходить к своей главной задаче – вкладывать душу в свои фильмы.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

Графику Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность. Мало того, что каждый персонаж воспринимается зрителем как живой – с этим режиссер всегда справлялся отлично. В «Рыбке Поньо» появилась какая-то удивительная простота, невероятно тонко анимированная, а оттого чарующая зрителя, наблюдающего за трогательными юными созданиями, поселившимися в сказке среди сказочных существ.

Не обошел Миядзаки и стилистику аллегорий, двойных смыслов, закамуфлированной морали, присущую лучшим из произведений аниме.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

«Рыбка Поньо на утесе» — это добрая и пронзительная сказка об одиночестве, настоящей дружбе и тайнах природы. Но в первую очередь она, как и все остальные истории от Миядзаки, — о мире и сохранении чистоты. Не случайно в мультфильме нет жестоких злых персонажей или явной угрозы, с которыми героям нужно бороться. Даже отец Поньо, воспринимаемый сначала отрицательный персонаж, на самом деле олицетворение отеческой заботы и беспокойства о своих детях.

Что касается аллегорий, лежащих на поверхности, то рыбы всегда символизировали два пути, по которым они могут плыть: против течения, к совершенству духа и к достижению цели, и вниз по течению, вникуда. Какое из направлений они выберут, зависит от обстоятельств. Цунами, затопившее побережье, – угроза миру.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
Фото: Фото предоставлено компанией RUSCICO

Утес, на котором живет мальчик Сооскэ, символизирует одиночество. В образе Поньо прописано жертвенное, духовное начало, которым обладает каждая настоящая женщина. Мама Поньо — мудрая богиня, мать всего живого в море. Кстати, Миядзаки очень любит полеты, а потому его герои, преодолев трудности, обязательно воспарят в воздухе, символизируя победу над слабостью.

Впрочем, обнаружение всех аллегорий и скрытых смыслов – далеко не самая главная задача аниме от Хаяо Миядзаки. Режиссер никогда не стыдился того, что на его жизнь и творчество повлияли два советских мультика — «Ежик в тумане» и «Снежная королева». Почему бы и нам не признаться еще раз в своем обожании его фильмов?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог