Однажды в пункт проката фильмов Будапешта позвонил мужчина. На хорошем английском сказал, что ему рекомендовали обратиться именно сюда, так как здесь говорят по-английски и есть фильмы на иностранных языках. В пункте ответили утвердительно. Тогда он продиктовал список фильмов. «На кого записать?» «Брюс Уиллис». «Тогда я — Деми Мур», - рассмеялся сотрудник, но фильмы послал. А вечером дома в новостях увидел, как находящийся в Будапеште на съемках «Крепкого орешка: Хороший день, чтобы умереть» Уиллис рассказывает корреспонденту эту историю.
То, что снимали в Будапеште, по замыслу сценаристов и режиссера Джона Мура должно было показаться непритязательному, непутешествующему (и в основном американскому) зрителю Москвой. Тем более, что кадры почти европейских, но с социалистическим отттенком улиц Будапешта перемежались настоящими видами Златоглавой. Показали и Соборную площадь, переливающуюся куполочками храма Василия Блаженного, и мрачно-могущественные башни Москва-Сити, и гостиницу «Украина», правда, мгновенно уничтоженную шквальным огнем. Так что у поклонников франшизы и сомнений не возникло: на этот раз бравый американский коп Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) запланировал погром Москвы.
Тем более, что и повод ему, наконец, достался подходящий — МакКлейн выяснил, что его родного сына (Джей Кортни) решили судить в России.
Единственное, что не пришло в голову престарелому полицейскому, поинтересоваться, что вынудило МакКлейна- младшего отправиться в страну, где много-много диких... Словом, понятно, кругом оказались враги, разговор с которыми у Джона выходит последние годы короткий: огнем и мечом. Ну и иногда любым подручным средством.
Дальше… Дальше мир московских бандитов, уголовников, новых русских и спецагентов, привыкших хранить оружие в багажниках машин и разъезжать на танках, примется стремительно меняться. Причем, большая их часть даже не успеет об этих переменах узнать. И можно было бы радоваться зачистке территории, хотя бы в кино, или просто любоваться на любимого актера, невозмутимо выполняющего работу настоящих парней.
Но отсутствие минимальной адекватности сюжета не просто мешало радоваться выходу пятой серии боевика, оно раздражало, сводя на нет любые потуги актера. А заштампованность казарменных шуточек делала даже пародийные сцены тяжеловесными.
Если бы не современные спецэффекты, костюмы и грим, можно было бы перепутать эпохи, приняв очередного «Крепкого орешка» за агитку времен холодной войны. Тем более что, уничтожая Москву, МакКлейну удалось спасти мир от ядерной катастрофы. Единственное, что примиряет с сюжетом, это наличие в фильме Брюса Уиллиса и Джея Кортни, доказавших, что «В бой идут одни старики» можно разыграть и на американский манер.
Их дуэт сделал невозможное с фильмом «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть».
До какой степени — узнает каждый, зайдя в любой кинотеатр страны уже сегодня.