Как снять музыкальное кино без слуха и голоса

Или куда Утесов Шахназарова послал.
Максим Андриянов
|
18 Апреля 2013
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» уже 30 лет пользуется большой любовью у зрителей. Но мало кто знает, с какими трудностями пришлось столкнуться его создателям.

История Кости Иванова, которого выгоняют из одесского музыкального техникума за любовь к джазу, а он собирает группу и, несмотря на все перипетии, остается верен своей любви, мгновенно завоевала признание зрителей, когда в 1983 году фильм «Мы из джаза» вышел на экраны. Однако изначально сюжет у картины должен был быть совершенно иным.

Леонид Утесов: «Да не было у нас никакого джаза!»
Леонид Утесов: «Да не было у нас никакого джаза!»
Фото: РИА «НОВОСТИ»
Игорь Скляр очень подходил для компании неудачников — только что из армии, родом из Курска, никаких перспектив...
Игорь Скляр очень подходил для компании неудачников — только что из армии, родом из Курска, никаких перспектив...
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Режиссер Карен Шахназаров хотел снять историю о молодом Леониде Утесове. На эту мысль его натолкнула телепередача, где Леонид Осипович пел и рассказывал про советский джаз в 20-е годы. Шахназаров позвонил своему другу сценаристу Александру Бородянскому и предложил: «Саша, давай про утесовский джаз-банд сделаем кино?» Бородянский идею поддержал, и они принялись собирать материал для сценария. Друзья обратились напрямую к Утесову. Он их вежливо выслушал, а затем заявил: «Да не было у нас никакого джаза. И нечего про это фильм снимать!» Шахназаров и Бородянский были огорошены таким заявлением, ведь необычная судьба Леонида Осиповича замечательно трансформировалась в сценарий. Он родился в веселом и музыкальном городе Одессе в многодетной семье небогатого коммерсанта Вайсбейна. С детства занимался музыкой, рано начал выступать на сцене.

Евгений Евстигнеев поначалу отказывался сниматься у молодого неизвестного режиссера, но потом загорелся ролью вора в законе
Евгений Евстигнеев поначалу отказывался сниматься у молодого неизвестного режиссера, но потом загорелся ролью вора в законе
Для Карена Шахназарова фильм был последним шансом закрепиться в профессии. Николай Аверюшкин, Александр Панкратов-Черный, Карен Шахназаров и Игорь Скляр на съемках в Одессе
Для Карена Шахназарова фильм был последним шансом закрепиться в профессии. Николай Аверюшкин, Александр Панкратов-Черный, Карен Шахназаров и Игорь Скляр на съемках в Одессе
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

После поездки в Париж в 1928 году создал джазовый коллектив, который благодаря сотрудничеству с композитором Исааком Дунаевским быстро завоевал успех. А музыкальная комедия «Веселые ребята», вышедшая на экраны в 1934 году, сделала из Утесова, как теперь говорится, суперзвезду.

Шахназаров и Бородянский недолго ломали голову над резким отказом знаменитого советского джазмена. Поговорив со специалистами, выяснили, что Утесов к джазу как к искусству имел весьма опосредованное отношение. В юности он брал уроки игры на скрипке, был гимнастом, куплетистом, замечательно пел на эстраде, но не знал нот, не играл на музыкальных инструментах. Сценарист и режиссер решили, что Утесов предпочел отказаться от дальнейшего сотрудничества, чтобы не разрушать легенду.

Лариса Долина сыграла чернокожую джазовую певицу, будучи на шестом месяце беременности
Лариса Долина сыграла чернокожую джазовую певицу, будучи на шестом месяце беременности
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
В Елену Цыплакову после фильма «Мы из джаза» влюбились все мужчины СССР
В Елену Цыплакову после фильма «Мы из джаза» влюбились все мужчины СССР
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В поисках сюжета Шахназаров и Бородянский нашли «отца» советского джаза Александра Варламова. Он был уже весьма пожилым человеком, но стоило друзьям обмолвиться о цели своего визита, как у старика загорелись глаза, и он принялся рассказывать истории, многие из которых вошли потом в фильм.

Над сценарием было решено работать в Одессе, колыбели российского джаза 20-х годов. Как вспоминал потом Бородянский: «Мы просыпались часов в десять-одиннадцать, покупали вино, выпивали и часа в два дня начинали писать. Потом в восемь вечера шли на море купаться. Снова пили вино и писали до трех часов ночи». От своей работы друзья были в восторге. Через две недели готовый сценарий они принесли на «Мосфильм» с полной уверенностью, что редакторы высоко оценят их труд. Но сценарий чуть ли не единогласно был признан ужасным.

Свое горе Шахназаров с Бородянским залили в ресторане Дома кино, а наутро, протрезвев, снова сели за пишущую машинку. В итоге работа продлилась год, было написано восемь вариантов сценария и внесено бесчисленное количество поправок. Почему они не бросили это, казалось бы, безнадежное дело? Потому что для молодого режиссера Шахназарова это был последний шанс закрепиться в профессии.

Его первый сценарий, написанный в соавторстве с тем же Бородянским, не приняли к постановке. Предложили снимать картину по пьесе Леонида Зорина «Добряки», которая Шахназарову была не близка, но выбирать не приходилось. Неудивительно, что фильм оказался, мягко говоря, слабоват. «Все так неудачно складывалось, что я стал подумывать о том, чтобы закончить свой путь в кино», — рассказывает о тех временах Шахназаров.

На «Мосфильме» решили дать Шахназарову еще один шанс — разрешили снять фильм про джаз. И даже утвердили на роли тех актеров, которых хотел режиссер. Видимо, потому, что в большинстве своем они были из категории, как теперь бы сказали, лузеров. В случае провала картины руководители студии могли развести руками: от этой компашки мы другого и не ждали. Судите сами: Александр Панкратов-Черный пять лет ждал возможности снять свою первую картину. После его дебюта один чиновник поклялся своим партбилетом, что это последний фильм новоявленного режиссера. Ни денег, ни жилья в Москве. В «Мы из джаза» Панкратов-Черный сыграл случайно. По просьбе режиссера пришел помочь другому актеру и неожиданно попал в образ гораздо точнее Николая Еременко и Леонида Ярмольника, пробовавшихся на роль Степана Грушко.

В сцене «А ну-ка, убери свой чемоданчик» за Панкратова-Черного поет оператор картины Владимир Шевцик
В сцене «А ну-ка, убери свой чемоданчик» за Панкратова-Черного поет оператор картины Владимир Шевцик
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Роль Кости Иванова должна была достаться Дмитрию Харатьяну. Однако появился Игорь Скляр, который тоже очень подходил в компанию неудачников — только что из армии, родом из Курска, никаких перспектив, несмотря на успешный дебют двумя годами ранее. Николая Аверюшкина на роль барабанщика Жоры нашли совершенно случайно. Шахназаров пришел на дипломный спектакль в Музыкальное училище имени Октябрьской революции присмотреть актрису на женскую роль. Но встретил Николая, который показался ему невероятно смешным, и спросил: «Ты на барабанах умеешь играть?» Тот, не задумываясь, выпалил: «Конечно, умею!» — хотя до этого ни разу в жизни не держал в руках барабанные палочки. Он тоже, что называется, не имел ни кола ни двора: после развода жена выставила Николая на улицу.

Немного другая ситуация складывалась у Петра Щербакова, которому достался саксофонист императорского двора Иван Бавурин. Петр Иванович был талантливейшим характерным актером, виртуозным исполнителем ролей чиновников и ответственных партработников, он играл чуть ли не в каждом выпуске киножурнала «Фитиль». Однако на центральные роли его не приглашали уже много лет. И в этом тоже была проблема.

На главную женскую роль Карен Шахназаров пробовал Любовь Полищук и Ирину Понаровскую. Но досталась она совсем еще юной Елене Цыплаковой. Сомнений в том, что Лариса Долина споет свои партии, не было ни у кого. Она — единственный профессиональный музыкант из актерской команды. К тому же Шахназарову казалось, что Долину будет легко загримировать под мулатку.

Сложность заключалась в том, что певица на момент съемок была на шестом месяце беременности. Лариса лежала в больнице на сохранении, и врачи отпустили ее только под личную ответственность режиссера. Шахназаров сам приезжал за Долиной на машине. У нее отекали ноги, кружилась голова и ныла спина, чтобы выйти на площадку Долиной приходилось собирать всю свою волю в кулак. Гримеры трудились над Ларисой по шесть часов, но грим ложился неровно, поэтому у кубинской певицы Клементины Фернандес лицо местами покрыто пятнами.

В какой-то момент на «Мосфильме» спохватились, что в картине нет ни одного известного актера, и потребовали ввести звезд на роли второго плана. Если с Бориславом Брондуковым и Леонидом Куравлевым проблем не было — они оба играли в комедии «Афоня», сценаристом которой был Бородянский, то Евгений Евстигнеев поначалу наотрез отказывался сниматься у начинающего режиссера, да еще в эпизоде.

«Мы были молодые, горячие, пили вино, купались в море ночи напролет, а днем снимали кино»
«Мы были молодые, горячие, пили вино, купались в море ночи напролет, а днем снимали кино»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Но Шахназаров нашел к нему подход: во-первых, Евстигнеев очень любил джаз, а во-вторых, актеру приписали в ведомость 16 съемочных дней вместо трех, чтобы заплатить приличный гонорар. Но в день съемок денег в кассе не оказалось, афера не прокатила, и молодому режиссеру пришлось оправдываться. «Да хрен с ними, с этими деньгами!» — перебил его Евстигнеев. Он уже загорелся ролью, придумал, как будет играть своего Папу — вора в законе, у которого было мало слабостей, но одна из них — джаз. И играл Евгений Александрович вдохновенно. В сцене банкета в ресторане «Парадиз», где его Папа отмечал 50-летие «трудовой деятельности», прямо в момент съемок, под музыку, неожиданно для всех Евстигнеев начал отбивать такт вилкой и ножом на обеденных тарелках.

Шахназаров не стал останавливать съемку, сказав: «Прекрасно, давайте так все и оставим!»

Но если в Одессе съемки шли гладко, то в Москве случилось непредвиденное. На вокзале, когда нарядные и веселые главные герои встречали героиню Долиной Клементину Фернандес, джаз играл из динамиков на всю катушку — по сценарию все четверо должны идти по платформе, пританцовывая. Отрепетировали, приготовились к команде «Мотор!», но тут к режиссеру подошли люди в штатском: «Это чем вы здесь занимаетесь?» — «Мы? Ну вот, кино снимаем. А что здесь такого?» — удивился режиссер. «Как — что? Утром умер Леонид Ильич… Страна скорбит. Немедленно сворачивайтесь!» Шахназарову пришлось срочно звонить главе «Мосфильма» Николаю Сизову.

Тот недолго думая ответил: «Зачем отменять? Продолжайте, только музыку потише сделайте…»

С музыкой у Карена Шахназарова на этих съемках вообще были сплошные проблемы. Начнем с того, что ни Скляр, ни Панкратов-Черный, ни Аверюшкин, ни Щербаков толком не умели играть на музыкальных инструментах. Панкратова-Черного даже ничему научить было невозможно, потому что у него нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма. А ему нужно было играть на банджо и трубе, исполнять куплеты и бить чечетку! В итоге вместо ног Панкратова-Черного на крупных планах снимали ноги профессионального чечеточника Владимира Кирсанова. А в куплетах «А ну-ка, убери свой чемоданчик» и «Прости-прощай, Одесса-мама» звучит голос оператора картины Владимира Шевцика.

«Никто из нас не ожидал, что фильм завоюет такой зрительский успех». Александр Панкратов-Черный, Николай Аверюшкин и Петр Щербаков
«Никто из нас не ожидал, что фильм завоюет такой зрительский успех». Александр Панкратов-Черный, Николай Аверюшкин и Петр Щербаков
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Его тембр идеально совпал с тембром актера.

К моменту премьеры никакого оптимизма по поводу судьбы своей картины Карен Шахназаров уже не испытывал. Но ажиотаж был такой, что в Доме кино картину показывали сразу в двух залах. «Фильм потрясающе приняли, — вспоминает режиссер. — После премьеры, естественно, был банкет. А я тогда жил у родителей. На следующий день отсыпался. Днем меня будит мать и говорит: «Слушай, там какой-то тип названивает, говорит, что Евтушенко. Третий раз уже звонит». А надо понимать, что слава Евгения Александровича Евтушенко в то время была фантастической, зашкаливающей. И вот я беру трубку и слышу: «Я хотел только сказать, что был вчера на вашей премьере. Поздравляю, потрясающий фильм...» Наговорил еще массу приятных слов и повесил трубку.

Я был совершенно ошарашен».

Успех был ошеломительным. По опросу журнала «Советский экран», фильм «Мы из джаза» был признан одним из лучших фильмов 1984 года. В прокате его посмотрели 17,5 миллиона зрителей. 26 стран купили картину. Лента получила с десяток самых разных премий.

Сегодня Карен Шахназаров снова отдает дань уважения джазу — сидит в жюри конкурса «Большой джаз» на канале «Культура». Но когда его спрашивают, не хочет ли он снова снять музыкальный фильм, режиссер неизменно отвечает: «Эта картина отражала состояние моей души 30 лет назад. Мы все были молоды, в Одессе стояла теплая погода, мы работали как одержимые, купались ночи напролет. Я был в разводе, какие-то девушки вокруг нас все время были, мы с ними любовь крутили...

Теперь я другой и повторить чувство радости от жизни, которое тогда испытывал, уже вряд ли смогу».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог