История одной сенсации

Фильм «Начало пути», показанный на НТВ, собрал у экранов невероятное количество зрителей.
18 Декабря 2008
Слева направо: режиссер Игорь Ахмедов, Евгений Радченко (Алексей), Владимир Ровинский (отец Алексея) и Алексей Малашкин (капитан Зимин)
Слева направо: режиссер Игорь Ахмедов, Евгений Радченко (Алексей), Владимир Ровинский (отец Алексея) и Алексей Малашкин (капитан Зимин)

На прошлой неделе в вечернем эфире канала НТВ случилось непредвиденное. Художественный фильм «Начало пути», про детство Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, собрал у экранов невероятное количество зрителей. В это же время по Первому каналу показывали рейтинговый телесериал «Монтекристо» и художественный фильм «Итальянец», а по «России» — не менее популярный сериал «Родные люди» и программу «Вести». Все эти передачи картина, снятая режиссером Игорем Ахмедовым по сценарию Ивана Охлобыстина, оставила, по рейтингам «Gallup Media», далеко позади.

Такого не ожидали ни в «НТВ-Кино», по заказу которого делали картину, ни авторы фильма, ведь «Начало пути» так и не вышло на широкий экран (фильм делали к 75-летию патриарха и сняли его шесть лет назад).

Идея фильма принадлежит Ивану Охлобыстину, который написал сценарий, основываясь на своих личных разговорах с Алексием II. В основу фильма легли рассказы патриарха о детстве, о родителях, о путешествии на Валаам, где он встретил загадочного старца, о начале Великой Отечественной войны, о приходе немецких войск в Эстонию, где и служил его отец священник Михаил Ридигер… Одиннадцатилетний мальчик видит, как тяжело обычному священнику, искренне пытающемуся в тяжелое время сохранить в людях надежду и веру в добро… Но именно это и помогает Алексею принять решение пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь служению людям и Богу.

«Сценарий Охлобыстина был поистине огромен.

Там фигурировал даже предок патриарха генерал Ридигер, сражавшийся с Наполеоном в 1812 году, там были и пушки, и бомбежки, и такие массовые сцены, которых не было со времен Бондарчука в его «Войне и мире», — рассказывает режиссер Игорь Ахмедов. — К сожалению, экранизировать весь сценарий нам не позволяли возможности». Надо сказать, что картина сделана практически на энтузиазме. Все сцены, включая красоты Валаама и пейзажи Эстонии, были сняты в Москве и ближайшем Подмосковье, а сами съемки заняли немногим более месяца — иногда приходилось некоторые сцены снимать с одного дубля, на второй денег уже не хватало. «Когда мы начали работать, я был просто потрясен происходящим.

Те, кто рассчитывал заработать на картине и что-то с нее поиметь, как-то постепенно отсеялись, — рассказывает режиссер, — зато те, кто остался, работали, а не «зарабатывали». Наш директор Юра Мельник настолько ответственно подходил к делу, что даже приносил сдачу, остававшуюся после покупки реквизита. Потом мы нашли ребят из клуба «РКК», и они привезли нам немецкую форму практически даром (для справки: на «Мосфильме» одна пуговица, пряжка или нашивка на погоны стоила 30 долларов в смену). Мало того, они сами бесплатно снялись в ролях фашистов. Это был мой первый фильм, и, начав снимать, я бы и не подумал приглашать в картину звезд, ведь мне известны ставки и того же Михаила Ефремова, и Олега Фомина. Узнав, о чем фильм, они пришли и снимались бесплатно!» Повезло картине и с музыкой. Ахмедов обращался к модным композиторам, а они озвучивали за свое участие сумму в 10—15 тысяч долларов, таких денег у режиссера не было.

Подбирая актеров на роль Алексея и его отца, добивались портретного сходства. Маленький Алексей и его отец — священник Михаил Ридигер
Подбирая актеров на роль Алексея и его отца, добивались портретного сходства. Маленький Алексей и его отец — священник Михаил Ридигер
Фото: ИТАР-ТАСС/ПРЕСС-СЛУЖБА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Зато Евгений Дога за символическую сумму написал всю музыку к фильму. Те, кто смотрел картину, отмечали прекрасную операторскую работу Александра Негрука. Недаром у Негрука за плечами и операторский, и режиссерский опыт. И не зря, значит, Ахмедов приглашал на эту работу художника Алексея Сперанского, тот даже написал маслом несколько эскизов к фильму.

Прежде чем в кадре появился Евгений Радченко — мальчик, сыгравший патриарха в детстве, — режиссер помучился немало. Кастинг длился больше месяца, Ахмедову хотелось не только достичь максимального портретного сходства, но и выбрать действительно ребенка с неким внутренним содержанием, талантом. 13?летний Женя не подвел, благо что у Ахмедова опыт работы в «Ералаше» имелся.

«Меня спрашивали: «Зачем ты снимаешь некассовое кино? Снимай то, что приносит деньги, то, что продается», — рассказывал режиссер. — Что я мог ответить? Как-то знакомый монах сказал мне: «Нас, по большому счету, интересуют не страсти души, а жизнь духа...» Я хотел снять картину, которую будет смотреть не обычный человек, и хотел говорить с ним на удобном ему языке...» Когда подарок доставили юбиляру, тот немало удивил съемочную группу. Посмотрев картину, Алексий… попросил не пускать ее в широкий прокат. Патриарху всея Руси пускать в прокат сагу о себе, видимо, показалось нескромным…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог