До свидания, мальчики

7DN.RU рекомендует: «Месть» – это не столько взрослая психологическая драма, сколько очень хорошее детское кино.
Ольга Маршева
|
27 Апреля 2011
Кадр фильма
Кадр фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Каравелла DDC»

Месть (Hevnen)

Режиссер Сюзанна Бир
В ролях: Микаэль Персбрандт, Вил Джонсон, Эдди Кимани, Эмили Мулайа
Драма
Дания/Швеция
В некоей условной африканской стране спасает чужие жизни Антон, «врач без границ» (Персбрандт). Случаи, с которыми ему чаще всего приходится иметь дело, можно сказать нетипичные, но для этой страны, самые обыкновенные: местный царек, «большой человек», режет животы беременным женщинам и забавы ради калечит мужчин и детей. Тем не менее,

Антон продолжает верить в провидение Божье и еще в то, что ни в коем случае нельзя отвечать на зло насилием.
Кадр фильма
Кадр фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Каравелла DDC»

Поэтому когда к нему привезут того самого «большого человека» с жуткой гангреной, и все медсестры откажутся ему помогать, Антон в одиночку будет бороться за его жизнь и ногу — «потому что он доктор», и иначе не может.

А тем временем на другом конце Земли, в уютной и благополучной, с первого взгляда, Дании, пытаются по-своему выжить жена Антона и его старший сын Элиас. Жена устала видеть мужа пару раз в год, устала игнорировать чужие косые взгляды, и потом, она не может простить какого-то старого предательства — в общем, подает на развод. Что касается Элиаса, то у него все еще сложнее: в школе над ним издеваются — за то, что он швед, и за то, что у него неправильный прикус. Издевательства прекращаются в тот день, когда в школе появляется новый мальчик Кристиан.

Кадр фильма
Кадр фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Каравелла DDC»

Он «только что приехал из Лондона», — как торжественно сообщает учитель классу, и вообще у него все хорошо. Но в действительности, как вы уже догадались, совсем нет: мама Кристиана только что умерла от рака, и мальчишка винит в случившемся отца. Христианской идеологии, проповедуемой Антоном и Элиасом, Кристиан не разделяет и вторую щеку подставлять не намерен. Поэтому когда главный хулиган школы пытается «наехать» на него и Элиаса, Кристиан достает из-за пазухи нож…

Сюжетных поворотов в «Мести» будет еще немало, но главное уже сказано: фильм Сюзанны Бир о том, как каждый интеллигентный человек решает для себя дилемму «второй щеки» («неинтеллигенты», как тоже показано в фильме, такими вопросами вообще не заморачиваются).

Кадр фильма
Кадр фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Каравелла DDC»

Что делать, если какой-то идиот унижает тебя на глазах у сына? Спасать ли жизнь человеку, который сразу же уничтожит десятки других? Наконец, главное: давать ли сдачи обидчику, который регулярно лупит тебя в школьном сортире? Антон на последний, самый важный в жизни каждого мальчика вопрос, отвечает просто: конечно, нет. «Это как цепная реакция: ты бъешь его, он тебя, снова ты его, снова он тебя. Так начинаются все войны».

Надо сказать, объяснение неочевидное для ребенка — в детстве вообще понятия добра и зла сильно размыты. Да и сам Антон переживет настоящую психологическую встряску, когда над только что спасенным им диктатором местное население свершит самосуд. И на чьей вы тогда будете стороне?

За эти вопросы, не имеющие готовых ответов, Сюзанне Бир и вручили в этом году «Оскар».

Кадр фильма
Кадр фильма
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Каравелла DDC»

Американская критика, обычно более чем лояльная к «оскаровским» лауреатам, на этот раз почему-то отреагировала крайне негативно. Сюзанну обвинили в социальной ангажированности (хотя что может быть ангажированнее, чем прошлогодний «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу?). Ее также обвинили в том, что она решает серьезные проблемы жанром «мыльной оперы» — хотя на мыльную оперу «Месть», конечно, совершенно не похожа.

Видимо, американские критики плохо знакомы с предыдущими фильмами Бир, которая начинала как революционерка ларсфонтриеровской «Догмы», а потом постепенно пришла к психологическим драмам «об отношениях» (фильм «Братья» с Натали Портман и Джейком Джилленхаалом, показанный несколько месяцев назад, снят по мотивам как раз ее, датской картины).

Но «Месть» — это не столько взрослая психологическая драма, сколько очень хорошее детское кино. Наблюдать за 12-летними мальчиками, которые решают для себя проблемы добра и зла, учатся мириться со смертью и потерями, узнают, что такое одиночество и отчуждение от самых близких, не в пример интереснее, чем за взрослыми. И просто удивительно, где скандинавы находят такие умные, одухотворенные детские лица (сразу вспоминается юный швед Каре Хедебрант из «Впусти меня»). У нас такими были мальчики из «Ста дней после детства» Соловьева — и очень верится, что, живи в наше время Митя Лопухин, он бы тоже мастерил самодельную бомбу из петард, чтобы восстановить в мире справедливость.

Но вот только петарды в этом мире проблем не решают — еще одна аксиома, которую американцам, и критикам, и некритикам, так и не удается понять.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог