Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Ольга Лерман и Евгений Князев
Ольга Лерман и Евгений Князев в спектакле «Анна Каренина», 2012 год
Фото: Д. Дубинский/театр им. Евгения Вахтангова

Да, сейчас трудное время: у нас нет художественного руководителя, но у нас есть мудрый директор, который умеет сдерживать, направлять, требуя, чтобы в театре были качественные спектакли. И судя по приему публики, нам это удается.

А чем отличается щукинская школа? Наверное, своей стабильностью и своей неизменностью в программе обучения. У нас любой преподаватель может войти в любой класс, спросить, на чем там остановились, и продолжить вести урок. У нас одна методология на всю школу. Мы никого не обманываем, не ловчим и не хитрим. Мы говорим, что актерское мастерство состоит из элементов, которые нужно освоить. Те знания, которые ты должен получить в качестве понимания актерской профессии, они одинаковы для всех.

— Как вы относитесь к тому, что студенты театральных вузов, не овладев до конца своей профессией, идут сниматься в кино?

— Эта проблема у всех институтов существует. Заметьте, я не сказал, что каждый выпускник училища становится личностью, которой мы в дальнейшем будем гордиться. Мы даже это прямо говорим и студентам-первокурсникам, что понимайте только, дорогие друзья, вы сейчас поступили и находитесь в равных условиях, но все вы одинаковыми не будете, все равно на вашем курсе из 25 человек, может быть, пять, семь или десять встанут на ноги и крепко будут стоять в профессии, будут в служить в театрах, а остальные, наверное, будут околотеатральной публикой. Мы это все прекрасно понимаем. Но это относится не только к нашему институту, а ко всем специальностям и ко всем вузам. Не могут выпускаться полноценные курсы талантливых инженеров, юристов, журналистов, биологов. На каждом курсе есть два-три человека, которые рвутся вперед, еще несколько — прихватывают, а остальные плетутся в хвосте. Равных людей нет, все неодинаковы. Для того чтобы у тебя состоялась жизнь, нужно очень много привходящих. Солнце светит одинаково для всех, а вот все остальное зависит от каких-то составляющих или от судьбы, которая тебе предначертана и которой ты следуешь.

— От удачи тоже, наверное, зависит.

— Удача... не факт, что придет. Удачу нужно ловить. Если ты работаешь, и вот в этот момент пришла удача — хорошо. А если ты отдыхаешь, а к тебе удача пришла, ты и не поймешь, что это она...

— Евгений Владимирович, а чем вас, мастера сцены, можно удивить как зрителя, когда вы находитесь в зале?

— Талантом. Это единственная новость, которая всегда нова. Актеры все разные, и нет другого Смоктуновского, или Астангова, или Ульянова, или Ланового, и каждый последующий будет другой. Находясь среди молодых ребят в театре или училище, люблю за ними наблюдать, когда им дают задание, а сам про себя думаю: «Какой же молодец, как он в пустяке находит какую-то необычность. Ах, мальчишечка, талантливый ты, у тебя обязательно получится, ты можешь». А смотрю на другого рядом, он тоже старается, пыжится, показывает... И сам думаю: «Нет, а ты, наверное, будешь играть третьи, четвертые роли». Вот так. И это несмотря на то, что оба работают в одном театре, но в одном актере есть потенциальная необычность и яркость, а в другом ее нет, хоть и работает он неплохо.

— У вас есть спектакль из репертуара Вахтанговского театра, который вы любите смотреть как зритель, в котором вы не заняты?

— Я люблю сцены из разных спектаклей смотреть. Люблю в первую очередь из-за актерских работ. Например, равнодушно отношусь к спектаклю «Минетти», но тем не менее могу зайти, и если я попадаю на сцену, которая мне нравится, то с удовольствием буду смотреть. Так же равнодушно отношусь к спектаклю «Мадемуазель Нитуш» — я могу сказать про него, что там есть много пошлости, дури, но некоторые актерские работы меня подкупают, и я смотрю и думаю: «Восторг! Только ради этого стоит прийти в театр —чтобы полюбоваться».

Из старых спектаклей Вахтанговского театра любил смотреть «Дамы и гусары», где потрясающе работал Юрий Яковлев, любил Михаила Ульянова в постановке «И дольше века длится день». Мне нравятся очень многие сцены в «Дяде Ване». Если я захожу и попадаю на какие-то из них, я с удовольствием останусь, посмотрю. А так вот, чтобы позволить себе просидеть еще раз весь вечер, такое могу позволить себе только на спектаклях свой дочери Аси. Она самовольно выучилась на режиссера, что для меня стало откровением, и я очень иронично к этой идее относился до того момента, пока она не поставила спектакль по Чехову со студентами, который поручил ей худрук Вахтанговского театра сделать. И когда я шел на первый ее прогон, он меня спросил:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая